Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с финансовой грамотностью вне занятий
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Финансовая грамотность – особое качество мышления человека, которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и желание само-стоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, когда ребенок готов начать изучать окружающий мир как средство зарабатывания денег.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx72.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №14 с.Борисовка»

Перспективный план

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с финансовой грамотностью вне занятий

2021-2022 учебный год

Воспитатель: Карсакова Ирина Григорьевна


Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Каким бы ни было наше материальное состояние, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей.

Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Помимо информирования о процессах обмена товарами в упрощенном виде, такое обучение ставит цель воспитать в детях качества, необходимые для эффективной экономической деятельности, — бережливость, рациональность, трудолюбие. Это позволяет с детства сформировать полезные финансовые привычки.

Когда маленькие члены семьи понимают, каким образом люди зарабатывают деньги, у них возникает уважение к чужому труду и его результатам. Они получают представление о формировании бюджета и необходимости им распоряжаться таким образом, чтобы удовлетворить основные потребности членов семьи.

Финансовая грамотность – особое качество мышления человека, которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и желание самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, когда ребенок готов начать изучать окружающий мир как средство зарабатывания денег.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Основное содержание комплексно-тематического планирования образовательной деятельности выстроено:

1.одно занятие в месяц во второй половине дня;

2. вне занятий:

-понедельник: дидактические игры и игровые упражнения;

-вторник: сказки и беседы о финансах, экономике;

-среда: сюжетно-ролевые игры с математическим и экономическим содержанием;

-четверг: дидактические игры и игровые упражнения;

-пятница: мероприятия и игровые занятия, направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Совместная деятельность в плане предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

За основу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с финансовой грамотностью используется методическое пособие «Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации» - ГАУДПО МО «Институт развития образования», - Мурманск, 2020г.

В мае педагоги старшей группы «Теремок» проводят с детьми диагностику (Мониторинг) для того, что бы определить уровень экономической воспитанности по программе экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Перспективный план работы с детьми позволит раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.

        


Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного

возраста с финансовой грамотностью вне занятий 2021-2022 учебный год

День

Содержание работы

Цель

Сентябрь   Первая неделя

Понедельник

Д/у «Дороже – дешевле»

- формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот.

Карточки с изображением различных товаров, их классификация.

Вторник

сказка «Мишин магазин»

Среда

СРИ

«Что продается в магазине?».

Цель – формирование у детей представления о товаре.

Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «товар».

2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Четверг

Д/у «Давай положим в корзинку».

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

Пятница

Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические.

Изображение монет, бумажных денег (можно копии).

2 неделя

Понедельник

Д/и «Какой товар лишний?».

Цель – закрепление у детей понятия «товар».

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

Вторник

Сказка «Лесное кафе»

Среда

СРИ «Торговый центр»

Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.

Четверг

Д/и «Что забыли положить в корзинку?».

Цель – формирование представления у детей о «категории товара».

Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

Пятница

Игровое занятие «В гостях у сказок»

создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию.

3 неделя

Понедельник

Д/у «Все по полочкам».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.

Вторник

Сказка «Копейка рубль бережет»

Среда

СРИ «В магазине».

Цель:

 Формировать знания о работниках магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель.

 Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.

 Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в магазине.

Четверг

Д/у «Путаница».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

Пятница

«Поступаем в академию гнома-эконома»

Цель: формирование базисных знаний о финансах и экономике.

(«Введение основ финансовой грамотности…» стр.4)

4 неделя

Понедельник

Д/у «Что угодно для души».

Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая подарок для дочки;

- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

Вторник

Сказка «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату»

Среда

СРИ «Молочный магазин».

Цель:

  Формировать знания о работниках молочного магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель.

 Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.

 Развивать умение правильно называть товар, давать ему характеристики.

Четверг

Д/у «Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

Пятница

«Поступаем в академию гнома-эконома»

Цель: формирование базисных знаний о финансах и экономике.

(«Введение основ финансовой грамотности…» стр.4)

Октябрь 1 неделя

Понедельник

Д/и «Кто, кем работает»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Вторник

Сказка «Копилка»

Среда

СРИ «Рынок»

Цель: раскрыть специфику купли - продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).

Ход игры: Оформление витрины, красиво раскладывается весь ассортимент товаров с ценниками. Товар взвешивают, подсчитывают, сколько стоит, платят за покупку, получают сдачу, чек. Благодарят за покупку.

Четверг

Д/и «Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Методическое пособие «Профессии».

Карточки с изображением людей разных профессий.

Иллюстрации с изображением трудовой и игровой деятельности

Пятница

Игровое занятие «Дети и деньги»

Цель- сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.

