Обобщение опытом.
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Алиева Наталья Михайловна.

Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то,

а не столько, чтобы они не делали ничего.

Эти слова сказал герой  Джорджа Клуни (Метт Кинг) в фильме «Предки»

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого раннего возраста и показывает умение самостоятельно не только зарабатывать деньги, но и грамотно ими управлять.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Реалии времени требуют новых подходов с учетом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов.

Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Актуальность: В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются  собственным трудом. Дети стараются подражать родителям. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Мой опыт строится на основе программы образовательного курса Поварницина Галина Петровна. / Киселева Юлия Александровна Финансовая грамотность дошкольника: Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры

Моя цель работы – Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

 - Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. 

- Сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях.

- Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.

- Разработать систему экономического просвещения родителей.

- Модернизировать  развивающую  предметную  пространственную  среду, способствующую решению задач экономического воспитания.

-сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.

Так как Семья-это основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально-нравственных отношений

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что:

57% - большинство считают, что необходимо внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание;

20% - считают, что эта тема детям не интересна,

23% -  впринцепи не понимают о чём пойдёт речь.

 

На самом деле многие родители понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В рамках реализации проекта будут использоваться методы и приемы:

- включение игровых упражнений;

- выполнение заданий;

- сюжетно-ролевые игры;

- Интеллектуальные Игры и развлечения

- Беседы и чтение

- Медиасредства (мультфильмы такие как Смешарики «Азбука финансовой грамотности», Три кота «Поход в магазин», Уроки тётушки совы»; виртуальные экскурсии)

Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова

Для достижения положительных результатов В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности.

Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

 ― сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»). 

― дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»), ― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),

Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя: перспективный план, занятия с детьми старшего дошкольного возраста, которые носят интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.

 

1этап – Организационный: - Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист». - Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. - Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление лэпбука по финансовой грамотности

3 этап – Заключительный: Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.

 

Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно,когда я провела с детьми вечер досуг«Аукцион». Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста.

Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного,можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Алиева Наталья Михайловна Воспитатель: 1 категории Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №6

Слайд 2

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого раннего возраста и показывает умение самостоятельно не только зарабатывать деньги но и грамотно ими управлять. Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то, а не столько, чтобы они не делали ничего. Джордж Клуни ( Метт Кинг)

Слайд 3

ФГОС ДО БЕРЕЖЛИВОСТЬ СМЕКАЛКА ТРУДОЛЮБИЕ УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ Ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах

Слайд 4

Новизна: реалии времени требуют новых подходов с учетом Современных тенденций развития, отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов Актуальность: В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Слайд 5

ЦЕЛЬ

Слайд 6

РАЗВИВАТЬ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБСТВОВАТЬ ЗАДАЧИ

Слайд 7

Киреева Любовь Гавриловна Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры Поварницина Г.П. / Киселева Ю.А Финансовая грамотность дошкольника: Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры Райзберг , Борис Абрамович. Экономика для детей в играх, задачах и примерах: Практ . пособие / Б. А. Райзберг . - М. : Ось-89, 1996. - 71 с. Шатова Анна Демьяновна . Маленькая энциклопедия для дошкольников Методические материалы

Слайд 8

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Анкетирование родителей: 57% - за внедрение ФГ 20% - считают, что не интересно детям 23% - первый раз слышат Семья- основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально-нравственных отношений

Слайд 9

Консультации для родителей Индивидуальные беседы

Слайд 10

Методы и приёмы в работе с детьми Интеллектуальные Игры и развлечения Тематические занятия Беседы Чтение Сюжетно – ролевые Дидактические Настольные игры

Слайд 11

23% - высоки уровень 1% - низкий уровень 76% - средний уровень Мониторинг детей Беседа: «Почему взрослые работают» Экскурсия по детскому саду: «Кто работает у нас в саду»

Слайд 12

Медиасредства Виртуальные экскурсии

Слайд 13

Планируемый результат Грамотный подход К денежным средствам Продукт труда Финансы нужно планировать

Слайд 17

Продукт моего труда

Слайд 18

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финансовая грамотность в ДОУ ALLPPT.com _ Free PowerPoint Templates, Diagrams and Charts

Слайд 2

Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то, а не столько, чтобы они не делали ничего.

Слайд 3

Загадки

Слайд 4

На товаре быть должна, обязательно …

Слайд 5

Коль трудиться круглый год, будет кругленьким …

Слайд 6

Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить …

Слайд 7

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой …

Слайд 8

Люди ходят на базар: Там дешевле весь….

Слайд 9

Приносить доходы стал. В банке папин ….

Слайд 10

Сказки

Слайд 11

В какой сказке жадность оставила медвежат без обеда?

Слайд 12

Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут?

Слайд 13

Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце с помощью которого можно добывать драгоценные камни

Слайд 14

В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми монетами сидели собаки.

Слайд 15

Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»?

Слайд 16

Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Слайд 17

Играйте с детьми в экономику! Я благодарю всех! Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....