Проективные методы
проект по основам финансовой грамотности

Артеменко Ирина Николаевна

Проективные методы – совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах,  информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям.

Проективные методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии, и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektivnye_metody.pptx869.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проективные методы исследований Работу выполнили студенты 4 курса группы 7851 Петрова Оксана Федоровна Колесникова Наталья Леонидовна

Слайд 2

Проективные методы – совокупность исследовательских процедур , позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах , информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям . Проективные методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии, и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний , мыслей, установок, ожиданий . Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Термин “проективные” был впервые использован Л. Франком в 1939 г . Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов , которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Слайд 3

Принято различать следующие группы проективных методик: методики структурирования : формирование стимулов, придание им смысла; методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории; методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему; методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Слайд 4

Методики структурирования (конститутивные). Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, «что-то в нем надо увидеть». Методики: тест чернильных пятен Роршаха , тест облаков, тест трехмерной проекции.

Слайд 5

Методики конструирования. Создание из разрозненных оформленных деталей единого целого. Методики: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации. Тест мира. Обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов — людей, животных, машин, домов и прочего, и он по своему усмотрению создает из моделей некий мир, не обязательно используя их все. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций мира, освоенное пространство и пр.

Слайд 6

Методики интерпретации. Интерпретация, объяснение некоторой ситуации , события. Методики: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга.

Слайд 7

Методики дополнения. Требуется продолжить рассказ, предложение . Методики: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга . Оригинальный тест Юнга представляет собой четыре листа по 100 слов. Это список не связанных между собой слов. Психолог читает перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное психологом слово другим словом, уже своим. Методики катарсиса: ( греч. K atharsis – очищение) – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях. Методики: психодрама , проективная игра.

Слайд 8

Методики изучения экспрессии : анализ почерка, особенностей речевого общения , миокинетическая методика Мира - Лопеца. Методика Мира-Лопеца включает 7 тестов: « линеограмма », «параллели», «цепи», «UU», «кружки», «зигзаги», «лестница». Тесты представляют собой задания по рисованию простейших линий, часть которых выполняется под контролем зрения, часть - без него, в трёх плоскостях (саггитальной, фронтальной и горизонтальной ). Данная методика предназначена для исследования личности при помощи анализа и оценки выполнения нескольких графических движений.

Слайд 9

Импрессивные методики. Данные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные , предпочитаемые им стимулы. Методики: восьмицветовой тест Люшера, тест Сонди, тест цветовых отношений Эткинда. Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Слайд 11

Классификация проективных методик I . По задействованной модальности: • методики с визуальной стимуляцией • методики с аудио-, тактильной и иной стимуляцией II. По характеру стимульного материала: • вербальные • невербальные III. По типу реакции испытуемого: • ассоциативные • интерпретативные • манипулятивные • свободного выбора IV. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа: • проективные • полупроективные

Слайд 12

Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты. Недостатки: Личность специалиста как фактор ненадежности. При этом специалист может быть высококвалифицированным, но у него есть свои представления, которые расходятся с представлением другого тоже компетентного специалиста. Валидность . Невозможность сделать однозначные выводы, плохая контролируемость условий проведения теста. Отсутствие стандартизированной процедуры подсчета показателей.

Слайд 13

Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности: незаменимы в работе с маленькими детьми; помогают раскрытию человека; применяются в работе с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения; снижают контроль; позволяют выйти на поверхность глубинным бессознательным мотивам и особенностям; используются и как отдельное направление арт-терапии.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ

Проективная деятельность и формирование пространственной ориентировки дошкольников...

Применение проективных методов в исследовании личности детей старшего дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предусматривает личностно-ориентированную модель развития и воспитания ребенка. Разработка и реализация современных личностно-ориентированных программ в дошкольном...

Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...

Презентация «Проективные методы диагностики»

Презентация «Проективные методы диагностики»  на методическом объединении  педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики»  на базе МБДОУ ...

Выступление «Проективные методы диагностики»

Выступление «Проективные методы диагностики»  на методическом объединении  педагогов-психологов «Одаренные дети. Проективные методы диагностики»  на базе МБДОУ ...

Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...