Статья для педагогов и родителей "Свою любовь к городу мы передаем детям".
статья на тему

Гасанова Ольга Борисовна

Одна из основных задач воспитателя детского сада — привить детям любовь к родной земле, как теперь говорят, к своей малой Родине ― к городу, поселку, деревне, то есть к тому месту, где родился и растет ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_nashey_knigi.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

СВОЮ ЛЮБОВЬ К ГОРОДУ МЫ ПЕРЕДАЁМ ДЕТЯМ.

Одна из основных задач воспитателя детского сада — привить детям любовь к родной земле, как теперь говорят, к своей малой Родине ― к городу, поселку, деревне, то есть к тому месту, где родился и растет ребенок. Наши дети живут в удивительном городе. В нем каждая улица, каждый дом ― страница волшебной книги, название которой «Санкт-Петербург». Надо только научить детей читать эту книгу. А сделать это сможет лишь тот человек, который сам любит и знает свой город.

Люблю свой город

И учу детей его любить,

Побольше знать о нем

И в дружбе с Петербургом жить!

Эти строки мы считаем своим педагогическим кредо и всей своей деятельностью стараемся сформировать у детей чувство гордости за  наш замечательный, красивый, героический город. Мы учим их любоваться красотой  родного города, восхищаться творениями архитекторов, скульпторов, пробуждаем в них желание узнать его историю.

Дети легче усваивают знания на фоне положительных эмоций, которые возникают в основном виде детской деятельности — в игре.

Опираясь на опыт ведущих педагогов -петербурговедов, мы решаем следующие задачи:

  • знакомим детей с Санкт-Петербургом как культурным, историческим и научным центром;
  • формируем у них умения узнавать, называть достопримечательности города и рассказывать о них;
  • формируем умения различать новые и старые здания, называя их признаки: колонны, шпили, купола, статуи, арки, барельефы, декоративные украшения, фасады и фронтоны, ограды и решетки и т. д., то есть знакомим детей с архитектурой города на Неве;
  • воспитываем любовь к своему городу, пробуждаем у них чувства ответственности и гордости за то, что они петербуржцы;
  • организуем лексическую работу, разъясняем смысл новых понятий и слов; расширяем словарь, активизируем речь детей и т. д.;
  • формируем умение выражать свои впечатления на занятиях по лепке, аппликации, рисованию и развитию речи;
  • воспитываем культуру поведения в театре, музее, транспорте, на улицах города;
  • привлекаем родителей к активному участию в проведении экскурсий, посещению театров, музеев, достопримечательностей города.

Для решения всех этих задач мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас все же остается эмоциональное воздействие на их чувства.

Свою работу мы начинаем с создания развивающей среды (организации методической библиотеки, подбора и систематизации дидактических и иллюстративных материалов). Работа планируется с учетом возрастных и психологических особенностей детей, имеющихся дефектов речи и необходимости их коррекции.

Итогом нашей работы стала целевая программа «Город как среда воспитания ребенка-дошкольника», обобщающая многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста — от младший до подготовительной группы. Она содержит систему совместных с воспитателем игровых занятий, в процессе которых дети знакомятся с Петербургом как историческим и культурным центром России, с жизнью горожан в большом городе, включая все сферы деятельности петербуржцев. Программа предполагает фрагментарное введение краеведческого материала в другие занятия, например в занятия по развитию речи. Таким образом, осуществляется межпредметная связь со всеми лексическими темами, изучаемыми в детском саду, что обеспечивает систему знаний детей о микромире, повышает уровень их знаний об окружающем, способствует развитию свободной личности.

Программа позволяет педагогу ближе познакомить маленького петербуржца с жизнью горожан в отличие от жизни людей в сельской местности.

Следует отметить, что тема «Город» является трудной для детского понимания, если дается без предварительной работы, без подготовки сознания и восприятия ребенка для формирования соответствующих представлений. Поэтому уже в младшей группе дети узнают о доме как о первооснове города (дом — жилище человека), о семье. В средней группе пространство изучения города постепенно расширяется. Дети узнают об улицах, проспектах, реках, мостах, транспорте, о труде петербуржцев.

Основные знания о городе дети получают в старшей и подготовительной группах. Эти знания станут основой для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в школе.

Погружая детей в прекрасный мир Петербурга, мы используем разные формы работы: дети придумывают загадки, учатся проводить мини-экскурсии, в сюжетно-ролевых играх обыгрывают различные профессии горожан. Одной из форм работы является сочинение сказок о Городе.

