Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему «Семейный бюджет»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бакиева Зульфия Расимовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

на тему

«Семейный бюджет»

Цель – дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.

 

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

«Социально-коммуникативное развитие»:

 

1.Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx229.64 КБ

Предварительный просмотр:

ёtmp18FE

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

на тему

«Семейный бюджет»

Воспитатель: Бакиева З.Р..http://thegraphicsfairy.com/wp-content/uploads/blogger/-YHohIMfIU9w/UCrsq6-Wb6I/AAAAAAAAUQM/NNpC6G67XqI/s400/family%2Bbudget%2Bag-4.jpg

г.Санкт – Петербург.

Цель – дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: 

«Социально-коммуникативное развитие»:

1.Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».

2.Воспитывать привычки культурного поведения и общения со взрослым и сверстниками.

3.Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми в игровой и коммуникативной деятельности: учить распределять роли, материалы, используя разные способы и приемы (считалка, предварительная договоренность, «цветик-многоцветик»), согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения; приучать самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность при высказывании мнения, проявлять терпение, не вступать в ссоры.

4.Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

5.Развивать интерес к отображению в сюжетно-ролевой игре «Банк» разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение банка, оплата квитанций и пр.), впечатлений, полученных от просмотра мультфильма.

6.Воспитывать самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

1.Развивать умение включаться в коллективное обсуждение состава семейного бюджета и его расходования, выдвигать и доказывать свои предположения.

«Речевое развитие»:

1.Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

2.Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

3.Обогащать словарь детей экономическими терминами («бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «стипендия», «социальное пособие», «сбережения», «накопления», «вклад», «банк», «кредит», «обмен валюты», «банковские операции»).

Планируемые результаты непосредственно образовательной деятельности:

Ребенок

- обладает элементарными представлениями из области экономики;

- владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательной деятельности; обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои эмоции;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в беседе, совместных играх;

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослому и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;

Оборудование для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк».

Предварительная работа: беседа «Моя семья» (предложить детям рассказать, из скольких человек состоит их семья, чем занимается каждый член семьи, помогают ли семье бабушка и дедушка, в чем выражается эта помощь, о чем мечтает семья).


Ход занятия.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Экономике, поговорим об экономической жизни ваших таких разных семей. Наша страна-это много-много семей, все они связаны между собой, семья и государство не могут обойтись друг без друга.

- Ребята, чем в вашей семье занимаются родители? (ответы детей) 

- Зачем ваши родители ходят на работу? (ответы детей)

- Совершенно верно, плата за работу называется заработная плата, или коротко -зарплата.

- А как вы думаете, для чего вашей семье нужны деньги? (ответы детей)

- Какие интересные и разнообразные ответы. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в еде, одежде, отдыхе, разных предметах, игрушка, жилье – человек должен трудиться. Труд человека кормит, а лень портит.

- Ребята, а вы знаете, что такое «бюджет»? Как вы думаете, что оно означает? (ответы детей).

- Бюджет – это все деньги семьи, которыми она может распоряжаться.

- А из каких денег складывается бюджет семьи? Кто пополняет бюджет семьи? (ответы детей).

- Давайте рассмотрим схему:

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\для Н.В 001.jpg

Рис.1 Модель «Состав семейного бюджета»

- Папа-мужчина, он-опора семьи. Он много трудится, чтобы у семьи были деньги, достаток. Папа получает зарплату (укрепляет на модели сектор «Зарплата папы»)

- Мама тоже трудится, делает много добрых дел. Мама получает зарплату (укрепляет на модели сектор «Зарплата мамы»).

- Если совместно с вами проживают бабушка и дедушка. Они вносят вклад в семейный бюджет? (ответы детей)

- Вы правы бабушка и дедушка тоже вносят в клад в семейный бюджет, если они работают, то получают зарплату, а если на заслуженном отдыхе, то получают пенсию. А что такое пенсия? (ответы детей)

- Верно, пенсия – это деньги, получаемые ежемесячно бабушкой и дедушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости (укрепляет на модели сектор «Пенсия бабушки и дедушки»).

- А еще… Государство поддерживает, поощряет тех молодых людей, которые очень старательно, серьезно учатся будущей профессии, хотят стать грамотными специалистами и будут приносить пользу обществу. Эта денежная поддержка называется «стипендия». Что такое стипендия? Давайте все вместе произнесем это слово «стипендия». Стипендия тоже входит в бюджет семьи (укрепляет на модели сектор «Стипендия»).-

- Школьники и дошкольники не вносят деньги в семейный бюджет, потому что в школе и детском саду деньги детям не платят.

- А если в семье рождается малыш, то мама не может ходить на работу, потому что ухаживает за ним. А раз мама не ходит на работу, значит она не получает зарплату. Как быть? (ответы детей)

- На помощь приходит государство: пока мама ухаживает за малышом, она получает социальное пособие, но оно меньше зарплаты. Пособие-это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может сам зарабатывать себе достаточно денег (укрепляет на модели сектор «Социальное пособие»). Малыш подрастет, пойдет в детский сад, а мама пойдет работать. И вместо пособия будет снова получать зарплату.

- Ребята, а продажа с огорода овощей и фруктов входит в бюджет семьи? Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Итак, мы с вами составили схему, из чего складывается семейный бюджет. А кто напомнит, что такое семейный бюджет? (ответы детей)

- Совершенно верно, семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за определенный период времени, это доходы семьи за месяц.

