Выступление с презентацией "Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности"
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Фиалковская Ольга Александровна

Финансовое просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне.    Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Поэтому считаю, что  включение  в образовательную деятельность детского сада  основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Развитие познавательной инициативы у дошкольников средствами современных интерактивных образовательных технологий»

Выступление из опыта работы Фиалковской О.А.

Тема: Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности.

                                                                            Нажить много денег – храбрость,

Сохранить их – мудрость,

                                                                            А умело расходовать – искусство

      Финансовое просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне.    Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Поэтому считаю, что  включение  в образовательную деятельность детского сада  основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.  

       Работу по  формированию предпосылок финансовой грамотности у детей  я провожу с 2020-2021 учебного года, в рамках опорной площадки ДОО, реализующей курс «Основы финансовой грамотности». В настоящее время я работаю с детьми подготовительной группы.

  •  В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

       Для ознакомления с основами финансовой грамотности использую примерную парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Содержание образования Программы включает:

1 «Труд и продукт труда (товар)»

2 «Деньги и цена (стоимость)»

3 «Реклама : правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

4 «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

      В каждом разделе предусмотрены:

  • свободная самостоятельная деятельность детей, и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.

      Таким образом, программа предназначена для партнерского взаимодействия взрослых – воспитателя, родителей (законных представителей) и  детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей (игры, лепки, рисования, конструирования). Родители нашей группы принимают активное участие:  обсуждают дома с детьми сказки К.Д. Ушинского «Два плуга», Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», Т.В. Грековой «Клад», К.И. Чуковского «Федорино горе», и др., читают стихи с детьми о труде, о рекламе, обсуждают смысл пословиц и поговорок о труде, и т.д.

      Во время совместной деятельности каждый ребенок вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен идеями, знаниями и что очень важно –   способами  деятельности. Такой подход обеспечивает позитивную, доброжелательную атмосферу обмена знаниями и приводит к более продуктивным формам сотрудничества. Обучение строю на диалогах и совместном процессе познания детьми нового. 

    Применяю разные интерактивные формы работы с детьми:

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • аквариум (работа в подгруппах от 3х и более)
  • интервью

Предлагаю посмотреть, как Миша в роли корреспондента, берет интервью у своих друзей в процессе свободной деятельности детей.

       Были проведены интерактивные занятия: по мотивам сказки «Приключение монетки», «Мы – бережливые». Знакомлю детей с  элементарными   финансовыми понятиями в максимально  доступной и увлекательной форме – через  игру, чтобы детям было  интересно и занимательно: «Выбор профессии», «Какие ошибки допустил художник?», игра-эстафета «Хорошо – плохо».

      Особенно ребятам моей группы нравятся игры с программируемым мини-роботом Вее-Воt, или Умная пчела.

В играх по финансовой грамотности с использованием мини робота Bee-Bot мы начинали от простого действия. Проводила игру «Путешествие по городу», в этой игре дети программировали Умную пчелу к объектам, где можно купить овощи, заправить машину,  хранить и взять в кредит деньги .

Проводили дидактическую игру «Размен монет», где целью игры было закрепление состава числа в пределах 10.  

Играли с детьми в дидактическую игру «Экономист». Дети должны были выбрать товар одного наименования , но по более низкой цене.

Дидактическую игру «Покупки». Цель игры: формирование умения соотносить количество имеющихся денег со стоимостью товара.

Проводила с детьми квест – игру «Путешествие в финансовую страну». По карте- схеме дети находили задания:

  1. Чем рассчитывались древние люди ?( соль, ракушки )
  2. Как называется место хранения и накопления денег?
  3. Как называется карта , с которой можно снять деньги?
  4.  Как называются российские денежные знаки?
  5. Посчитать, сколько потрачено денег на игрушки, если машинка стоит  3 руб, а мяч 2 руб. и запрограммировать Умную пчелу к нужной сумме.

За каждый правильный ответ, дети получали бонус-фишки. За накопленные бонусы они могли выбрать приз, соответствующий количеству бонусных фишек. Ребята выбрали настольную игру.

Дети с увлечением играли в дидактическую игру «Узнай сказку». Цель: отгадать загадку и запрограммировать Умную пчелу  к нужной сказке. Например :

- Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на поле чудес?

- Что нашла Муха – Цокотуха, когда по полю пошла?

- В какой сказке Иван – дурак продавал коней на базаре?

И другие.

Таким образом, в ходе образовательной деятельности у детей воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Ребята знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена- и этическими: честность, щедрость, экономность.

Применение современных интерактивных образовательных технологий способствует развиваю  познавательной инициативы у дошкольников при ознакомлении с основами финансовой грамотности,  созданию комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности » Фиалковская О.А., воспитатель

Слайд 2

Нажить много денег – храбрость, Сохранить их – мудрость, А умело расходовать – искусство. 2 В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Слайд 3

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Разделы Программы: «Труд и продукт труда (товар)» «Деньги и цена (стоимость)» «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» «Полезные экономические навыки и привычки в быту». 3

Слайд 4

4

Слайд 5

П рименяю разные интерактивные формы работы с детьми: работа в парах хоровод карусель аквариум (работа в подгруппах от 3х и более) интервью 5

Слайд 6

6

Слайд 7

ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ» 7

Слайд 8

ИГРА «ЭКОНОМИСТ» 8

Слайд 9

ИГРА «ПОКУПКИ» 9

Слайд 10

10 КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ФИНАНСОВУЮ СТРАНУ»

Слайд 11

11

Слайд 12

ИГРА «УЗНАЙ СКАЗКУ» 12

Слайд 13

13 С овременные интерактивные образовательные технологии развивают познавательную инициативу у дошкольников при ознакомлении с основами финансовой грамотности, создают комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Доклад на тему:«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»...

«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО»....

«Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников»

Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство....