Итоговая работа Финансовая грамотность
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сурова Марина Александровна

  «Комплект игровых образовательных ситуаций  по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное  учреждение дополнительного

 профессионального образования Самарской области

 «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

на тему:

«Комплект игровых образовательных ситуаций  по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

время обучения:

24.10.2022 -28.10.2022

Выполнила

Сурова Марина Александровна

Воспитатель

Комаровский филиал  

ГБОУ СОШ  с. Усолье

Самара, 2022 

Комплект игровых образовательных ситуаций  по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации с литературным персонажем

1. Раздел «Труд»

ИОС «Магазин стройматериалов»

Материалы: карточки «Деньги», стройматериалы и инструменты, ценники, вывеска на магазин.

Цель: закреплять представления детей о разных видах труда и профессий.

Игровые правила: дети делятся на две команды и выполняют задания.

Ход ИОС: Воспитатель в роли литературного героя Медведя из сказки «Теремок» вводит детей в ИОС: Медведь так хотел подружиться с животными, которые жили в теремке, что после его визита теремок развалился. Пришлось строить новый теремок, поехать в магазин стройматериалов. Дети делятся на две команды. Первая команда помогает Медведю (воспитателю) выбирать инструменты и строительные материалы, вспоминают профессии (продавец, дизайнер, строитель, инженер, прораб и т.д.) и инструменты (лопата, шпатель, дрель, пила и т.д.). Вторая команда перевозит стройматериалы на место постройки (профессии: шофер, грузчик, каменщик, маляр и т.д.) и строят новый теремок                                                                                                                    Рефлексивное обсуждение. После игры дети обсуждают, какие виды труда и профессии они освоили, закрепили понятия: товар, услуги. Дают нравственную оценку жителям теремка, хорошо ли они поступили.

Результат: у детей закрепились знания о различных видах труда и профессий.

Игровые обучающие ситуации – путешествие.

2. Раздел «Деньги»

ИОС  «Банк»

Оборудование: макет банкомата, карточки «Деньги», плакат с надписью «БАНК», столы, стулья, папки для документов, компьютер, телефон.

Цель: знакомство детей с основными функциями банка и иностранными валютами.

Игровые правила: дети совершают экскурсию по банку.

Ход ИОС: Воспитатель берет на себя роль Управляющего банка. Дети совершают экскурсию по банку вместе с Управляющим и знакомятся с основными функциями банка, с иностранной и российской валютой,  (доллар, евро, рубли), с банкоматом, с пластиковыми карточками.

 Рефлексивное обсуждение.  По окончанию игры дети обсуждают работу банка и высказывают свое мнение о совершаемых операциях в банке (выдача наличных, открытие расчетных счетов, перевод денежных средств в иностранную валюту).

Результат: дети закрепили знания и расширили представления о функциях банка и его валюте.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

3. Раздел «Покупаем – продаем»

ИОС  «Поход в магазин Фрукты и овощи»

Материалы: название магазина, овощи и фрукты (игрушки-аналоги), «деньги», ценники, карточки «список покупок».

Цель: формировать умение у детей составлять список покупок и совершать покупки, закреплять у детей представления о товаре.

Игровые правила: дети делятся на подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара.

Ход ИОС: Воспитатель в роли директора магазина - открывает магазин «Фрукты и овощи» и просит помочь детей продать продукты.                                                                                                 Дети делятся на две команды. 1 команда  (продавцы)– дети раскладывают овощи и фрукты на витрины магазина, продают товары. 2 команда–дети-покупатели. Воспитатель предлагает составить список покупок из игрушек-аналогов «Товар» и раздает аналоги «Деньги». «Покупатели» совершают покупки в магазине согласно своих списков, но у одного мальчика не хватило денег на покупку винограда и он попросил в долг у друга.

Рефлексивное обсуждение. После похода в магазин и совершения покупок дети садятся на стульчики и обсуждают какие они сделали покупки, всем ли хватило денег, можно ли взять в долг?

Результат: у детей сформировано  умение совершать покупки по списку, расширить представление о понятие «долг».

