Конспект сюжетно-ролевой иры "Магазин продуктов" в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

Конспект сюжетно-ролевой иры "Магазин продуктов" в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s-r_igry_magazin.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с трудом продавца, охранника, администратора, товароведа, уборщицы, директора;                                              

 - формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде;                                                                                                                                                                    

- развивать навыки диалогической и монологической речи;                                                                              

- развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;                                                                

- развивать фантазию, воображение;                                                                                                        

- воспитывать уважение к работникам магазинов и супермаркетов;                                         

- воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой.

1. Подготовительный этап: 

Деятельность детей

Рассматривание иллюстраций с изображением здания магазина, кассы, продавцов, товаров.                                                                                                                                                                                        

Чтение художественной литературы: разучивание стихов о профессии продавца, разгадывание загадок.

Продуктивные виды деятельности: изготовление денег для покупателей и кассира, изготовление атрибутов для игры, муляжей.

Беседы с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Что такое магазин, супермаркет?», «Кто работает в магазине, супермаркете?»

«Что такое касса?», «Правила работы с кассой»

Дидактические игры: «Ягоды-фрукты», лото «Магазин», «Найди свою покупку»

2.Основной.                                                                                                                                                           

Игровое пространство:

Касса (бумажные купюры, пакеты)

Отдел «Овощи-фрукты» (муляжи овощей и фруктов)

Отдел «Сладости» (муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных)

Отдел «Напитки» (коробки из-под чая, сока, напитков)

Отдел «Хлебобулочный» (муляжи изделий из теста)

Отдел «Молочный» (упаковки из-под молока, стаканчики от сметаны, баночки от йогуртов, упаковки из-под сыра)

Отдел Мясные изделия» (сосиски, колбаса, нарезка колбасы, сардельки)

3.Заключительный

Разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Магазин продуктов»                                                                         

Повторение правил поведения в общественных местах.

Подготовительный этап: 

Деятельность педагога                                                                               

Изучение методической литературы.

Подбор информации о магазине, супермаркете, об обязанностях их работников.

Придумывание воспитателем материала для игры: для кассира; для охранника; для продавцов.

Разработка конспекта игры «Магазин продуктов»

Основной                                                                                                                                            

Обеспечение руководства.

Использование многоперсонажных сюжетов.                                                                                

Обучение элементам развития сюжета. 

Консультации для родителей «Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры в магазин дома»

Заключительный

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

Деятельность родителей

Изготовление совместно с родителями муляжей продуктов, стеллажи, одежду.

Просмотр родителями презентации сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Словарный минимум:

Профессии: кассир, охранник, продавцы, грузчик, водитель, директор, уборщица.

Орудия труда: деньги, кассовый аппарат, рация, корзины.

Предметно-игровая среда по зонам: касса, отделы: «Сладости», «Хлебобулочный», «Молочный», «Напитки», «Овощи-фрукты», «Мясные изделия»                                                              

Трудовые действия: продаёт, проверяет, охраняет, помогает, объясняет.

Качества труда: спокойно, аккуратно, быстро, вежливо.

Общественная значимость: быстро и качественно обслуживать, соблюдать правила поведения в общественном месте, говорить громко и четко, спросить вежливо.

Методические методы и приёмы:

- игровая ситуация;

- объяснение;

- беседа;

- непосредственное участие воспитателя в игре;

- поручения;

- эмоциональное стимулирование;

- поощрение.

Ход игры:

Ребята! Скажите, пожалуйста, часто ли родители вас берут с собой в магазин? Как вы думаете, почему они ездят в магазин очень часто без вас? Дети отвечают, что они себя там плохо ведут, просят что-нибудь купить…Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Магазин продуктов», чтобы доказать родителям, что вас можно брать с собой в магазин, так как вы знаете правила поведения в магазине, какие отделы в нем существуют, какие продукты в каждом отделе находятся, что нужно для покупки тех или иных товаров и т.д. Для этого нужно сделать очень многое. Я знаю, что вы любите в этой игре быть продавцами, поэтому у нас сегодня не просто магазин, а большой торговый дом (показываю вывеску "Магазин продуктов") Здесь много отделов и каждый может приобрести для себя интересный товар. А руководить нашим большим "Магазином продуктов" должен директор. Кто знает, что входит в обязанности директора? (выслушать ответы детей)
-
Дети, директор - это сильный главный человек в магазине. Он обращает внимание на то, все ли продавцы на месте, никто ли не заболел, у всех ли порядок в отделах, красиво ли стоит товар, аккуратно ли выглядит продавец, да и сам директор должен быть подтянутым и аккуратным. Директор обязан напоминать продавцам быть вежливыми с покупателями, благодарить за покупку.

