Проект по формированию основ финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шагадатова Анна Олеговна

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

 

Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

 

Тема проекта: формирование  финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, сотрудниками банка, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_finansovoy_gramotnosti.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» комбинированного вида

        

Проект по формированию основ финансовой грамотности 
у детей старшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель

Шагадатова А.О.

Усть-Катав, 2020г.

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет, чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Тема проекта: формирование  финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, сотрудниками банка, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

    На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта-прививать детям интерес к знаниям по финансовой грамотности, помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
  • Участники проекта:
  • дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
  • воспитатель группы;
  • родители.  

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2021-2022 учебного года).

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

  Продукты проекта для педагогов:

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;

Дипломы победителей и участников мероприятий;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

     Материалы и оборудование:

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Интегрированная НОД;

Продуктивная деятельность;

Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика».

Ожидаемый результат проектной деятельности.

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на один учебный год.

Формы проведения:

1.Фронтальное (подгрупповое) занятие

2.Индивидуальная работа

3.Самостоятельная игровая деятельность

Участники: Дети дошкольного возраста 5-6 лет старшей  группы  № 9

Этапы реализации программы: сентябрь-май

Методы: игровой, продуктивный, познавательно-исследовательский, наглядный, словесный.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность – 20 минут.1 раз в неделю

План работы по реализации проекта

Мероприятия

Задачи

Ответственные

1 этап - подготовительный

1

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».

Формирование у педагогов и родителей интереса к реализации проекта

Воспитатель

2

Оформление родительского уголка

(статьи, рекомендации, консультации по теме)

Рекомендации и консультации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Воспитатель

2 этап – основной

Сентябрь

1

Познавательная беседа по основам финансовой грамотности на тему: «Что такое потребности» Обсуждение «Что мне нужно и для чего», «Где взять необходимое, для удовлетворения потребностей», «С помощью чего приобрести необходимое?»

Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников

Воспитатель

Беседа «Почему взрослые работают». «Все профессии важны»

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Воспитатель

Творческое задание. Разбираемся что если люди перестанут работать

Читаем, обсуждаем разгадываем. Представляем, рисуем.

Воспитатель

Беседа «Откуда берутся деньги»

«Что было, когда не было денег»

Обогащать знания детей о профессиях. Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться.

Октябрь

«Что такое деньги», История происхождения денег. Презентация «История денег»

Создание музея «Деньги разных времен»

Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. Объяснение понятий «Купюра и монета»

Воспитатель

Родители.

 «Что такое цена?»

Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Закреплять понятия «монеты», «купюры, «деньги». Знакомить детей с понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник»

Воспитатель

Продуктивная деятельность.

 Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

Изготовление чеков, денег и банковских карточек для с/р игры

Воспитатель

Воспитанники

2

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Беседа «Чем лучше качество, тем дороже вещь»

Создание магазинной витрины

Закреплять понятия «дорогой», «дешёвый»; понятие

о том, что все товары имеют разную цену (стоимость). Подвести детей к пониманию взаимосвязи цены и качества товара (качественные товары стоят дорого).

 Товары одного вида, но разного качества и сорта (на

Воспитатель

Родители

Создание музея «Деньги разных времен»

Воспитатедь

Ноябрь

Что такое бюджет семьи?

Познакомить детей с понятием «бюджет семьи». Обогащать представления детей о бедных и богатых

Воспитатель

3

Бюджет моей семьи

 Закреплять понятие «бюджет семьи». Подвести детей к пониманию того, что у каждой семьи — свой доход.  Расширять представление детей о богатых и бедных.  Закреплять понятие «династия». Стихотворение «А что у вас?» С.В. Михалкова.

Воспитатель

4

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

Д\И «Кто трудится, кто играет»

закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Воспитатель

5

Экскурсия в ближайший магазин

Экскурсия в ближайший магазин. Уточнять и закреплять понятия «цена», «ценник», «товары разной стоимости»; «касса», «кассир», «продавцы»

Старший воспитатель,

Воспитатель

Декабрь

Банк

 Дать понятие что такое банк. Виртуальная экскурсия к зданию банка

Воспитатель

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей

о внешнем виде современных денег.

Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.

Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.

Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами

Воспитатель

Деньги разных стран

Уточнить понятие «рубль», познакомить детей с понятиями «валюта», «иностранные деньги».

2. Объяснить детям, почему необходимо менять деньги,

если уезжаешь отдыхать в другую страну.

3. Если у кого-то из родителей воспитанников есть альбом

нумизмата, можно пригласить этих родителей в группу и попросить показать детям деньги разных стран

Воспитатель

Закрепление пройденного

1.Дети рисуют посуду или игрушку. 

2.Продажа «купцам» своих изделий (купцов могут изображать воспитатели и другие сотрудники детского сада). «Торговля» проходит очень интересно в том случае, если дети активно участвуют в анализе качества выполненной работы, а «купцы» объективно оценивают результаты (старался, очень красиво выполнил, работа высокого качества и т. д.). Дети получают «деньги», складывают в свои кошельки и направляются за покупками.

