Перспективное планирование совместной деятельности с детьми 4-5 лет по формированию элементарных знаний об экономике.
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В перспективном плане представлены методы работы с детьми по ознакомлению их с финансовой грамотностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodestviya_s_detmi.docx | 47.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми 4-5 лет по формированию элементарных знаний об экономике | |||
месяц | Тема | Содержание | |
1. Окружающий мир как результат труда людей | |||
Сентябрь | Труд – основа жизни | ОД по ознакомлению с окружающим миром «Мир который сделал человек». ОД по ознакомлению с художественной литературой «Семь Семенов - семь работников» Рассматривание наглядно-иллюстративного и видеоматериала, показ презентаций Ознакомление и заучивание пословиц о труде. Беседы «Мои обязанности по дому». «Мой любимое занятие». «Чем можно помочь взрослым?». Наблюдение за трудом дворника. Присмотр видеоматериалов по теме: Богатый Бобренок. «Профессии в наших семьях. Роль профессий» Беседы: «Профессии моих родителей» «О профессии водителя» «О профессии швеи» Ситуационные задачи и проблемные ситуации: Игра «12 экономических записок» ТРИЗ-технология: игра «Труд: хорошо, а лень-плохо» Подвижная игра- разминка «Профессии» Умное домино «Профессии» НПИ «Лото Профессии» НПИ «Что из чего?» Чтение художественной литературы: сказок: «Колосок», «Хаврошечка», «Госпожа Метелица» Валентина Осеева «Сыновья» | Дать представление ребенку о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. Помочь ребенку самостоятельно приди к мысли о том, что на протяжении всей жизни необходимо трудиться. Что практически все, что его окружает результат труда человек. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Виды домашнего труда. |
Сентябрь | Все работы хороши, выбирай на вкус | Просмотр видео материалов по теме: мультфильм «И так сойдет», «Незнайка учистся» ОД «Экскурсия в библиотеку» ОД по ознакомлению с художественной литературой «Две пословицы» Пермяк. Просмотр видеоматериалов по теме: Замечательные профессии. Комбайнер и тракторист. «Три кота» 138 серия про выращивание и производство хлеба Богатый Бобренок «Как работает общество» Беседы: «От зернышка до хлеба», «Кто выращивает хлеб?», «Беседа о профессии пекаря» «Беседа о профессии библиотекаря» Социо-игровая технология. «Все работы хороши, выбирай на вкус» Мастерская «Больница для книг Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь», «Такси» Дидактическая игра «Оденем куклу на работу» Речевая игра «От слова к слову» «Кто чем занимается» «Кому, что нужно для работы» Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»; «Детский сад»; «Сбор урожая» Дидактическая игра: «Что создается трудом», «Профессии и результаты труда» Речевая игра «Кто это?» Дидактическая игра «Все профессии важны» Знакомство и заучивание пословиц о труде Слушание песен: «Песня Василис» Слова В.Коростылёв Музыка И.Якушенко Чтение сказок: Главы Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,Александр Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде” | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). Знакомство с профессией библиотекаря, закрепление правил обращения с книгой, поддержка интереса к чтению книг, способствовать бережливому отношению к книгам. |
Октябрь | Работать и зарабатывать | ОД по речевому развитию по стихотворению В. Маяковский «Кем быть» ОД по социально коммуникативному развитию «Труд в моей семье» Технология «Клубный час «Труд взрослых в детском саду»». Наблюдение за рудом младшего воспитателя Беседы: «Труд взрослых в детском саду», «О труде воспитателя», «Беседа о профессии строителя» «Терпение и руд все перетрут» Ситуационные задачки о труде и взаимопомощи. Игра-занятие по экономике «Что зарплата?» Дидактическая игра «Кто больше назовет действий» Игра «Профессии и результаты труда» Дидактическая игра с мячом «Товар -услуга» Настольная экономическая игра «Мой маленький бизнес» Речевая игра «Произнеси правильно». «Подскажи словечко» Подвижная игра «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль» Подвижная игра-разминка «Кто строит дом» Слушание песен: «Антошка» Сл. Ю.Энтина, Муз.В.Шаинского, Чтение художественной литературы: сказок: Валентин Катаев “Дудочка и кувшинчик”, Владимир Одоевский “Мороз Иванович” Кукольный спектакль «Дело мастера боится» | Дать знания о том, что результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. Что работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). |
