«Путешествие с Мухой-Цокотухой в страну финансовой грамотности»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; развитие у дошкольников экономической грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового  занятия по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы компенсирующего вида

      «Путешествие с Мухой-Цокотухой в страну финансовой грамотности»  

                                                                                   

                                                                                       Воспитатель Лысенко Г.М.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; развитие у дошкольников экономической грамотности.

Задачи:

1. Закрепить сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «доход-расход», закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

2. Закрепить умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой.

3. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

4. Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей.

5. Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.

6. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Предварительная работа:

− Знакомство с экономическими, финансовыми понятиями.

- Разучивание пальчиковых гимнастик, физкульминуток, стихотворений, дидактических игр.

-чтение художественной литературы

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам  нужно.

Здравствуй Данил, здравствуй  Лиза и т.д
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!

Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель. Сегодня я приглашаю отправиться в сказку .А в какую вы сейчас узнаете
2. Основная часть.
Воспитатель. Сказочная героиня вам знакома-это Муха-Цокотуха, из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» Давайте ,вспомним  как начиналось произведения? 
Дети
Муха, Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Воспитатель  Ребята, денежка - это что такое? (ответы детей)    Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить.

 Воспитатель: предлагаю поиграть в игру  «Дополни»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …прямоугольная
Банкнота бумажная, а монета …металическая
Монета звенит, а банкнота … шуршит

А вы знаете что банкноты бывают настоящие и поддельные ? а вы их сможете определить? давайте попробуем с вами

Зрительная гимнастика для глаз «Найди настоящую купюру»

Пальчиковая гимнастика  «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Ну считать вы умеете деньги..
Как вы считаете, деньги всегда нужны? Можно ли без них совсем обойтись (ответы детей – нужны)
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны: (игра)
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для покупки машин и прочих средств передвижения
- для покупки одежды и обуви
- А всё ли можно купить за деньги? (ответы детей)
 что нельзя купить?(дружбу)

Давайте вспомним стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек!

А хотите узнать, что было то дальше с мухой цокотухой?

Воспитатель: 

Села Муха на пенёк
Замечталася чуток…
Муха. Что же мне купить такое?
Может быть авто крутое?
Платье, туфли и жакет…
А куплю-ка я конфет!
Автор. Тут из травки муравей
К Мухе выползает. (появляется кукла Муравья)
Муравей. Эх, ты Муха-Цокотуха!
Позолоченное брюхо.
Что-то много захотела ты ненужного иметь!
Воспитатель. Дети, а муравей оказался прав. Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)
Воспитатель. У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись. Важные потребности для жизни- это потребности «надо», а к которым надо стремиться-потребности «хочу». Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем Мухе разобраться, что важно приобрести в первую очередь, и что можно приобрести потом.
Воспитатель . А сейчас поиграем в игру «Хочу и надо».

- Дети, посмотрите на эти карточки внимательно (переворачивает приготовленный мольберт карточками к детям)

- Вам нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «хочу».

-Даша, подойди и убери одну такую карточку (убирает). Почему ты убрала эту карточку?

- Вадим, убери карточку, которую ты считаешь нужной. Почему?

-и т.д.

Воспитатель. А теперь посмотрите на оставшиеся предметы и объясните, для чего нужен каждый из предметов? (хоровые ответы детей).

-Верно. К какому понятию мы отнесем эти предметы : «хочу» или «надо»?

-Ответы детей. «надо»

Воспитатель. Правильно, ребята!

-Давайте еще раз назовем все предметы, которые мы отнесли к понятию «хочу», без которых можно обойтись – показывает соответствующие карточки (называют)

- Что мы отнесли к понятию «надо»? - показывает на доске (дети называют)

-Хорошо, молодцы!


Воспитатель. Спасибо, что помогли Мухе разобраться в желаниях, правильно определив самые важные потребности и к чему надо стремиться. А что же наша Муха?

Муха. Что мне делать? Как мне быть?
Как же дальше Мухе жить?
Муравей. Муха, Муха-Цокотуха!
Не надо тебе каждый день по полю похаживать,
А начни своим трудом деньги зарабатывать!
Автор. Ушёл Муравей заниматься своим важным делом…
А Муха стала рассуждать,
Где же деньги добывать.
Чтобы по полю не ходить,
Но копейку получить.
(Муравей оставляет узелок и уходит)
Воспитатель. Скажите, как заработать деньги? (ответы детей)
Воспитатель   для этого надо работать. А где и кем работают ваши родители?(ответы детей)
Воспитатель.. Расскажем Мухе, какие бывают профессии.

Дидактическая игра «Назови профессию»
(Воспитатель обращает внимание детей на узелок. Развязывает узелок, находит в нём предметы труда. Предлагает детям соотнести орудия труда с профессией, к которой они относятся.)

Физкультминутка музыкальная «Профессии»
(дети под музыку повторяют движения)
Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иглой)
Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)
Если будешь ты спортсмен - делай так (руками будто качают гантели)
Если будешь ты артистом - делай так (поклон)
Если будешь пианистом - делай так (играют на пианино)

Воспитатель..

Хватит в профессии играть, пора дальше  продолжать.

Папы и мамы работают и получают за свой труд что? Зарплату

А бабушки с дедушками что получают? Пенсию

И все это можно назвать   как? семейный бюджет

Вот сейчас я и узнаю, как вы знаете расходы и доходы своих семей, давайте поиграем в игру «Доход-расход». Если это доход вашей семьи, то вы хлопаете в ладоши. Если расход семейного бюджета топаете ногами:

- папа получил зарплату (доход);

- бабушка заболела (расход);

- выиграли в лотерею (доход);

 - мама потеряла кошелек (расход);

- нашли 100 руб. (доход);

- порвались штаны (расход);

- заплатили за воду (расход);

- купили арбуз (расход).

-продали урожай (доход)

Автор. Муха наша умница-разумница
Все советы приняла.

 А в подарок вам копилку принесла

Воспитатель: Ребята, как вы думаете зачем многие копят деньги, откладывают в копилку? (ответы детей)
- Да, накопленное можно потратить на мечту. Давайте встанем в круг ,загадаем желание что бы вы хотели купить    и закинем монетку в копилку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

Конспект развлечения по финансовой грамотности с элементами сюжетно-ролевой игры младшей группы «Приключение волчонка в стране финансовой грамотности»

Конспект развлечения по финансовой грамотности с элементами сюжетно-ролевой игры младшей группы «Приключение волчонка в стране финансовой грамотности»Цель: Обобщение знаний о потребностях ...

" Путешествие в страну финансовой грамотности"

Магазин "Детский мир"Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание  необходимой  мотивации для овышения финансовой грамотности.Форми...

Конспект развлечения по финансовой грамотности с элементами сюжетно-ролевой игры для младшей группы «Приключение волчонка в стране финансовой грамотности»

Цель: Обобщение знаний о потребностях человека.Задачи: -закрепить названия основных потребностей и что к ним относится.-подвести к пониманию того, что человек не может купить все, что хочет.-способств...