3. В импровизированном магазине дети могут купить понравившиеся им игрушки. Здесь есть касса, кассир, выдаются чеки. На каждой из игрушек — ценник. Задача ребёнка — соотнести стоимость игрушки с заработанными «деньгами» (желаемое и возможное). Дети очень хорошо понимают

условность купли, так как сами деньги — условные

Воспитатели групп

Январь-февраль

Сюжетно-ролевая игра «Дороже -дешевле», «Супермаркет», «Булочная»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Закреплять знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закреплять у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево». Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать

осознанию роли денег в жизни людей.

Воспитатель

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

Продолжать учить детей умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.

познакомить с понятиями: денежная единица, номинал;

содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области;

финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Воспитатель

«Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи.

-познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные;

- познакомить дошкольников и школьников с разными ситуациями по теме расходы в современных семьях;

- научить тратить собственные деньги с пользой;

- развивать бережное отношение к деньгам;

- развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета.

Воспитатель

Конспект-занятие «Путешествие к Мише Эконому» Игры «Орел и Решка» «Колесико»

Закрепить знания детей об общих потребностях людей; формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

Воспитатель

Март

Реклама: желания и возможности

«Зачем нужна реклама»

Познакомить детей с понятием «реклама» — одним

из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни.

 Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению.

 Определить имеющиеся у детей представления о рекламе

Воспитатель

Какой бывает реклама

Расширять у детей представления о рекламе.

Познакомить с новыми видами рекламы — щитовой

и на транспорте. Фотографии щитовой рекламы вдоль шоссейной дороги

и рекламы на транспорте

Воспитатель

Кем и где делается реклама?

Расширять представления детей о рекламе.

Знакомить с понятиями «рекламоизготовитель», «рекламное агентство», профессиями людей, заказывающих и изготовляющих рекламу.

Формировать у детей представление о честной и нечестной (необъективной) рекламе.

 Иллюстрация с изображением рекламного агентства

Воспитатель

Уличная реклама

экскурсия

Продолжать знакомить детей с разными видами наружной рекламы

Воспитатель

Младший воспитатель

Апрель

«Если бы у меня было собственное дело…»

Закрепить представления детей о назначении рекламы.

 Развивать у детей творческое воображение, интерес

к рекламной деятельности.

Воспитатель

Играем в рекламу

Закреплять представления детей о назначении рекламы.

 Развивать у детей творческое воображение

Воспитатель

Реклама-двигатель торговли.

Сюжетно-ролевая игра рекламное агентство

Утонить знаний детей реклама; показать листовки из магазинов

Воспитатель

6

Игра-квест «Найди клад»

Закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры

Воспитатель

Май

Ярмарка. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Познакомить детей со словом ярмарка. Рассказать, чем сегодняшняя ярмарка отличается от ярмарки в старину.

Воспитатель

Экономическая рыбалка. Просмотр мультфильма «Лето в простоквашино»

Закрепить в речи слова: «дешево-дорого», «продавец-покупатель», «много-мало». Развивать быстроту реакции, смекалку.

Воспитатель

Срез знаний детей

Задания и упражнения на проверку знаний

Воспитатель

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Занятия и игры/ авт.-сост.  Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева.-   Изд. 2-е,испр.-Волгоград: Учитель.-186 с
  2. Шатова А.Д.Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д.            Шатова. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки).
  3. Экономическое воспитание дошкольников: Формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная      парциальная программа дошкольного возраста.  Для детей 5-7 лет.

Приложение № 1

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее: записывают на занятия в различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но редко задумываются о важности изучения вопросов финансовой грамотности.

Если у ребенка не сформировать правильное представление об обращении с деньгами, у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Детей следует научить осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом, и тратить их нужно рационально, чтобы в будущем жить комфортно и обеспеченно.

Финансовая грамотность – особое качество мышления человека, которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и желание самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, когда ребенок готов начать изучать окружающий мир как средство зарабатывания денег.

В период от 5 до 6 лет целесообразно ввести ребенку понятие труда, малышам следует объяснить, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку важно знать о том, какой профессией владеют его родители, и какой доход это приносит, важно делиться успехами своей карьеры, связав достижения с повышением уровня доходов и уровня жизни.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются в семье, придерживаясь следующих рекомендаций:

• для начала детям нужно продемонстрировать монетки и купюры, внимательно их рассмотреть, разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются товары, что деньги – эквивалент материальных ценностей;

• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

• чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы занимаетесь, какую пользу приносите обществу и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет, необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

• не нужно использовать деньги в качестве поощрения ребенка-дошкольника: у ребенка может возникнуть неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо показать ему это на конкретных примерах. Допустим, у него сломалась игрушка – не следует сразу бежать в магазин и покупать новую: пусть ребенок поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.

Рекомендации для родителей.

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка с собой в банк, покажите банкомат и банковскую карту.
  • Поговорите с детьми о вложении денег, планируйте вместе с детьми расходы семьи. 
  • Определите норму выдачи денег на «карманные расходы» и подарите ребенку копилку. 
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут готовы откладывать деньги в копилку. 
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования и какие расходы считаются благотворительными.
  • Будьте для ребенка примером рационального расходования средств, совершая покупки не спонтанно, а рационально.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Краткосрочный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы «Чудо деньги»

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Проект по формированию основ финансовой грамотности "Деньги. Бюджет семьи" (старшая группа)

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...