Без труда никуда | Речевая игра «Исправь ошибки» «Угадай по описанию» Лото «Профессии» Кукольный спектакль «Хвастунишка» Творческое занятие «Без труда никуда» Беседы: «Как помочь взрослым», «Труд в семье» «Беседа о профессии повар» «Беседа о профессии парикмахера», «Беседа о профессии парикмахер» Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» «Ателье» «Приготовим мы обед» Подвижная игра «У ребят порядок строгий». Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» Хороводная игра ««Выбираем работу» Речевая игра «Кому без них не обойтись?» Знакомство и заучивание пословиц о труде Ситуационные задачи и проблемные ситуации. Загадки «Без их труда мы никуда» Слушание песен: «Без труда не проживешь» Сл. В.Викторова и Л.Кондратенко, муз. В.Агафонникова, «С понедельник возьмусь...» В. Шаинский, Ю. Энтин - Чтение сказок: Братья Гримм “Король Дроздобород”, Василий Сухомлинский «Бабушка и Петрик» Мини-спектакль «Все профессии важны, все профессии нужны» Константин Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | Продолжаем знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | |
ноябрь | Труд во благо | Присмотр видео материалов по теме: мультфильм Ми - ми-мишки «До завтра подождет» Умное домино «Изучаем профессии» Речевая игра «Расскажи о профессии» ТРИЗ «Данетки «Профессия»» Загадки «Мы в профессии играем – по душе их выбираем». Словестная игра «Составь предложение», «Придумай историю о » Беседы: «О профессии пожарного» «О профессии полицейского» «О профессии врача» «О профессии фармацевта» Социо-игровая технология. «Профессии оберегающие жизни» Мастерская «Изготовление игрового оборудования для игры в аптеку» Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача» «В ветеринарной клинике» «Кто куда, а мы в аптеку» Речевая игра «Что делают этим предметом?», «Кто где работает?» Подвижная игра: «Мы спортсмены» «Защити товарища», «Часовой», Игра «Чья команда быстрее строится» Игровое упражнение «Снайперы» Спортивная Игра - эстафета "Юный пожарный" Знакомство и заучивание пословиц о труде. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер» К.И. Чуковский «Доктор Айболит»; Э. Успенский. Про Веру и Анфису. История седьмая; В.Ич «Пожарная машина» Ленивая принцесса (Сербская притча) Плоды своего труда Ситуационные задачи и проблемные ситуации: | Продолжаем знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. |
Профессионалы | Просмотр видеоматериалов по теме: «Вовка в тридевятом царстве». «Маша больше не лентяйка», «Фока на все руки дока» ОД по развитию речи «Заучивание стихотворения Е. Благиной «Посидим в тишине». Беседы:«Кем я хочу стать», «Профессии будущего», «Сказочные профессии», «Поговорим о трудолюбии». ОД художественное развитие. Рисование «Я буду» ТРИЗ: «Друдлы «Профессия»» Социо-игровая технология. «Выбираем профессию» Сюжетно- ролевая игра «День рождения» Рассказ воспитателя «О предприятиях района» «Тематический час Интервью «Моя любимая профессия»» Чтение сказок: В. Сухомлинский «Каждый человек должен», «Правильно думай о труде» Слушание песен: «Песенка о ремонте» слова М. Пляцковский, музыка В. Шаинский, «Песенка про лень.» Слова и музыка Л.В.Чернышовой Подвижная игра «Самолеты» Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты…» Игровое задание «Парашютисты» Игра с мячом «Я знаю 5 профессий» «Что для кого» Викторина «Угадай профессию» Игра- соревнование «Знатоки пословиц» Кукольный спектакль «Мы в профессии играем» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | |
2.Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны. | |||
декабрь | Как придумали деньги? | ОД «Путешествие по реке времени с Монеткой» Просмотр видео материалов по теме: «Фиксики- История вещей: Деньги» Игра «Найди и обменяй» «Незаконченные предложения» Подвижная игра: «Продаём горшки» (татарская народная игра) «Бусинки» Подвижная игра «Затейники» Подвижная игра «Охотники и дичь» Эстафета «Посади картошку» Игра «Съедобное – несъедобное» Подвижная игра «Магазин красок» Беседа: «От ракушки к банкноте» «Деньги в сказках» «Дети и деньги» Рассматривание тематических иллюстраций. Чтение художественной литературы: Братья Гримм «Звездные деньги»; Вильгельм Гауф "Сказание о гульдене с оленем" «Сказка про то, как на Руси рубль появился» «Сказка про умный рубль» Рассказ об истории денег в России Просмотр презентации Знакомство и заучивание пословиц о деньгах | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). |