- Ребята, как вы думаете, бюджеты ваших семей будут одинаковыми? (ответы детей)

- Верно, они будут разными. У кого-то только один ребенок в семье, у кого-то есть малыш, а у кого-то старший брат-студент. В некоторых семьях нет папы. Одним семьям помогают бабушки и дедушки, а другим-нет. Существует еще много причин различий бюджетов семей, но о них вы узнаете, когда пойдете в школу.

- Итак, представьте, что это семейный бюджет (показывает детям кулачок). Кто в него вкладывает деньги?

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка.

А вот этот пальчик – я!

Это вся моя семья!

- Пальчики сложились, сложился и наш семейный бюджет.

- Продолжим разговор о семейном бюджете. Это наш семейный бюджет (показывает кошелек). Как мы им распорядимся? (ответы детей).

- Мы с вами собрались на семейный совет, чтобы решить, как распределить семейный бюджет. Ведь в каждой семье есть не только доходы, но и расходы. А что такое «расходы»? (ответы детей).

- Верно, расходы - это деньги, потраченные на какие-нибудь потребности. А для того, чтобы узнать на что расходуется семейный бюджет, я предлагаю вам поиграть в игру «Поле чудес».

Игра проводится на основе модели «Расходование семейного бюджета».

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\для Н.В 001 (2).jpg 

Рис.2 Модель «Расходование семейного бюджета»

Каждый сектор расходов закрыт определенным цветом. Ведущий вращает стрелку на барабане, чтобы открыть сектор, необходимо ответить на вопрос ведущего:

ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человеку необходимо для жизни, то что он употребляет ежедневно (ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ).

РОЗОВЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек надевает на себя с целью обезопасить тело от негативного воздействия внешней среды (ОДЕЖДА И ОБУВЬ).

СИНИЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек применяет для лечения или предупреждения болезни (ЛЕКАРСТВА).

ЯРКО-ОРАНЖЕВЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек применяет, чтобы передать другому человеку на расстояние информацию (УСЛУГИ СВЯЗИ). 

КРАСНЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек потребляет для бытовых целей. То что человек включает, когда в квартире становится темно…(УСЛУГИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ).

ФИОЛЕТОВЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что создает человеку комфорт и удобство для проживания в квартире или доме (УСЛУГИ ЖКХ, КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ).

ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы за присмотр и уход за детьми (ОПЛАТА ЗА Д/С).

СВЕТЛО-ОРАНЖЕВЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, без чего сложно себе представить счастливое детство ребенка (ИГРУШКИ).

- Молодцы! Учли все расходы, какие вы у меня хозяйственные! Важную и сложную работу закончили: распределили семейный бюджет. Посмотрите, остались ли у нас деньги? (на круге остается пустой сектор). Да, часть денег осталась. Их называют свободными деньгами. Свободные деньги - это деньги, которые остаются после того, как сделаны все необходимые расходы. Их можно потратить на что-то, а можно отнести к сбережениям, или, по-другому, накоплениям. Все расчетливые и запасливые люди сберегают часть денег. Как вы думаете, зачем нужны сбережения? (ответы детей).

- Верно, сбережения, накопления нужны для того, чтобы купить что-нибудь дорогостоящее, поехать в отпуск. Я тоже сберегла часть денег и приглашаю вас в кинотеатр… (дети рассаживаются на стулья для просмотра серии «Семейный бюджет» из мультсериала «Азбука денег»).

- Ребята, мудрая Сова еще раз напомнила нам про семейный бюджет. Так что же такое семейный бюджет? (ответы детей).

- Молодцы! Хорошо усвоили.

- Ребята, мне пришли квитанции за коммунальные услуги. Посоветуйте, где мне их оплатить? (В банке.) А хотите сами поиграть в банк? Ну, тогда в путь… Давайте вместе приготовим, что нам понадобиться для игры (расставляют атрибуты).

- Ребята, как же нам распределить роли, чтобы никому не было обидно? А я знаю один способ… Сегодня нам поможет волшебный цветок, подходите, отрывайте лепесток, на нем вы сможете прочитать, кем вы будете.

Играют в сюжетно-ролевую игру «Банк» (оплачивают квитанции, оформляют кредиты, обменивают валюту, открывают вклады).

- Ребята, мне кажется, наш банк закрывается на обеденный перерыв. Мы обязательно продолжим нашу игру, а сейчас давайте вспомним, о чем вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: "Пингвины на льдине"

Разнообразен природный и животный мир нашей планеты! Северный полюс, Южный полюс, пустыня... Любите путешествовать? Тогда  - в  путь!...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: «Путешествие в мир маминых профессий».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: «Путешествие в мир маминых профессий»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «В поисках клада»

Группа: подготовительная к школеЦель: Закрепление  знаний  по элементарным математическим представлений.Задачи   1) Продолжать развивать чувство ритма;2) Побуждать детей к танцевал...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Как ежик зайца выручил»

Группа: подготовительная к школеЦель:  развивать навык составление сказок, используя полученные ранее знания и представления.Задачи:  1) Продолжать развивать монологическую речь детей;2) Раз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»

         Конспект  непосредственной образовательной деятельности  познавательного цикла:  «Первое ратное поле Руси -  «Куликово поле»   дл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе на тему: "Круговорот воды в природе"

конспект по познавательному развитию  поможет в доступной форме ознакомить старших дошкольников с круговоротом воды в природе...