Перспективное планирование совместной деятельности с детьми 4-5 лет по формированию элементарных знаний об экономике.
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Семкина Наталья Анатольевна

В перспективном плане представлены методы работы с детьми по ознакомлению их с финансовой грамотностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vzaimodestviya_s_detmi.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

совместной деятельности с детьми 4-5 лет

по формированию элементарных знаний об экономике

месяц

Тема

Содержание

1. Окружающий мир как результат труда людей

Сентябрь      

Труд – основа жизни

ОД по ознакомлению с окружающим миром «Мир который сделал человек».

ОД по ознакомлению с художественной литературой «Семь Семенов - семь работников»

Рассматривание наглядно-иллюстративного и видеоматериала, показ презентаций

Ознакомление и заучивание пословиц о труде.

Беседы

«Мои обязанности по дому».

«Мой любимое занятие».

«Чем можно помочь взрослым?».

Наблюдение за трудом дворника.

Присмотр видеоматериалов по теме:

Богатый Бобренок.

«Профессии в наших семьях. Роль профессий»

Беседы:

«Профессии моих родителей»

«О профессии водителя»

«О профессии швеи»

Ситуационные задачи и проблемные ситуации:

Игра «12 экономических записок»

ТРИЗ-технология: игра

«Труд: хорошо, а лень-плохо»

Подвижная игра- разминка «Профессии»

Умное домино «Профессии»

НПИ «Лото Профессии»

НПИ «Что из чего?»

Чтение художественной литературы: сказок: «Колосок», «Хаврошечка», «Госпожа Метелица»

Валентина Осеева «Сыновья»

Дать представление ребенку о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо.

Помочь ребенку самостоятельно приди к мысли о том, что на протяжении всей жизни необходимо трудиться. Что практически все, что его окружает результат труда человек.

Трудиться означает что-то

делать, созидать для себя,

на благо своей семьи,

близких людей, друзей,

домашних питомцев и пр.

Виды домашнего труда.

Сентябрь

Все работы хороши, выбирай

на вкус

Просмотр видео материалов по теме: мультфильм «И так сойдет», «Незнайка учистся»

ОД «Экскурсия в библиотеку»

ОД по ознакомлению с художественной литературой «Две пословицы» Пермяк.

Просмотр видеоматериалов по теме: Замечательные профессии. Комбайнер и тракторист.

«Три кота» 138 серия про выращивание и производство хлеба

Богатый Бобренок

«Как работает общество»

Беседы: 

«От зернышка до хлеба»,

«Кто выращивает хлеб?»,

«Беседа о профессии пекаря»

«Беседа о профессии библиотекаря»

Социо-игровая технология.

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Мастерская «Больница для книг

Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь», «Такси»

Дидактическая игра

«Оденем куклу на работу»

Речевая игра «От слова к слову»

«Кто чем занимается»

«Кому, что нужно для работы»

Сюжетно-ролевая игра

«Библиотека»;

«Детский сад»;

«Сбор урожая»

Дидактическая игра: «Что создается трудом», «Профессии и результаты труда»

Речевая игра «Кто это?»

Дидактическая игра

«Все профессии важны»

Знакомство и заучивание пословиц о труде  

Слушание песен: «Песня Василис» Слова В.Коростылёв Музыка И.Якушенко

Чтение сказок: Главы Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,Александр Пушкин

 “Сказка о попе и работнике его Балде”

Знакомство с

профессиями в контуре

опережающей

профориентации

дошкольников.

Продукты труда: товары и

услуги.

Продукты труда

используются человеком

для себя или для продажи

(товар).

Знакомство с профессией библиотекаря, закрепление правил обращения с книгой, поддержка интереса к чтению книг, способствовать бережливому отношению к книгам.

Октябрь

Работать и зарабатывать

ОД по речевому развитию по стихотворению В. Маяковский «Кем быть»

ОД по социально коммуникативному развитию «Труд в моей семье»

Технология «Клубный час «Труд взрослых в детском саду»».

Наблюдение за рудом младшего воспитателя  

Беседы: «Труд взрослых в детском саду», «О труде воспитателя»,

«Беседа о профессии строителя»

«Терпение и руд все перетрут»

Ситуационные задачки о труде и взаимопомощи.

Игра-занятие по экономике «Что зарплата?»