Какие бывают деньги? | ОД по экономическому развитию «Деньги-это» ОД по экономическому воспитанию «Что такое деньги? » «Пятачок» Просмотр видео материалов по теме: Уроки Тётушки Совы: Азбука денег «Что такое деньги?» Рассматривание иллюстраций с изображением денег разных эпох и стран. Беседа: «Металлические и бумажные деньги» «Валюта-государственный символ» «Что общего у всех денег» Просмотр презентации «Валюты мира» игра «Нарисуем деньги для нашей группы» Подвижная игра «Подарки» Игра «Магазин игрушек» Дидактическая игра «Валюты» Настольная игра –ходилка «По странам и континентам» Знакомство и заучивание пословиц о деньгах. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» | Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать, чеканка. | |
январь | Откуда берутся деньги | Просмотр видео материалов по теме: Фиксики-советы «Как делают деньги»» Уроки Тётушки совы «История денег» ОД квест «Найди клад» Исследование «Как делают деньги?». Просмотр презентации «Монетный двор» ОД художественно-эстетическое развитие «Лепка Монета» Подвижная игра «Едем на работу» «Собираемся на работу» Викторина «Сказочные богатства» Чтение художественной литературы: Белорусская сказка «Один заработанный рубль» Камбоджийская народная сказка «Как старуха продавала тыкву» | |
Как деньги попадают к нам в дом | ОД по экономическому развитию «Доход. расход» ОД художественно-эстетическое развитие «Конструирование из бросового материала «Копилка»» Просмотр видеоматериалов по теме: «Богатый Бобренок «Семья», «Доходы», «Бюджет» «Уроки Тётушки Совы Азбука денег «Семейный бюджет» Смешарики «Черный день» «Есть ли у вас план?» Беседа «Как деньги попадают к нам в дом?» «Доход, что это?» Д.И. «Доходы семьи» Д.И. «расходы семьи» Дидактическая игра «Копилка» Настольно печатная игра «Семья и карьера» Знакомство и заучивание поговорок о деньгах. игра «Как потопаешь, так и полопаешь», Игра «Деньги получили – ерунды накупили» Игра «Экономические загадки» Подвижная игра «Копилка» Сюжетно ролевая игра Чтение художественной литературы: Армянская народная сказка «Золотая монета» сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. | |
Февраль | Потребности и желания | Просмотр видеоматериалов по теме: «Волшебное варенье» «Богатый Бобренок «Хочу-надо», «Как мы принимаем решения»» Уроки Тётушки Совы Азбука денег «Потребности и возможности» ОД интегрированное занятие по экономическому развитию «Деньги» Словесные игры: «Загадай желание», «Что нам нужно?» Дидактические игры: «Потребности», «Пирамида желаний» Речевая игра «Меткое словечко» Опыт: «Потребности растений» ТРИЗ: «Почему так произошло?» Упражнения «На представление последствий событий» «На установление причинных связей между событиями» Чтение художественной литературы: Л.Б. «Жила была денежка» Н.Л. «Мечты сбываются» — Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» А.С. Пушкина «Золотая рыбка» ИЗО-деятельность: «Потребности растений», «Рыбка для кота» Беседы: «Потребности растений и животных», «Потребности человека» и др | Дать первичные представления детям о потребностях. Показать воспитанникам, что потребности есть и у растений, и у животных и конечно у человека. Потребности человека различны и зависят о множества факторов. У человека есть главные потребности, а есть желания и капризы. Домашнее хозяйство необходимо человеку для тог чтобы удовлетворять свои жизненно важные потребности Развиваем умение соотносим потребности, желания с возможностями. |
Покупаем, продаем, обмениваем. | |||
Что можно купить, а что нельзя | Чтение художественной литературы: Е. Коваль «Две пословицы», В. Катаев «Цветик-семицветик», А. Л. Барто «Снегирь», К.И. Чуковский «Телефон», народные сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила». Дидактические игры: «Что нужно для…?» «Четвертый лишний» «Что можно купить, что нельзя» «Лото супермаркет» Режиссёрская игра «Супермаркет» ТРИЗ: «Данетки» Дидактическая игра «Шопинг» Дидактическая игра «Кто что купит?» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Дидактическая игра "Чьи покупки?" Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. «Туристическое агентство» Мини-спектакль «История про заек Мазаек» ИЗО-деятельность: «Моя мечта», «Открытка для друга» Мастерская «Товары для ярмарки» Беседы: «Как воплотить мечту?», «Не все сбывается, чего желается.» | Продолжаем развивать умение выделять разницу между желаниями и потребностями. Вырабатываем навык задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. Продолжаем развивать такие качества как терпимость, желание делиться и уступать. | |