- А какие обязанности у продавца-консультанта? (продавцы-консультанты раскладывают товар по полкам, развешивают ценники, помогают покупателям при выборе товара) Продавец приходит до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Продавцы – это те люди, которые помогают выбрать покупку, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках и акциях на товары. Продавец встречает покупателей с улыбкой, он рад помочь. Именно у приветливого продавца хочется, что – то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причесан; он знает свой товар, помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память. Как только покупатель выбрал товар, продавец провожает его на кассу.

- Ребята, а какие обязанности у кассира? (выслушать ответы детей)
- Да ребята
, кассир -это очень ответственная должность. Кассир тоже продавец, но он не ходит по залу. Его место за кассой, он «пробивает» чек и берет с покупателей деньги за товар. Нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми, и если он - кассир отвлечется, то может неправильно дать сдачи, он не забывает выдавать чек покупателю.

- Какие обязанности у товароведа? (следит, чтобы весь товар присутствовал в магазине и если его в наличие нет, то нужно его заказать на оптовой базе)

-Что входит в обязанности убощика помещений? (в его обязанности входит влажная уборка и чистота помещений, лестниц; он очищает от грязи и пыли всю мебель, полки, стеллажи и батареи; моет пол, стены, лестницы, окна, двери; выбрасывает весь мусор в контейнеры, которые находятся на улице на территории магазина.

- А какие обязанности у охранника? (следит за порядком в помещении магазина)

- Что входит в обязанности шофера? (доставка продуктов питания в магазин)
- Вы много перечислили ролей в игре "Магазин". А кто еще бывает в магазине? (выслушать ответы)
- Правильно. Без
 покупателей наш магазин не может работать.
- А что входит в обязанности покупателей?
(ответы детей)
-
Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить продавца за покупку; если есть какие то затруднения, в плане выбора товара, замечания, пожелания, то можно обратиться к директору магазина за разъяснениями.
- Итак, мы начинаем игру, но как же нам распределить роли? Чтобы нам не обижаться друг на друга я приготовила "Чудесный мешочек" с красными и синими фишками. тот, кому достанется красная фишка - сотрудник магазина, синяя - покупатель. Договорились?
Дети вытаскивают из мешочка фишки.
- Прошу детей с красными фишками подойти ко мне и предлагаю самостоятельно распределить между собой роли директора магазина, кассира, продавцов и занять свои места. Покупателей прошу взять сумочки и корзинки для покупок.
После того, как все дети заняли свои рабочие места, сообщаю, что у нас сегодня необычный день.
- Вы присутствуете на открытии нашего "Магазина продуктов"
(у входа в магазин вытянута красная лента и подушечка с ножницами)
Предлагаю почетным гостям - это заведующий и воспитатель нашего детского сада открыть магазин. (
под музыку "С днем рождения!" почетные гости перерезают ленточку, кусочки которой мы отдаем им на память, дети хлопают)
Воспитатель предстает в образе директора магазина (посоветовавшись с детьми) и рассказывает о том, какие отделы открылись в магазине, как зовут продавцов, а также где находятся кассы.
Покупатели проходят в магазин, где директор проводит небольшой экскурс.

Игра начинается:

- Продавцы вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок.

- Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все что необходимо покупателю (сумки, кошельки, деньги)                                                                                                       

- Уважаемые покупатели, мы приглашаем вас посетить наш магазин.                                                                       

(покупатели начинают заходить в магазин)

Каждый из продавцов приглашает, рекламируя свой товар:

Продавец питьевых напитков:        А сейчас вы в магазине - 
                                                                Все продукты на витрине: 
                                                                Чай, конфеты, колбаса - 
                                                                Разбегаются глаза.
                                                                Подходите, покупайте,
                                                                Деньги в кассу отдавайте!

Продавец сладостей:                          Если в доме нет сластей,
                                                                Не зови к себе гостей,
                                                                Веселиться невозможно
                                                                Без конфет и без пирожных.