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»

Игра «Профессии и результаты труда»

Дидактическая игра с мячом «Товар -услуга»

Настольная экономическая игра «Мой маленький бизнес»

Речевая игра

«Произнеси правильно».

«Подскажи словечко»

Подвижная игра «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль»

Подвижная игра-разминка «Кто строит дом»

Слушание песен: «Антошка» Сл. Ю.Энтина, Муз.В.Шаинского,

Чтение художественной литературы:

 сказок: Валентин Катаев “Дудочка и кувшинчик”,

Владимир Одоевский

“Мороз Иванович”

Кукольный спектакль

«Дело мастера боится»

Дать знания о том, что результатом

трудовой деятельности может быть как

достижение поставленной цели (например,

овладеть мастерством катания на коньках,

лыжах, смастерить хороший подарок близкому

человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. Что работать означает

трудиться за

вознаграждение.

Зарабатывать – получать

вознаграждение за

выполненную работу

(также можно заработать

наказание за провинность,

проступок и т.п.).

Без труда никуда

Речевая игра

«Исправь ошибки»

«Угадай по описанию»

Лото «Профессии»

Кукольный спектакль «Хвастунишка»

Творческое занятие «Без труда никуда»

Беседы:

«Как помочь взрослым», «Труд в семье»

«Беседа о профессии повар»

«Беседа о профессии парикмахера»,

«Беседа о профессии парикмахер»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

«Ателье»

«Приготовим мы обед»

Подвижная игра «У ребят порядок строгий». Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Хороводная игра ««Выбираем работу»

Речевая игра «Кому без них не обойтись?»

Знакомство и заучивание пословиц о труде

Ситуационные задачи и проблемные ситуации.

Загадки «Без их труда мы никуда»

Слушание песен: «Без труда не проживешь» Сл. В.Викторова и Л.Кондратенко, муз. В.Агафонникова, 

«С понедельник возьмусь...»

В. Шаинский, Ю. Энтин -

Чтение сказок:

 Братья Гримм “Король Дроздобород”,

 Василий Сухомлинский

«Бабушка и Петрик»

Мини-спектакль

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Константин Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

 Продолжаем знакомство с

профессиями в контуре

опережающей

профориентации

дошкольников.

Разбираемся, что будет,

если люди перестанут

работать и трудиться

ноябрь

Труд во благо

Присмотр видео материалов по теме: мультфильм

Ми - ми-мишки

«До завтра подождет»

Умное домино «Изучаем профессии»

Речевая игра «Расскажи о профессии»

ТРИЗ «Данетки «Профессия»»

Загадки «Мы в профессии играем – по душе их выбираем».

Словестная игра  «Составь предложение», «Придумай историю о »

Беседы:

«О профессии пожарного»

«О профессии полицейского»

«О профессии врача»

«О профессии фармацевта»

Социо-игровая технология.

«Профессии оберегающие жизни»

Мастерская «Изготовление игрового оборудования для игры в аптеку»

Сюжетно-ролевые игры:

«На приеме у врача»

«В ветеринарной клинике»

«Кто куда, а мы в аптеку»

Речевая игра «Что делают этим предметом?», «Кто где работает?»

Подвижная игра: 

«Мы спортсмены» 

«Защити товарища», «Часовой», Игра «Чья команда быстрее строится»

Игровое упражнение «Снайперы»

Спортивная Игра - эстафета "Юный пожарный"

Знакомство и заучивание пословиц о труде.

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»

К.И. Чуковский «Доктор Айболит»;

Э. Успенский.  

Про Веру и Анфису.

История седьмая;

В.Ич «Пожарная машина»

Ленивая принцесса (Сербская притча)

Плоды своего труда

Ситуационные задачи и проблемные ситуации:

Продолжаем знакомство с

профессиями в контуре

опережающей

профориентации

дошкольников.

Профессионалы

Просмотр видеоматериалов по теме: «Вовка в тридевятом царстве». «Маша больше не лентяйка», «Фока на все руки дока»

ОД по развитию речи «Заучивание стихотворения

Е. Благиной «Посидим в тишине».

Беседы:«Кем я хочу стать»,

«Профессии будущего»,

«Сказочные профессии»,

«Поговорим о трудолюбии».

ОД художественное развитие.

