Мастер-класс "Финансовая грамотность"
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Колесникова Марина Андреевна

Мастер-класс проекта по финансовой грамотности "Юные финансисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_rpmo.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности»

                                                                                                                     

                                                                                                            Воспитатель МДОУ

                                                                                         «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

                                                                                           Колесникова М.А.

г. Надым, 2023г.

Добрый день уважаемые коллеги!

Разрешите представить вам опыт работы по теме «Формирование финансовой грамотности».

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах.

Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести это тоже соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в нашем детском саду стали изучать — финансовую грамотность в рамках реализации проекта «Юные финансисты» с использованием интерактивного комплекса «Финансовая грамотность».

Целью проекта является формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Данную цель решаем с помощью поставленных задач:

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги»;

- расширять знания детей о возникновении денег;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей;

- содействовать проявлению интереса детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Обучение мы начинали со знакомства с внешним видом денежных средств. Дети узнают историю и интересные факты о банкнотах и монетах, тренируются в их запоминании и нахождении разменов, учатся делать покупки в магазинах, навыкам подсчета денежных средств. Пробуют открывать собственное дело от производства до продажи товаров собственного производства. Учим бережно относиться к семейному бюджету, знакомим с профессиями.

Наша работа осуществляется в игровой форме, строится в четырех направлениях:

  1. Труд и его продукт - здесь мы знакомим детей с профессиями, малыши узнают откуда берется разнообразие товаров в магазинах и что каждый товар имеет свою цену.
  2. Деньги - здесь дети знакомятся с понятием «деньги», «валюта», рассматривают изображения с купюрами и монеты разных стран.
  3. Реклама - дети учатся рекламировать товар, самостоятельно изготавливают рекламу.
  4. Экономика в быту - дети учатся грамотно распределять свой бюджет. Например, детям раздаются карточки, в которых нарисованы таблицы с тратами: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д., ребенку необходимо самостоятельно поставить плюсики в тех разделах, которые ему необходимы. Это позволяет вашим детям увидеть и понять, из чего складываются расходы в семье, адекватно воспринимать временное отсутствие денег.

С помощью занятий по финансовой грамоте мы расширяем круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети:

1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.

2. Дети знакомятся с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

  3. Вводятся понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).

4. Учатся правильно воспринимать рекламу, разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности. Ребята представляют себя взрослыми, придумывая собственную рекламу для товара по своему желанию и зарисовывают ее. А затем проводят рекламные акции.

Сюжетно-ролевая игра - главная форма нашей работы. Ребята с удовольствием играют в такие игры как «Магазин», «Кафе», где воспроизводят действия взрослых — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Игровые занятия проходят в игровой форме, например, «путешествия» в город Экономинск, по известным сказкам, викторины, соревнования.

Сейчас я предлагаю вам примерить на себя роль ребенка и сыграть в игру, для этого мне нужно 3 команды.

Игра 1. «Номинал»

Вашей команде необходимо выложить деньги слева на право от самого маленького до самого большого номинала

Вашей команде выложить деньги слева на право от самого большого до самого маленького номинала

Вашей команде сверху вниз от самого маленького до самого большого номинала

Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом проговариваются все действия, обогащая словарный запас экономическими терминами. Все эти действия включаются в занятие.

При усвоении информации игры, сюжетно игры усложняются. Например, в традиционной игре «Магазин»: расширяется ассортимент продуктов, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, мы вместе с детьми сами изготавливаем ценники для товаров.

В ходе игр я рекомендую ставить детей в ситуацию выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или потратить только часть этих денег, а остальное отложить на более крупную покупку.

Придумайте пожалуйста аналогичную ситуацию где ребенку нужно сделать выбор.

Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

Сейчас мы вводим в обучение настольную игру экономического содержания «Монополия», где дети смогут закрепить полученные ими знания.

Игра 2. «Найди размен»

Вам необходимо более крупную банкноту обменять на несколько банкнот меньшего номинала. Внимательно смотрите на цифры на банкнотах, они подскажут Вам правильный ответ!

За активную работу и правильные ответы на занятии мы поощряем детей монетками. Они их складывают в свою специальную копилку. Итоговым мероприятием будет ярмарка, где дети покажут все усвоенные ими знания и смогут потратить свои монеты.

Ну и конечно в изучении финансовой грамотности большую роль играет наглядность.

Родители помогают нам в реализации проекта: изучают со своим ребенком вопросы экономики при посещении магазинов, банка, парикмахерской, ходят на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов.

Изучение мира профессий происходит и у нас в детском саду во время проведения экскурсий на рабочих местах.

А сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которую дети очень любят.

Игра 3.

«Реклама»

Каждой команде дается лист А4 и цветные карандаши. Их цель нарисовать рекламу (баннер) определенного предмета и прорекламировать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....