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

4. Раздел «Реклама»

ИОС «Где лучше провести отпуск?»

Материалы: картинки и открытки курортов и пейзажей деревни.

Цель: расширить у детей представление о рекламе, ее назначении  и умение создавать рекламу (рекламный слоган).

Игровые правила: дети делятся на 2 команды и выполняют задания

Ход ИОС: Воспитатель – мама дяди Федора из «Простоквашино» - просит помощи определиться, где лучше провести отпуск. На курорте или в деревне «Простоквашино». Дети делятся на 2 команды. Воспитатель по жеребьёвке предлагает каждой команде картинки и открытки, на которых изображен курорт или деревня, ребята  должны прорекламировать места для отпуска. Воспитатель помогает, (даёт пример). После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты слоганов.

Рефлексивное обсуждение. По окончании игры дети садятся на стульчики и обсуждают какие варианты рекламы им понравились, приходят к выводу, что очень много зависит от рекламы. Помогают выбрать место отдыха для мамы дяди Федора. 

Результат: сформировано представление о рекламе и умение рекламировать товар.



Предварительный просмотр:

Задание 1

Проанализируйте содержания Примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет (ссылка на программу в ресурсе). Заполните предложенную форму.

https://skr.sh/i/050221/9FU2IlDX.jpg?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2005-02-2021%2019:54:19.jpg

Авторы

Шатова А. Д.,  Аксенова Ю. А.,  Кириллов И. В.,  Давыдова В. Е.,  Мищенко И. С..

Основные зачади программы

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Структура программы (темы)

«Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама:              правда  и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Планируемые образовательные результаты

     Адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками  и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой).

     Бережно, рационально, экономно используют  расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.).

     Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.

     Следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна.

     Знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья.

     С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.

     Понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии).

     Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

     Знают несколько современных профессий, содержание

их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.).

     Замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам.

     Объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка.

     Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.

     Проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях.

     Адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире,

в природном окружении.

     Переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек.

     В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою

или чужую оплошность.

     Сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе.

     Любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других.

     С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Формы и методы реализации программы

     Формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность,    чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

     Формы свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем  разнообразной предметной среды,    которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.



Предварительный просмотр:

Задание 2

Проанализируйте интерактивную дидактическую игру "Тайна потерянной копилки" по следующим критериям заполнив предложенную форму

Соответствие возрасту

Данная игра применима к детям старшего дошкольного возраста.

Игра направлена на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов.

Дидактические задачи финансовой грамотности, решаемые в игре

- обучение умению обращаться с деньгами,

- формирование умения планировать траты,

- формирование умения копить на свои цели и избегать неоправданных потерь

- получение первого финансового опыта

- овладение знаниями защиты от мошенников

Какие новые финансовые понятия узнают дети в игре

Траты, накопления, копилка, вклад, финансы, мошенники

Возможность использования в образовательной деятельности в ДОО

Возможно использование данной игры в образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».

Возможно проигрывание в малых группах, а также в индивидуальной работе с детьми.

Усилит эффект игровых действий подключение к интерактивной доске.



Предварительный просмотр:

Задание 3

  • подберите игры (по одной игре к каждому разделу) экономической и финансовой направленности по своей возрастной группе (вид игр выбирается произвольно)
  • сформулируйте задачи по формирования предпосылок финансовой грамотности
  • определите возможности использования игры в режимных моментах
  • заполните таблицу

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа

Раздел

Название игры

задача

Режимный момент

Труд

Финансовая игра «Труд – продукт. Происхождения товара»

Закрепить сведения детей о том, что такое, товар, труд и продукт деятельности, а также происхождение товара.

Образовательная деятельность по ОО «Познавательное развитие»

Деньги

Дидактическая игра «Банкомат»

Формирование умения обращаться с денежными средствами.

Индивидуальная работа

Покупаем-продаем

Сюжетно-ролевая игра «Киоск»

Формирование знаний о товарно-денежных отношениях.