Рисование «Я буду»

ТРИЗ: «Друдлы «Профессия»»

Социо-игровая технология.

«Выбираем профессию»

Сюжетно- ролевая игра

«День рождения»

Рассказ воспитателя

«О предприятиях района»

«Тематический час

 Интервью «Моя любимая профессия»»

Чтение сказок:

В. Сухомлинский

«Каждый человек должен»,

«Правильно думай о труде»

Слушание песен: «Песенка о ремонте» слова М. Пляцковский, музыка В. Шаинский,

«Песенка про лень.»

Слова и музыка Л.В.Чернышовой

Подвижная игра «Самолеты»

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты…»

Игровое задание «Парашютисты»

Игра с мячом

«Я знаю 5 профессий»

«Что для кого»

Викторина

«Угадай профессию»

Игра- соревнование

«Знатоки пословиц»

Кукольный спектакль

«Мы в профессии играем»

Закрепляем понятия:

трудиться, работать и

зарабатывать.

2.Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

декабрь

Как придумали деньги?

ОД «Путешествие по реке времени с Монеткой»

Просмотр видео материалов по теме:

«Фиксики- История вещей: Деньги»

Игра

«Найди и обменяй»

«Незаконченные предложения»

Подвижная игра: «Продаём горшки» (татарская народная игра)

«Бусинки»

Подвижная игра «Затейники»

Подвижная игра «Охотники и дичь»

Эстафета «Посади картошку»

Игра «Съедобное – несъедобное»

Подвижная игра «Магазин красок»

Беседа:

«От ракушки к банкноте»

«Деньги в сказках»

«Дети и деньги»

Рассматривание тематических иллюстраций.

Чтение художественной литературы:

Братья Гримм

«Звездные деньги»;

Вильгельм Гауф

"Сказание о гульдене с оленем"

«Сказка про то, как на Руси рубль появился»

«Сказка про умный рубль»

Рассказ об истории денег в России

Просмотр презентации

Знакомство и заучивание пословиц о деньгах

Понимание ребенком, что труд приносит доход.

Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера

оценки труда (вознаграждение за проделанную

работу), универсальное средство обмена

(инструмент обмена товаров и услуг).  Виды

денег (бумажные и металлические).

Какие бывают деньги?

ОД по экономическому развитию «Деньги-это»

ОД по экономическому воспитанию «Что такое деньги? »

«Пятачок»

Просмотр видео материалов по теме:

Уроки Тётушки Совы:

Азбука денег «Что такое деньги?»

Рассматривание иллюстраций с изображением денег разных эпох и стран.

Беседа:

«Металлические и бумажные деньги»

«Валюта-государственный символ»

«Что общего у всех денег»

Просмотр презентации «Валюты мира»

игра «Нарисуем деньги для нашей группы»

Подвижная игра «Подарки»

Игра «Магазин игрушек»

Дидактическая игра «Валюты»

Настольная игра –ходилка

 «По странам и континентам»

Знакомство и заучивание пословиц о деньгах.

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

Виды денег (монеты, банкноты).

Изготовление денег: печать,

чеканка.

январь

Откуда берутся деньги

Просмотр видео материалов по теме:

Фиксики-советы

«Как делают деньги»»

Уроки Тётушки совы «История денег»

ОД квест «Найди клад»

Исследование

«Как делают деньги?».

Просмотр презентации «Монетный двор»

ОД художественно-эстетическое развитие

«Лепка Монета»

Подвижная игра «Едем на работу»

«Собираемся на работу»

Викторина «Сказочные богатства»

Чтение художественной литературы:

Белорусская сказка

«Один заработанный рубль»

Камбоджийская народная сказка «Как старуха продавала тыкву»

Как деньги попадают к нам в дом

ОД по экономическому развитию «Доход. расход»

 ОД художественно-эстетическое развитие «Конструирование из бросового материала «Копилка»»

Просмотр видеоматериалов по теме: «Богатый Бобренок «Семья»,

«Доходы»,

«Бюджет»

«Уроки Тётушки Совы Азбука денег «Семейный бюджет»

Смешарики «Черный день»

«Есть ли у вас план?»

Беседа

 «Как деньги попадают к нам в дом?»

«Доход, что это?»