2 неделя

Понедельник

Д/и «Товарный поезд»

Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Вторник

«Про мышь зубастую да, про воробья богатого» В. И. Даль

Среда

СРИ  «Автобус»

Цель:  Формировать знания о профессии кондуктора и водителя.  Развивать навык социального поведения, правильного поведения в транспорте, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре, договариваться о выбранных ролях, подбирать атрибуты.

Четверг

Д/и «Назови монету»

Цель: расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Карточки с изображением монет

Пятница

Игровое занятие «В гостях у сказок»

Цель: создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию.

3 неделя

Понедельник

Д/и «Маршруты товаров»

Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Вторник

Беседы «Как люди получают информацию», «Какие детские журналы ты любишь и почему?»

Среда

СРИ  «Магазин «Продукты»

Цель:  Учить детей объединяться для игры.  Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты.  Воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о продуктах, их свойствах, употребляя в речи прилагательные.

Четверг

Д/и «Собери вместе»

Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Пятница

Игровое занятие «Игрушки для ребят»

Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников. (стр.21)

4 неделя

Понедельник

Д/и «Угадай, где продаются»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Вторник

«Телефон» К. И. Чуковский

Среда

СРИ «На почте»

Цель:  Формировать знания о работниках почты: почтальон, специалист, курьер.  Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.  Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения на почте.

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

Виртуальная прогулка «Товары и услуги в нашем селе»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста,  создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности (стр.27)

Ноябрь 1 неделя

Понедельник

Д/у «Назови профессии»

Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Вторник

Чтение с обсуждением «О товарах и услугах»

Среда

СРИ «Почта»

Игровые навыки: Люди пишут друг другу письма, посылают посылки. Пришедшую по адресу корреспонденцию почтальон доставляет по адресу. На конверте указывается индекс, адрес, фамилия.

Дидактические игры и упражнения: «Письмо другу», «Я живу по адресу…», «Почтальон принес посылку».

Продуктивная деятельность: конверты, посылки, бандероли, открытки для игры.

Четверг

Д/у «Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Пятница

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

2 неделя

Понедельник

Д/и «Что быстрее купят?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Вторник

Сказка «Реклама в лесном городе»

Среда

СРИ  «Магазин игрушек»

Цель:  Учить детей объединяться для игры.  Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты.  Воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о продуктах, их свойствах, употребляя в речи прилагательные.

Четверг

Д/И «Что и когда лучше продавать?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Пятница

Игровое занятие «В гостях у сказок»

создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию.

3 неделя

Понедельник

Д/И «Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Вторник

Среда

СРИ «В магазине».

Цель:  Формировать знания о работниках магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель.  Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.  Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в магазине.

Четверг

Д/у  «Кому что подарим?»

Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал. Карточки - картинки  на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Пятница

Квест-игра «В поисках сокровищ»

Цель: активизация познавательной деятельности детей с целью обогащения знаний в сфере финансовой грамотности

4 неделя

Понедельник

Д/и «Какое слово лишнее?»

Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Вторник

«Петушок и бобовое зернышко»  (русская народная сказка)

Среда

СРИ «Молочный магазин»

Цель:  Формировать знания о работниках молочного магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель.  Учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствие с выбранной ролью.  Развивать умение правильно называть товар, давать ему характеристики.

Четверг

домино

Пятница

Игровое занятие «Приключения Ниф-Нифа»

Цель: расширение знаний о деньгах, их назначении, прививать интерес к экономическим явлениям. Формирование применять первичные экономические знания на практике.

Декабрь 1 неделя

Понедельник

Д/у «Хочу и надо»

Цель:  познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Вторник

Cказка «Пират Чёрный Кот»

Среда

СРИ «Супермаркет»

Игровые навыки: Показать разнообразие товаров. Развить умение самостоятельно осуществлять процесс купли - продажи, вступать в диалог.

Четверг

Д/у «Продолжи предложение»

Цель: развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Пятница

Игровое занятие «В гостях у сказок»

создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию; объяснить термин «бартер».

2 неделя

Понедельник

Д/и «Наоборот»

Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Вторник

Чтение с обсуждением «О семейном бюджете»

Среда

СРИ «Парикмахерская»

Цель:  Учить детей объединяться для игры.  Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты.  Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр).

Четверг

Д/и «Продолжи предложение»

Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Пятница

Игровое занятие «Помоги Буратино»

создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию.

3 неделя

Понедельник

Д/И «Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Вторник

«Терем-теремок» (русская народная сказка)

Среда

СРИ  «На телевидении»

Цель:  Формировать знания о профессиях, связанных с телевидением: диктор, ведущий передачи.  Учить брать роль ведущего передачи, вести передачу на определенную тематику.  Развивать интерес к профессиям.

Четверг

Д/И «Сдача».

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Пятница

Занятие «Золотые или приключения Буратино»

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения математических представлений, формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность.

4 неделя

Понедельник

Д/И «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Вторник

«Мужик и медведь» (русская народная сказка)

Среда

СРИ «Торговый центр»

Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

Настольные дидактические игры

Январь 2 неделя

Понедельник

И/у«Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Вторник

Сказка «Серый разбойник»

Среда

СРИ «Аукцион»

Игровые навыки: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цене товара, побуждать интерес к играм.

Дидактические игры: «Чудесные мешочки», «Опиши игрушки», «Угадай чего не стало» и др.

Четверг

И/у «Груша и яблоки»

Цель: научить считать деньги

Пятница

Квест-игра «Путешествие по стране Экономике»

Цель: изучить во время игры основные понятия экономики и ее роль нашей жизни.

3 неделя

Понедельник

Д/И  «Осознанный выбор».

Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Вторник

Чтение и беседа «Вперед за кладом»

Среда

СРИ «Рекламное агентство»

Цель: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видеореклама; развивать воображение, самостоятельность.

Четверг

Д/И «Умелые руки»

Цель: развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности.

Пятница

Занятие «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

4 неделя

Понедельник

Д/И « Кто кем работает?»

Цель. Формирование представления о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Вторник

«Федорино горе» К. Чуковский

Среда

СРИ «Рекламное агентство  «Знайка»

Цель: познакомить детей с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве.

Воспитать уважение к их труду.

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

«Путешествие с Монеточкой по стране»

Цель:            закреплять    полученные   экономические    знания    в    разных      видах

экономической

деятельности.

Февраль 1 неделя

Понедельник

Д/и «Денежный поток»

Цель: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и 

дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

Вторник

Чтение с обсуждением «Что такое банк, кредит, депозит?»

Среда

СРИ «В банке»

Цель: систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний, расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, продолжать учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре, формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет.

Четверг

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Пятница

«Открываем супермаркет»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с   многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

2 неделя

Понедельник

Д/и «Кто кем работает?»

Цель:  расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Вторник

Сказка «Кладоискатели у цели»

Среда

СРИ «Столовая»

Игровые навыки: Измерять количество жидкости. Повара готовят вкусную разнообразную еду, посетители заказывают разные блюда, расплачиваются, благодарят.

Четверг

Д/И «Что важнее?»

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Пятница

Игровое занятие «Как Мишка стал бизнесменом»

Цель: ознакомиться с понятиями сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты.

3 неделя

Понедельник

Д/И «Умелые руки»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Вторник

«Хаврошечка». (русская народная сказка)

Среда

СРИ «Детский ресторан»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Ресторан».

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

Развлечение «Юные финансисты»

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

4 неделя

Понедельник

Д/И «Оцени поступок»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

Вторник

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело»

Среда

СРИ «Овощной магазин»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

Игровое занятие «Бартер»

Цель: формировать элементарные экономические знания.

Март 1 неделя

Понедельник

И/у «Кто что производит?»

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Вторник

Чтение с обсуждением «Про пользу страхования»

Среда

СРИ «Ярмарка»

Игровые навыки: Песни, танцы, аттракционы, переплетаются с познавательными задачами математического и экономического характера. Совершают операции купли- продажи, заключают сделки, разыгрывают «Аукцион». Продаются изделия народных промыслов (хохлома, гжель и т.д.). Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками.

Четверг

И/у «Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Пятница

Игровое занятие «Азбука денег»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

2 неделя

Понедельник

Д/И «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Вторник

Сказка «Серый волк рассекречен»

Среда

СРИ "Поликлиника"

Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека.

Четверг

Д/И «Мы - художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Пятница

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Цель: раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)

3 неделя

Понедельник

Д/И «Чей труд важнее?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Вторник

«Как старик корову продавал» С. Михалков

Среда

СРИ «День рождения куклы Тани»

Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства

Четверг

Д/У «Дополни предложение»

Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

Пятница

«Путешествие в сказочную страну Экономию»

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

4 неделя

Понедельник

Игра «Мы банкиры»

Цель: закреплять умения соотносить цифру и количество.

Вторник

«Муха-Цокотуха». К. И. Чуковский

Среда

СРИ «Парикмахерская»

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

«Экономия тепла, света, воды»

Цель: развить  познавательный  интерес  детей  к  вопросам  финансовой  грамотности  и

применению этих знаний на практике;

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и

упрощённое  объяснение  понятий  энергосбережения,  электроэнергии,  экономного

пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

Апрель 1 неделя

Понедельник

Д/ и «Маршруты товаров»

Цель: развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Вторник

Сказка «В гостях у Аиста Алекса»

Среда

СРИ Магазин «Игрушки»

Игровые навыки: Открылся новый магазин «Игрушки». Продавцы рассказывают о товаре, предлагают купить себе, что понравилось, приобрести подарки для друзей. Наблюдение за работой продавца, кассира. Оформление витрины, красиво раскладывается весь ассортимент товаров с ценниками.