Свободная игровая деятельность

Реклама

Сюжетно-ролевая игра «Типография»

Формирование умения составлять рекламный баннер, умение оказывать услугу и получат за это оплату.

Формирование основ ценообразования.

Работа в малых группах в свободной игровой деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Задание 4

Составьте   подборку  детских литературных произведений, мультипликационных фильмов, направленных на формирование предпосылок финансовой грамотности и основ экономической культуры дошкольников.

Мультипликационный фильм

Литературное произведение

Название

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки совы».

1. «Как старик корову продавал».

2. «Муха-цокотуха»  

3.«Вершки и корешки»

Авторы

Сергей Зарев, Анатолий Валевский.

1 С. Михалков

2. К. Чуковский

3.Л.  Носырев

Какое представление о финансах формирует (какую задачу финансовой грамотности решает)

Мудрая Тетушка Сова рассказывает в мультфильме о том, что такое деньги, как определяется цена и ценность товаров и услуг, как приумножать свой капитал и грамотно планировать расходы. Также в мультфильме затронута важная тема: деньги не самоцель – гораздо важнее стать образованным, счастливым и самостоятельным членами общества.

1. Старик не мог продать корову, говорил всем что она старая, не дает молока. Предприимчивый паренек  сделал корове хорошую рекламу, сразу появилось много покупателей.

2. Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально потратила ее – купила самовар, да такой, который долго будет служить ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе и в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.

3. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, то есть получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

Ссылка на ресурс (источник)

-Азбука денег тётушки Совы – Что такое деньги?       https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0;                                                              -Азбука денег тётушки Совы – Умение экономить. https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE                                                                       - Азбука денег тётушки Совы - Семейный бюджет.         https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM                                                                               -Азбука денег тётушки Совы – Карманные деньги.                    https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc                                                                             -Азбука тётушки Совы – Потребности и возможности.     https://www.youtube.com/watch?v=1RoUskvn4E4                                                                                -Азбука тётушки Совы – Мои домашние питомцы.           https://www.youtube.com/watch?v=7x1d1gLTykU

Азбука денег тётушки Совы – Работа и зарплата. https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

1. https://www.culture.ru/poems/45275/kak-starik-korovu-prodaval

2. https://www.culture.ru/poems/33104/mukha-cokotukha

3.https://youtu.be/Vs6gy9o9gNI



Предварительный просмотр:

Разделы

Вид игровой обучающей ситуации

цель

результат

Труд

ИОС  «Столовая»

(с литературным персонажем)

закреплять представления детей о разных видах труда и профессий.

у детей закрепились знания о различных видах труда и профессий.

Деньги

ИОС «Банк» (путешествие)

знакомство детей с основными функциями банка и иностранными валютами.

дети закрепили знания и расширили представления о функциях банка и его валюте.

Покупаем-продаем

ИОС  «Поход в магазин»

(с игрушками-аналогами)

формировать умение у детей составлять список покупок и совершать покупки, закреплять у детей представления о товаре.

у детей сформировано  умение совершать покупки по списку, расширить представление о понятие «долг».

Реклама

ИОС «Вкусно, сытно и полезно»

(с «Администратором столовой»)

расширить у детей представление о рекламе и умение создавать рекламу (рекламный слоган)

сформировано представление о рекламе и умение рекламировать товар.

Задание 5

Разработайте игровые обучающей ситуации (ИОС) по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, обозначив цель и результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Финансовая грамотность в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

В настоящее время очень важно сформировать элементарные представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги&raqu...

Презентация из опыта работы"Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы на тему "Финансовая грамотность детей старшего возраста"...

"Финансовая грамотность" в ДОУ Статья: «С чего надо начинать работу по ознакомлению с финансовой грамотностью»

ull; Зачем ребенку нужна финансовая грамотность• Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности• Что такое деньги и откуда они появляются• Как формируется стоимость това...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

программа кружковой работы " Финансовая грамотность"

Программа кружка «Финансовая грамотность дошкольника» обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Програ...