Д.И. «Доходы семьи»

Д.И. «расходы семьи»

Дидактическая игра «Копилка»

Настольно печатная игра «Семья и карьера»

Знакомство и заучивание поговорок о деньгах.

игра

«Как потопаешь, так и полопаешь»,

Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Игра «Экономические загадки»

Подвижная игра «Копилка»

Сюжетно ролевая игра

Чтение художественной литературы:

Армянская народная сказка «Золотая монета»

сказка «Трудовые деньги».

Рассказ «Отец и сын»

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный

труд, заработная плата

родителей, пенсия дедушек и

бабушек.

Считай деньги в своем кармане,

а не в чужом.

Ребенок должен узнать разницу между ведением

личного и семейного бюджетов. Понимать

важность ведения домашнего хозяйства.

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и

сберегать, как можно копить.

Февраль

Потребности и желания

 Просмотр видеоматериалов по теме:

«Волшебное варенье»

«Богатый Бобренок

«Хочу-надо»,

 «Как мы принимаем решения»»

Уроки Тётушки Совы Азбука денег «Потребности и возможности»

ОД интегрированное занятие по экономическому развитию «Деньги»

Словесные игры:

«Загадай желание»,

 «Что нам нужно?»

Дидактические игры: «Потребности»,

 «Пирамида желаний»

Речевая игра «Меткое словечко»

Опыт: «Потребности растений»

ТРИЗ: «Почему так произошло?»

Упражнения «На представление последствий событий»

«На установление причинных связей между событиями»

Чтение художественной литературы:

Л.Б. «Жила была денежка»

Н.Л. «Мечты сбываются» —

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

А.С. Пушкина «Золотая рыбка»

ИЗО-деятельность: «Потребности растений», «Рыбка для кота»

Беседы: «Потребности растений и животных», «Потребности человека» и др

Дать первичные представления детям о потребностях. Показать воспитанникам, что потребности есть и у растений, и у животных и конечно у человека.

Потребности человека различны и зависят о множества факторов. У человека есть главные потребности, а есть желания и капризы.

Домашнее хозяйство необходимо человеку для тог чтобы удовлетворять свои жизненно важные потребности

Развиваем умение соотносим потребности,

желания  с возможностями.

Покупаем, продаем, обмениваем.

Что можно купить, а что нельзя

Чтение художественной литературы:

Е. Коваль «Две пословицы»,

В. Катаев «Цветик-семицветик»,

А. Л. Барто «Снегирь», К.И. Чуковский «Телефон», народные сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила».

Дидактические игры:

«Что нужно для…?»

 «Четвертый лишний»

«Что можно купить, что нельзя»

«Лото супермаркет»

Режиссёрская игра «Супермаркет»

ТРИЗ: «Данетки» 

Дидактическая игра

 «Шопинг»

Дидактическая игра «Кто что купит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Дидактическая игра "Чьи покупки?"

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

«Туристическое агентство»

Мини-спектакль «История про заек Мазаек»

 ИЗО-деятельность:  

«Моя мечта»,

«Открытка для друга»

Мастерская «Товары для ярмарки»

Беседы:

«Как воплотить мечту?»,

«Не все сбывается, чего желается.»

Продолжаем развивать умение выделять разницу между желаниями и потребностями.

Вырабатываем навык задавать себе вопрос и

оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

Продолжаем развивать такие качества как терпимость, желание делиться и уступать.

март

Где покупают и продают разные товары

Просмотр видео материалов по теме: Богатый Бобренок «Бизнес», «Откуда берутся товары и услуги»;

Три кота «Поход в магазин»;

«Фиксики-советы «Срок годности»

Фиксики история вещей

«О штрих коде», «О весах»

 «Интернет магазин»

Просмотр презентации «История Нижегородской ярмарки»

 ОД по познавательному развитию «Русская ярмарка»

ОД по познавательно-речевому развитию

«Товары в магазине»

Игра «Где что купить?»,

Рассказ о торговых предприятиях

Обсуждение

«Где какие товары можно купить?»,

 «Самые популярные магазины?»

«Что нужно помнить, когда идешь в магазин?»

тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

ИЗО-деятельность в мастерских «Ценники», «Кошелек»

Сюжетно-ролевая игра

«Супермаркет», «Аптека»

Беседы на основе собственного опыта:

«В магазине»

«Какими услугами мы пользуемся»

Игра-праздник «Русская

ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся,

обмениваемся, веселимся.

 Знакомимся с торговыми предприятиями:

магазины, киоски, ларьки,

базары, рынки, ярмарки.

 Продолжаем расширять знания детей о ярмарке и ее атрибутах: шуты и

скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, через знакомство с историей Нижегородской ярмарки

Используем деньги нашей

группы, придуманные ранее.

апрель

Цена и стоимость товара

Просмотр видеоматериалов по теме: «Богатый Бобренок «Путешествие рубля»»

Уроки Тётушки Совы «Азбука денег», «Цена и ценные вещи»

Игра «Сколько это стоит?»,

 Мастерская «На все руки мастер» (работа в подгруппах)

Обсуждение пословицы «Время- деньги»

Беседы:

«Как появляется цена»

«Как складывается стоимость товара»,

«Чем цена отличается от стоимости?»

«Что такое акция и скидка?»

 По сказке братьев Гримм «Выгодное дело»,

«Как молоко товаром стало». «Магазин и супермаркет»,

 «Магазин и супермаркет».

Дидактическая игра

«Что из чего»

«Мой маленький бизнес»

«Домашние питомцы»

Сюжетно-ролевая игра «овощной рынок»

Чтение художественной литературы: Василий Сухомлинский «Пекарь и Портной»

Разбираем цепочку «продажа-товар- цена-покупка».

Выделяем разницу между ценой и стоимостью.

Развиваем навык определять

цену товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Развиваем умение определять стоимость покупки исходя из ее цены.

Реклама-это хорошо или плохо

ОД по экономическому воспитанию «Путешествие к Мише эконому»

Просмотр видеоматериалов по теме:

Смешарики «Золотое яблоко»

Сюжетно ролевая игра

«Рекламное агентство»

(работа в подгруппах).

Рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей.

Мастерская изготовление «Наружной рекламы»

Беседы с детьми на основе собственного опыта:

«Я и реклама»

«Реклама плохо или хрошо»

Чтение художественной литературы:

С.Михалков «Как старик корову продавал»

«Каша из топора»

Формируем правильное

отношение к рекламе, используя

наблюдения, рассказы детей,

организуя продуктивную

деятельность

май

Выгодно не выгодно

 Просмотр видеоматериалов по теме:

Уроки Тётушки Совы «Азбука денег» 

«Карманные деньги»,

«Умение экономить»

«Я вырасту богатым»

Смешарики «Лучший из лучших»

Технология ТРИЗ. «Данетки»

Ситуационные задачи:

«В магазине»

«Реклама»

«Скидки»

игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно»

чтение художественной литературы:

сказок:

«Что за птица?»

Обсуждение «Что может реклама»

 Знакомимся с волшебные правила для покупателя и продавца.

Закрепляем понятия обмен,

подарок, реклама.

Развиваем элементарный навык определения выгодно или нет.

Банк, банкомат и банковская карта

Просмотр видеоматериалов по теме:

Уроки Тётушки Совы Азбука денег «Банки»,

Богатый Бобренок «Сбережения»,

Фиксики «Банкомат»,

Фиксики-советы

«Где хранить деньги»,

«Конфеденциальность»,

«Коды и пароли».

Смешарики «Золушка»

Беседы:

«О профессии бухгалтер»

«О профессии банкир»

«Банкомат и банковские карты»

«Что такое долг?»

Сюжетно ролевая игра

«Банк»

Режиссёрская игра «Банк»

Чтение художественной литературы:

Сказка «Башмачник Маруф»

Даем элементарные представления о банке как учреждении где храниться деньги и осуществляются услуги.

Знакомим ребенка с понятием долг и кредит.

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в

долг на время, обязан вовремя вернуть

(возвратить). Воспитываем ответственность: если

не уверен, что это получится, лучше не обещать

и не занимать. Долг – это серьезное

обязательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет по формированию экономических представлении

перспективное планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет по формированию элементарных экономический представлений. В плане представлены темы образовательной деятельности по данной теме, дид...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми по реализации образовательной области «Физическое развитие» (направление- здоровый образ жизни) (еженедельно)

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми по реализации образовательной области «Физическое развитие» (направление- здоровый образ жизни)...