Четверг

Д/и «Подбери монету к товару»

Цель: учить детей определять стоимость товара и подбирать к нему необходимую купюру с определенной номинальной стоимостью. Развивать внимание, мышление. Воспитывать интерес к стоимости товара. Сформировать представление о труде, который был затрачен людьми для изготовления данного товара. Воспитывать интерес к экономической категории «товар», «стоимость», «товарные характеристики», «рубль», «копейка».

Пятница

Игровое занятие «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

2 неделя

Понедельник

Д/и «За покупками»

Цель: учить детей осуществлять преимущественные покупки. Развивать умение определять, какие товары и продукты нужны семье в первую очередь, какие можно не покупать. Воспитывать умение распределять рационально свой бюджет.

Вторник

Сказка «Охота серого разбойника за кладом»

Среда

СРИ «Открываем бутербродную, закупаем товар»

Цель: поддерживаем уважение и интерес к трудовой деятельности, стимулируем проявление к самостоятельности и фантазии в приготовлении бутербродов, знакомимся с различными видами бутербродов, определяем их стоимость.

Четверг

Д/и «Услуги и товары»

Цель: учить детей различать «товар» и «услугу». Формировать представление о том, какие виды услуг бывают, виды товаров. Развивать познавательные процессы. Воспитывать экономическое мышление.

Пятница

«Путешествие в страну «Экономград»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

3 неделя

Понедельник

Д/и «Оденем куклу»

Цель: учить детей классифицировать одежду, определять какую одежду необходимо одевать для разных мероприятий. Сформировать представление о стоимости товара «дорогой», «дешевый». Учить экономить деньги, учитывать семейный бюджет при выборе покупки.

Вторник

«Как коза избушку построила» (русская народная сказка)

Среда

СРИ «Макдональдс»

Цель: дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение)

Четверг

Д/и «Подбери товар»

Цель: формировать понятие «бракованный товар», «качественный товар». Развивать умение покупать товар в соответствие с его качеством. Учить аргументировать свой выбор. Воспитывать интерес к игре. Развивать экономическое мышление.

Пятница

«Путешествие в страну денег»

Цель: формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

4 неделя

Понедельник

Д/и «Купи подарок другу»

Цель: формировать понятие, где покупается товар, в каких магазинах. Познакомить с видами обмана, сформировать представление, как избежать обмана и приобретения некачественного товара. Воспитывать интерес к игре. Развивать экономическое мышление.

Вторник

Сказка «Поединок Шарика Поликарповича с волком»

Среда

СРИ «Аукцион»

Цель: Закреплять знания детей о различных формах продажи товара.

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

«Творим добро»

Цель: развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека и не только, знакомство с новыми понятиями «бартер», «благотворительный фонд».

Май 2 неделя

Понедельник

Д/и «Доходы и расходы»

Цель: учить детей определять, как можно заработать деньги, какие способы пополнения бюджета существуют. Познакомить с тем, как осуществляются расходы, познакомить со способами их снижения.

Вторник

Чтение с обсуждением «Возвращение домой»

Среда

СРИ - Магазин «Ткани»

Игровые навыки: Открылся новый магазин «Ткани». Продавцы предлагают разные виды тканей, рассказывают, что из них можно сшить, предлагают разные фасоны одежды, обмеряют ткань, складывают. Покупатели платят за покупки.

Четверг

Д/и  «Купи товар»

Цель: учить детей соотносить цены с товаром, определять, сколько денег необходимо потратить для приобретения того или иного товара. Развивать интерес к игре. Воспитывать любознательность.

Пятница

«Приключение девочки Танечки»

Цель: продолжать развивать у дошкольников экономическую грамотность.

3 неделя

Понедельник

Д/и «Помоги семье купить продукты»

Цель: учить выбирать продукты и товары, сравнивая цены. Развивать умение покупать товар в соответствие с имеющимися финансовыми возможностями. Учить аргументировать свой выбор. Воспитывать интерес к игре. Развивать экономическое мышление.

Вторник

Чтение с обсуждением «Мечты сбылись»

Среда

СРИ «Ателье»

Цель: Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Учить подбирать атрибуты для игры.

Четверг

Настольные дидактические игры

Пятница

Игровое занятие «Приключение Мухи-Цокотухи»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.

4 неделя - мониторинг

Источники литературы

Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: практические матриалы к методическим рекомендациям/ Автор-сост. О.В. Морозова.- Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020.-90 с.

Приключения Мишутки и его друзей: сказка о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста/АНО дополнительного образования «ФИНЭКС» - Ижевск, 2017;

Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – Минск, 2007;

Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017;

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017;

Шатова А.Д. Деньги – издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2003;

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников – Москва, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета

Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО   в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.Сроки проведенияТема занятия по познавательному развитиюЗадачи занятий по познавательному разв...

Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"

В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания....