«Знакомство Буратино с финансовой грамотностью»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ариничева Юлия Викторовна

Сценарий занятия  по финансовой грамотности

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Светлячок»

Сценарий занятия  по финансовой грамотности

в старшей группе

«Знакомство Буратино с финансовой грамотностью»

        

Выполнила:

воспитатель

Ариничева Ю.В.

п. Малое Луговое

Гурьевский муниципальный округ

2022 год

Цель: 

Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:

 - содействие формированию разумного финансового поведения, проявления      ответственного отношения к личным финансам.

- повышать осведомленность в сфере семейных финансов;

- развивать ответственность при обращении с финансами. 

- расширять словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
Ход  образовательной деятельности.

Буратино: Ребята, у меня случилась беда: я закопал  в  землю  пять золотых монет и жду - жду, когда же из них вырастет дерево с целой кучей денег. Прошло уже много времени, но дерево никак не растет…Что же делать, ведь мне срочно нужна новая курточка, старая то уже совсем порвалась… 

Ребенок: Буратино, а куда ты закопал свои деньги?

Буратино: Да в том то и беда, что я забыл…Но у меня есть карта на которой  обозначены пункты: мимо них надо пройти, выполнить какие – то задания, чтобы получить подсказки. Вы мне поможете?

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Буратино?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда давайте рассмотрим карту. Первый пункт нашего путешествия называется «Финансы». Кто знает, что такое «финансы»?

Ответы детей: Финансы – это деньги.

Воспитатель: Для чего нужны деньги?

( Для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, детский сад и т.п.)

- Что с ними можно делать?

( менять, копить, тратить). 

Что мы приобретаем в магазине?

(товар)

Чем мы платим за товар?

 (деньгами)

Какие деньги появились первыми?

 (металлические, монеты)

Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?

 (купюры) 

Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

- Деньги счет любят;

-Копейка рубль бережет;

-Деньги как птицы, то улетают, то прилетают;

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- Деньги не то, что заработано, а что с умом потрачено.

- Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Воспитатель: Ребята! Вы сами того не зная выполнили первое задание – ответили на вопросы викторины про деньги! Поэтому мы можем уже получить первую подсказку. Для этого надо отгадать загадку: с ручейка берет начало, что бы это означало? Глубока и широка средь полей течет…река. Значит продолжать наше путешествие мы будем по реке. Но река эта необычная – это река времени. Она поможет нам вернуться в прошлое, чтобы вспомнить, как появились первые деньги. Говорим волшебные слова: раз, два, три повернись и в прошлом окажись…

Подходим в экрану и рассматриваем слайды.

У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то умел находить съедобные корешки. Когда у людей оставались лишние продукты питания – они придумали ими обмениваться.  Они меняли рыбу на зерно, шкуры на растения, или другие предметы. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки. С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а как у нас в России называются деньги?

Ответы детей: Это рубли.

Воспитатель: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ. Дело в том, что в стародавние времена, когда деньги только стали появляться, для обмена товарами использовали отруб — серебряный слиток, который   рубился на две равные части — рубли, т.е.  рубли были частями куска серебра, от которого их и отрубали. А металлические деньги – монеты назвали копейкой, потому,  что на монете изображен всадник с копьем. Найдите на слайде российские деньги.

Воспитатель: Ой, что то в моем кармане звенит…

(Достаю деньги, кладу на стол…)

Буратино: Ой, денежки. Они мне очень пригодятся.

Воспитатель: Буратино, зачем ты взял наши деньги! Верни нам их, пожалуйста.

Буратино: Ну, вот еще, вы себе еще нарисуете, а может быть, найдете или украдете у кого-нибудь.

Воспитатель: Дети, разве можно нарисовать деньги, а тем более их украсть?

Ответы детей: Нет. Воровать деньги нельзя.

Воспитатель: Буратино, отдай нам наши деньги, а мы с ребятами тебе расскажем, что нужно сделать, чтобы у тебя появились твои собственные деньги.

Ребенок: Деньги можно заработать на работе. 

Ребенок: Деньги можно получить от продажи дома или других предметов. 

Ребенок: Деньги можно выиграть в лотерею.

Ребенок: Деньги можно получить в качестве подарка на день рождения.

Воспитатель: Буратино,  а у тебя есть профессия? Кем ты будешь работать, когда закончишь школу?

Буратино: Что это такое профессия? Знать ничего не знаю об этом. Ерунду вы мне какую-то говорите…..

Воспитатель: Буратино, ты не знаешь, что такое профессия…. Сейчас ребята тебе расскажут, что такое профессия….

Ребенок: Профессия – это труд, который требует от человека специальных знаний и  умений и служит источником дохода. 

Ребенок: Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь  и приносит пользу обществу.
Буратино: И что? Я сам смогу заработать деньги? И потратить их как захочу? И смогу делать то, что мне нравится? (говорит ласковым голосом) 

Ответы детей: Да

Буратино: Ну ладно, забирайте свои деньги. Тем более там еще какая – то записка попалась…

Воспитатель: Ребята, это вторая подсказка. Что нарисовано на картинке?

(фото людей разных профессий)

Ребята, как вы думаете, для чего здесь фотографии людей разных профессий?

Ребенок: Наверное, для того, чтобы рассказать Буратино о том, какие профессии бывают и какую пользу эти люди приносят обществу…

(Обсуждаем профессии)

Воспитатель: Молодцы! Все правильно объяснили Буратино…А вот и следующая подсказка (фото семьи). Ребята, зачем здесь фото семьи?

Ребенок: Надо объяснить Буратино, откуда в семье берутся деньги….

Воспитатель: Правильно! Расскажите Буратино, откуда деньги берутся…

Ребенок: Родители получают зарплату;

Ребенок: Дедушка и бабушка получают пенсию;

Ребенок: Сдают в аренду жилье;

Ребенок: Брат и сестра получают стипендию.

Воспитатель: Все деньги, которые появляются в семье  - это доход семьи. А есть еще и расход. Давайте поиграем с вами в игру «Доход и расход»:

- Папа получил зарплату;

- Заболела бабушка;

- Мама выиграла приз;

- Сестра потеряла кошелек;

- Заплатили за квартиру;

- Брат получил стипендию;

- Купили телевизор;

- Бабушка продала пирожки;

- Брат порвал куртку.

Воспитатель: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Все ли деньги нужно тратить? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (Бережно и экономно). А что значит «экономно»?

Ребенок: Это значит, что нужно покупать только то, что необходимо, а не то, что хочется….Если деньги тратить бездумно, то их может не хватить на нужные вещи.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем научить Буратино правильно  распределять финансы -  поиграем в игру «Хочу и надо». Но сначала надо провести разминку, подготовимся, чтобы правильно выполнить задание:

 «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) 

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) 

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) 

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) 

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) 

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Игра «Хочу и надо»

Под словом «надо» мы будем иметь ввиду наши потребности – то, что важно для жизни человека, а под словом «хочу» - желания, без которых мы можем обойтись:

вода,                   велосипед,

хлеб,                   мяч,

тепло,                 кукла,

свет,                   мороженое,

молоко,              лимонад,

носки,                 компьютер,

витамины,          аттракционы.        

Воспитатель: Молодцы! А вот и подсказка: нужно идти к выходу…

Появляется картинка «Банк»

Буратино: Что это?

Ребенок: Банк – это такой дом, где живут деньги. Деньги изготавливают на специальном заводе. Он называется « Монетный двор». С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк – это место для хранения денег.

Воспитатель: Если положить деньги в банк на долгое время, то потом  можно забрать чуть больше, чем оставил…

Буратино: Ах вот куда мне надо было деньги спрятать, чтобы кучу денег получить!!!  Ой, а вот и то место, куда я закопал свои монеты…

Спасибо, ребята, побегу их скорее в банк отнесу!

Воспитатель: Ребята, а вы поняли, для чего вам нужны знания о деньгах?

Дети: Да!

Будем знания получать,

Капитал умножим,

И тебе, наш детский сад,

В будущем поможем!

Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Расскажите, чему мы сегодня научились и чем помогли Буратино? Продолжи предложение, которое начинается так:

-Я узнал сегодня...

-Я удивился....

-Я запомнил...

(Ответы детей) 

Воспитатель: А теперь нам снова надо вернуться в детский сад:

1, 2, 3 повернись и в детском саду очутись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности Тема: «Посвящаем Буратино в финансовую грамотность»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем ви...

Знакомство дошкольников с финансовой грамотностью через технологию ТРИЗ

Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....

Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

      Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...