Финансовая грамотность
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Ткаченко Татьяна Феликсовна

Чтобы не стало дитя,лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает,как хлеб достается-

Тем полезней ему будет в жизни потом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_finansovaya_gramotnost.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игрового зaнятия по финансовой грамотности. Брейн-ринг «Финансы — это интересно и увлекательно»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности;

Задачи:

Развивающие:

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;

Продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями;

Развивать речь, внимание, мыслительные операции;

Развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Образовательные:

Научить детей играть в новую игру – «Брейн-ринг»;

Повышать интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности;

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;

Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов;

Учить детей разгадывать логические задачи.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

Воспитывать чувство сопереживания, желание помогать своим товарищам во время выполнения заданий.

Тип занятия: игра «Брейн-ринг»

Методы обучения:

• Словесные – рассказ педагога о правилах игры

• Практические – игра

• Игровые – динамическая пауза «Поиск клада»

Оборудование:

для каждой команды - стол, стулья, флажок;

гонг;

секундомер;

«Черный ящик»;

игровой реквизит (протоколы игры, монетки-баллы);

аудио - записи;

конверты с разрезными картинками;

конверты с вопросами для каждого раунда;

призы, грамоты.

Предварительная работабеседы«История появления денег»«Наши потребности и желания»«Откуда в семью приходят деньги», просмотр презентаций«Карманные деньги»«Деньги вчера, сегодня, завтра», чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок, проведение дидактических игр, просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал»«Золотой ключик» и др.

План мероприятия:

1. Организационный момент

Заполнение протоколов игры — за 10 мин до начала игры.

Представление команд, девизов – 5 мин.

Объяснение правил игры – 3 мин

2. Игра

6 раундов, конкурс Капитанов – 30 мин.

Динамическая пауза «Поиск клада» для участников на время подсчета очков – 4 мин.

3. Подведение итогов, награждение – 5 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ведущий - Добрый день всем присутствующим в этом зале. Мы рады приветствовать вас у себя в гостях!

Сегодня состоится игра «Брейн-ринг «Финансы – это интересно и увлекательно

Для того чтобы начать игру на ринг за красный игровой стол приглашается команда девочек «Копеечки»

Звучит музыка, дети проходят по залу, произносят девиз, речевку, и садятся за столы.

На ринг за синий игровой стол приглашается команда мальчиков «Рублики»

Звучит музыка, дети проходят по залу, произносят девиз, речевку, и садятся за столы.

Ведущий - За игрой команд будет внимательно следить уважаемое жюри (представляются члены жюри). Правила игры знают все игроки, и я их ещё раз напомню.

После того как прозвучит вопрос, вам будет дано 30 секунд на обсуждение ответа. Как только услышите сигнал гонга, быстро поднимаете флажок. Это значит, что команда готова ответить. Отвечает один участник. Если знаете ответ до сигнала, поднимаете флажок сразу. Чья команда первой поднимет флажок – та и будет отвечать. Если команда дала неправильный ответ, право ответа переходит второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл - монетку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество монеток.

Объявляется 1-й раунд «Исторический»

Вопросы:

1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (Рубль.)

2. Из какого металла делали первые монеты? (из сплава золота и серебра – электра)

3. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём)

4. В какой стране появились первые бумажные деньги? (В Китае)

За каждый правильный ответ команды получают 1 монетку

Ведущий - Мы с вами знаем множество мультфильмов, но есть мультфильмы, в которых прослеживается экономическое содержание, этому и посвящен 2-й раунд «Мульти - пульти»

Вопросы:

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

За каждый правильный ответ команды получают 1 монетку

Ведущий – Команды, нам пришло аудио-письмо

Звучит аудио - запись со словами«Ой, ребята, ПОМОГИТЕ! Из частей меня сложите!»

Уважаемые команды, срочно требуется ваша помощь. У меня в конвертах разрезанные картинки, которые вам нужно собрать, чтобы узнать - кому нужна помощь 3-й раунд «Собирай-ка»

Команды выполняют задание, собирают картинку 100-рублевой купюры. Команда, выполнившая задание первой, получает 1 монетку.

Ведущий – начинаем конкурс капитанов, который называется «Назови наоборот», и помощниками в этом раунде будут экономические слова. Я называю слово, а вы его «отражение»! Давайте попробуем!

Покупатель - продавец

Покупка - продажа

Дорого - дешево

Доход - расход

Тратить - копить

Наличные - безналичные

Высокие цены - низкие цены

За каждый правильный ответ капитан получает 1 монетку

Ведущий – следующий 4-й раунд «Отгадай-ка»

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар)

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату)

За каждый правильный ответ команда получает 1 монетку

Звучит музыка, ведущий выносит «Черный ящик»

Ведущий – Уважаемые игроки, внимательно послушайте вопрос:

«В черном ящике находится то, чем, не имея наличных денег, можно безопасно расплатиться в магазине. Что находится в Черном ящике?»

За правильный ответ (банковская кредитная карта) команда, давшая правильный ответ, получает 1 монетку

Ведущий – в нашей жизни очень много чего продается и покупается, но совершая любое приобретение, следует задуматься о потребностях и желаниях человека, ведь «желания» могут измениться, а без «потребностей» иногда невозможно жить. Вот сейчас мы проверим, насколько хорошо участники наших команд усвоили этот финансовый урок.

Начинаем 5-й раунд «Потребности и желания»

для каждой команды имеется одинаковый набор карточек, корзина, в которую следует положить картинки, на которых изображено то, без чего человек не может жить. И конверт, в который вы положите картинки, на которых изображены предметы, которые хочется купить, но они не являются жизненной необходимостью.

Команда, выполнившая задание первой и правильно получает 1 монетку

Ведущий – я приглашаю вас на последний 6-й раунд «Блиц – опрос»

1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

3. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)

4. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)

5. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

6. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела«Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Г-Х. Андерсен)

7. За что, по уверению пословицы, денег не берут? (За спрос)

8. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки)

9. Как называется украшение, сделанное из денег? (Монисто)

10. Как называется коллекционер монет? (Нумизмат)

За каждый правильный ответ команды получают 1 монетку

Ведущий – На этом наша игра заканчивается. Вы очень хорошо поработали и показали хорошие знания. Пока жюри подводит итоги, предлагаю немного отдохнуть.

Проводится Динамическая пауза «Поиск клада»

Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/

Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу, машут/

Стали думать, как нам быть? /повороты головой/

Как же клад нам разделить? /пожимают плечами/

Чтоб хватило всем друзьям, /пересчитывают пальцы на руках/

Делим ровно пополам. /разводят руки в стороны/

жюри объявляют результаты, награждают победителей,

раздают Памятки (Приложение 1)

Рефлексия

Ребята, вам понравилась соревноваться? Получать монетки?

Скажите, что на соревновании вам было легче всего?

А что трудно было для вас?

- Молодцы. Вы все старались и победили. До свидания, до новых встреч!

Ссылки на использованные источники информации

1. А. Алоева. Дети и деньги. Ростов - на – Дону: изд-во «Феникс», 2004 г. С. 260-266

2. Детская энциклопедия «Я познаю мир "Экономика"

3. Мухина Е. А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006г.

4. В. В. Плешаков. Окружающий мир. Москва: изд-во «Просвещение», 2008 г.

5. «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) Джейн Перл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....