Продавец хлебобулочных изделий: Каравай пахучий, знатный,
                                                                Кренделя и калачи,
                                                                Бублик с маком ароматный,
                                                                А на Пасху куличи.
                                                                Можно с мёдом есть и с маслом,
                                                                С сыром, рыбой, ветчиной
                                                                И с икрой, кружком колбасным
                                                                Белый хлеб или ржаной.

Продавец молочных продуктов

Здравствуйте, уважаемые покупатели!                                                                            

Наш магазин предлагает молочную продукцию.  

У нас в продаже: молоко, сметана, сгущенное молоко, кефир, ряженка и многое другое.

Покупайте нашу продукцию!                                 

Директор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты»)                                                                                                                                  

Охранник предлагает взять корзины.                                                                                         

Покупатель интересуется, где находится тот или иной отдел в магазине.                                          

Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? (Педагог даёт образец поведения покупателя)                                                                                                

- А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое?                                                                                                                                                        

 (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов)                                         

Затем, покупатели, выбрав нужный товар, подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром.                                                                                                      

Кассир предлагает приобрести пакет, берет деньги, отдает сдачу.                          

Кассир: спасибо за покупку, приходите к нам еще!                                                  

Директор: Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками!

Продавцы, пока покупатели рассчитываются, приводите в порядок свои отделы.

Уборщик помещений проследите, чтобы все помещения были чистыми.

Кассиры, сдайте все вырученные деньги мне под роспись.

Товароведа прошу подойти ко мне со списком товаров, которые нужно закупить.

Шофер, будьте на связи с товароведом для того, чтобы съездить за товаром на оптовую базу.                                                                                      

Охранник:                     Магазин наш закрывается, 
                                          Мы с вами все прощаемся. 
                                          Поиграли мы для вас- 
                                          Вам понравилось у нас? 

Дети выполняют свои обязанности.

Воспитатель в конце игры задает детям вопросы:

- Дети вам понравился наш магазин? Как он назывался? (продуктовый)

- А какие отделы были в нашем магазине? (отдел сладостей, напитков, молочный, мясной, отдел хлебобулочных изделий)

- Кто работает в магазине? (директор, продавцы-консультанты, шофера, товаровед, уборщики помещений, кассиры)

- Какая роль вам понравилась больше всего? (ответ детей)

- Какая роль вам показалась более сложной? (ответы детей)

- Хотели бы вы еще раз поиграть в эту игру?

- А кем бы вы хотели быть в следующий раз? Почему?

- Как вы думаете, вы теперь правильно будете вести себя в магазине?

- А теперь я предлагаю вам изготовить для нашего магазина сладости. Ведь все дети любят конфеты, пирожные, печенье, пряники. Когда мы их сделаем, то наш магазин пополнится сладкой продукцией. Но для этого нужно все положить на свои места. Вы все сегодня были большие молодцы, все старались. Сейчас мы с Марией Николаевной пошлем вашим родителям сюжет с нашей игрой. Я думаю, что они, посмотрев его обязательно теперь будут брать вас в магазины.

- Давайте теперь попрощаемся с нашими гостями, а сами займемся уборкой и изготовлением сладостей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - ролевой игры "Семья" в средней группе детского сада

Конспект сюжетно - ролевой игры "Семьс", разработан мной для открытого просмотра. Возможно кому - то пригодится....

Сюжетно-ролевая игра «Профессии» (2 младшая группа детского сада)

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.Беседы о профессиях ....

Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе детского сада по сказке"Теремок"

Задачи: способствовать возникновению игры по мотивам знакомой сказки; формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре; пользоваться салфеткой во время еды; развивать у детей у...

Сюжетно- ролевая игра "Театр" для старшей группы детского сада.

Игра с элементами театрализации. Расчитана на развитие активной речи детей, на развитие социализации и коммуникации, а также на развитие познавательных процессов....

Сюжетно-ролевая игра "Больница" в средней группе детского сада

открытое занятие, на подтверждение категории...

Конспект сюжетно - ролевой игры для детей средней группы детского сада "Экскурсия в зоопарк"

В конспекте представлен вариант  сюжетно - ролевой игры "Экскурсия в зоопарк". В игре использованы загадки о животных, прием распределения ролей, обыгрывание ситуации с поступлением нов...

Конспект сюжетно-ролевой игры с детьми старшей группы по ОО "Социально-коммуникативное развитие" тема "Детская поликлиника"

Конспект  сюжетно – ролевой  игры с детьми старшей группы по ОО «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Детская поликлиника». ...