Проект по формированию основ финансовой грамотности "Деньги. Бюджет семьи" (старшая группа)
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сигаева Алена Александровна

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fingram_02.2022.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию финансовой грамотности 
«Деньги. Бюджет семьи»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики»)

                                           

             

                                                                                 

                                        

Воспитатели: Скоробогатова Т.Н.

Сигаева А.А.

                                             

                                           

                                          

Название проекта: «Деньги. Бюджет семьи»

Руководители проекта: воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики» Скоробогатова Т.Н., Сигаева А.А., логопед Бодрова Н.С., инструктор по физической культуре Петрова Н.Н.

Возрастная группа: дети 5-6 лет.

Тип проекта: групповой, познавательный, социально-ориентированный.

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 07.02.2022 по 11.02.2022.

Участники проекта: педагоги МБДОУ №10, детей с нарушением речевого развития «Колокольчики», родители.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта: Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Проблемы, на решение которых направлен проект: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, труд,  потребности, семейный бюджет, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- Образовательные: Закрепить представления детей об экономических понятиях труд и продукт труда, деньги, бюджет, формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию, научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

- Развивающие: Развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Воспитательные: Воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности формировать положительные взаимоотношения детей. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Ожидаемый результат: У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Дети  подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

- определение цели и задач проекта;

- разработка комплексно-тематического плана;

- создание ППРС;

- подбор методической, справочной, художественной литературы;

- беседа с детьми для выявления имеющихся знаний по заявленной теме проекта;

- ознакомительная консультация для родителей о проекте;

- привлечение родителей и педагогов ДОУ к сбору материалов по теме проекта.

2 этап – основной (практическая деятельность)

- беседы «Финансовая грамотность», «Что такое деньги», «Что такое потребности», «Все работы хороши», «Бюджет семьи», «Доход и расход»;

- посещение городского музея, просмотр презентации «Как появились деньги»;

- рассматривание денег разных стран мира;

- моделирование ситуации «Покупки в магазине», «Оплата за проезд»;

- заучивание пословиц и поговорок о деньгах;

- чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-Цокотуха», А. Романов «Чудеса в кошельке», Братья Гримм «Выгодное дело», русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», «Хаврошечка»;

- составление рассказов из опыта детей;

- сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Магазин спортивных товаров», «Супермаркет»;

- дидактические игры «Кому что нужно», «Семейные расходы», «Оплата счетов», «Товары и услуги», «Размен», «Доход и расход», «Профессии», «Хочу и надо»;

- просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»;

- рисование «Зимний лес» (геометрические фигуры), «Бюджет семьи»;

- аппликация «Город геометрических фигур»;

- спортивное развлечение .

Работа с родителями:

- консультация для родителей «Советы родителям по формированию основ финансовой культуры у ребёнка»;

- составление совместно с детьми рассказа с иллюстрацией «Семейный бюджет».

3 этап – заключительный:

- анализ и обобщение результатов проекта;

- выявление полученных знаний у детей по финансовой грамотности;

- оформление центра финансовой грамотности;

- итоговое мероприятие - изготовление «Копилок» и дидактических игр по финансовой грамотности.

Результаты реализации проекта

В ходе подготовки и реализации проекта были проведены беседы с детьми по темам формирования финансовой грамотности. Основная работа была направлена на то, чтобы  дети приобрели первичный финансовый опыт, научились устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.  Для родителей были подготовлены тематические консультации, из которых они получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

На логопедических занятиях выявили, что обучающие сказки помогают детям овладеть финансовыми и экономическими терминами. Для детей хорошей помощью в области финансовой грамотности стали произведения писателей А. Толстого «Золотой ключик», Ш. Перро «Золушка», русские народные сказки «Бобовое зёрнышко», «Каша из топора», «Скряга», «Сварливая жена», «Никонец – с того света выходец», «Горшеня», «Болтливая баба». Сказки помогают детям понять, что деньги зарабатываются трудом, подводят к пониманию, что тратить их нужно мудро. Насыщение жизни детей экономическими сведеньями способствует развитию предпосылок к формированию реального экономического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Краткосрочный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы «Чудо деньги»

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Семейный бюджет и расходы семьи" (старшая группа)

Цель: Раскрытие сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять предст...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Проект по формированию основ финансовой грамотности. 2-ая младшая группа

Проект по формированию основ финансовой грамотности во 2-ой младшей группе...

Проект по формированию ОСНОВ финансовой грамотности детей подготовительной группы

ull;Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные пр...