март | Где покупают и продают разные товары | Просмотр видео материалов по теме: Богатый Бобренок «Бизнес», «Откуда берутся товары и услуги»; Три кота «Поход в магазин»; «Фиксики-советы «Срок годности» Фиксики история вещей «О штрих коде», «О весах» «Интернет магазин» Просмотр презентации «История Нижегородской ярмарки» ОД по познавательному развитию «Русская ярмарка» ОД по познавательно-речевому развитию «Товары в магазине» Игра «Где что купить?», Рассказ о торговых предприятиях Обсуждение «Где какие товары можно купить?», «Самые популярные магазины?» «Что нужно помнить, когда идешь в магазин?» тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками» ИЗО-деятельность в мастерских «Ценники», «Кошелек» Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Аптека» Беседы на основе собственного опыта: «В магазине» «Какими услугами мы пользуемся» Игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, веселимся. | Знакомимся с торговыми предприятиями: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Продолжаем расширять знания детей о ярмарке и ее атрибутах: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, через знакомство с историей Нижегородской ярмарки Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. |
апрель | Цена и стоимость товара | Просмотр видеоматериалов по теме: «Богатый Бобренок «Путешествие рубля»» Уроки Тётушки Совы «Азбука денег», «Цена и ценные вещи» Игра «Сколько это стоит?», Мастерская «На все руки мастер» (работа в подгруппах) Обсуждение пословицы «Время- деньги» Беседы: «Как появляется цена» «Как складывается стоимость товара», «Чем цена отличается от стоимости?» «Что такое акция и скидка?» По сказке братьев Гримм «Выгодное дело», «Как молоко товаром стало». «Магазин и супермаркет», «Магазин и супермаркет». Дидактическая игра «Что из чего» «Мой маленький бизнес» «Домашние питомцы» Сюжетно-ролевая игра «овощной рынок» Чтение художественной литературы: Василий Сухомлинский «Пекарь и Портной» | Разбираем цепочку «продажа-товар- цена-покупка». Выделяем разницу между ценой и стоимостью. Развиваем навык определять цену товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Развиваем умение определять стоимость покупки исходя из ее цены. |
Реклама-это хорошо или плохо | ОД по экономическому воспитанию «Путешествие к Мише эконому» Просмотр видеоматериалов по теме: Смешарики «Золотое яблоко» Сюжетно ролевая игра «Рекламное агентство» (работа в подгруппах). Рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей. Мастерская изготовление «Наружной рекламы» Беседы с детьми на основе собственного опыта: «Я и реклама» «Реклама плохо или хрошо» Чтение художественной литературы: С.Михалков «Как старик корову продавал» «Каша из топора» | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | |
май | Выгодно не выгодно | Просмотр видеоматериалов по теме: Уроки Тётушки Совы «Азбука денег» «Карманные деньги», «Умение экономить» «Я вырасту богатым» Смешарики «Лучший из лучших» Технология ТРИЗ. «Данетки» Ситуационные задачи: «В магазине» «Реклама» «Скидки» игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно» чтение художественной литературы: сказок: «Что за птица?» Обсуждение «Что может реклама» | Знакомимся с волшебные правила для покупателя и продавца. Закрепляем понятия обмен, подарок, реклама. Развиваем элементарный навык определения выгодно или нет. |
Банк, банкомат и банковская карта | Просмотр видеоматериалов по теме: Уроки Тётушки Совы Азбука денег «Банки», Богатый Бобренок «Сбережения», Фиксики «Банкомат», Фиксики-советы «Где хранить деньги», «Конфеденциальность», «Коды и пароли». Смешарики «Золушка» Беседы: «О профессии бухгалтер» «О профессии банкир» «Банкомат и банковские карты» «Что такое долг?» Сюжетно ролевая игра «Банк» Режиссёрская игра «Банк» Чтение художественной литературы: Сказка «Башмачник Маруф» | Даем элементарные представления о банке как учреждении где храниться деньги и осуществляются услуги. Знакомим ребенка с понятием долг и кредит. Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Тематическое планирование совместной деятельности с дет...
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений «Зайкин огород»
Конспект написан с целью закрепления у детей знаний по ФЭМП....
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет по формированию экономических представлении
перспективное планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет по формированию элементарных экономический представлений. В плане представлены темы образовательной деятельности по данной теме, дид...
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми по реализации образовательной области «Физическое развитие» (направление- здоровый образ жизни) (еженедельно)
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми по реализации образовательной области «Физическое развитие» (направление- здоровый образ жизни)...