Нельзя разделить слова «ребенок» и «сказка». И чтобы ввести детей в петербургскую историю, надо рассказать им сказки о Городе, сочинять с ними эти сказки. Это могут быть волшебные сказки, где Город разговаривает с детьми, где герои перемещаются во времени и пространстве с помощью фантастических приключений-превращений. Это сказки историко-архитектурные, где нужно отделить и столкнуть между собой достоверное, реальное с фантастическим, невероятным, сказочным. Эти сказки учат детей мыслить, понимать красоту, добро, видеть истину, развивают воображение. И если не направлять воображение детей в русло фантазии, то оно угаснет, а вместе с ним уйдут из их понимания, а значит - и из их жизни, сказки-были об Истине, Добре и Красоте. «Сказка ― ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Так просто и ясно сказал А. С. Пушкин. Подключай воображение, и мир откроет тебе все свои тайны.

Чтобы сказка о Городе сохраняла элемент исторической достоверности и при этом оставалась сказкой, стоит использовать прием трехчастного развития темы и событий: пролог — кульминация — эпилог; или: присказка — сказка — концовка, заключающая в себе «мораль». В прологе излагаются достоверные события, кульминация представляет собой собственно сказочный сюжет. В эпилоге делается вывод или, на языке сказки, «намек» на нынешнее положение дел, что «служит» уроком добрым молодцам.

В этих сказках есть все: и правда, и фантазия, и реальные события, и волшебство. Сказки повествуют о Городе, о встрече его с Добром и Злом, о том, что они борются, но всегда побеждают Добро и Красота.

Через сказку мы воспитываем у детей чувство понимания Красоты, которое дарит ребенку, его душе сказочное царство; способность ощущать Красоту — высший дар, потому что для человека, обладающего этим даром, весь мир прекрасен. Душевный мир ребенка превращается в царство Красоты, Добра и Правды. Это превращение и есть Сказка. Одна из них «Сказка о реке времени» — сказка о том, что река течет, течет и истекает, как река времени, сохраняя память о былом.

И так же времени река

Течет по жизни торопливо,

По капельке собрав в один поток

Жизнь всех людей из глубины веков,

Историю и городов, и стран.

Течет туда, где жизни океан.

Плыть по волнам времени, разгадывая тайны истории, — самое увлекательное занятие в жизни людей. Благодаря этим сказкам ребенок начинает понимать, что История — это то, что было когда-то, давным-давно, и присутствует здесь, сейчас.

Эти сказки мы находим в авторской программе Г. С. Вежель «Взрослеем вместе с городом», в брошюре «1001 Петербургская сказка». В своей работе мы используем путеводитель «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком». Его автор Л. Шиф дает детям конкретные задания, выполнение которых требует знаний о Петербурге, но все происходит в сказочной форме (например, волшебная пуговка помогает путешествовать во времени и пространстве).

Сказочные сюжеты присутствуют и в книге Л. К. Ермолаевой и И. М. Лебедевой «Чудесный город», в которой Город разговаривает с детьми. В этой книге мы встречаем летающих над Городом детей — Марину (морская) и Петра (камень), «ворчливый» трамвай и т. д.

В книге «Как найти счастье на улице» В. Панкевича и А. Смирновой мы с удовольствием читаем «Легенду об ограде Летнего сада», «О сказочных животных Ши-дза» из китайской мифологии  и др.

В книге-тетради по краеведению «Твой Петербург» В. Л. Погодиной волшебные капельки разговаривают с детьми, рассказывают им о Городе, путешествуют и могут превратить детей в таких же маленьких, как они сами.

Мы также используем книгу «Летний сад и Зимняя канавка» (автор Б. Сергуненков), «Сказку о Пилястре» (автор О. М. Гультяева), в которой плоская колонна — пилястра мечтает превратиться настоящую танцующую колонну, детский журнал «Автобус», где почти весь материал о Петербурге дается в форме сказок, и т. д.

Кроме этого, мы активно используем в своей работе сказки-мифы, которые помогают детям узнать истории мифических героев, прописавшихся на берегах Невы, чтобы они перестали быть для детей безликими, холодными статуями. Такие сказки расскажут детям статуи Летнего сада в детской литературной газете «Касталия» (автор А. Каладина). Сказку о добром сфинксе и о грифонах, которых дети видели на экскурсии, они также слушают с удовольствием.

Почему же почти все авторы книг о Петербурге для детей дошкольного возраста используют сказочные сюжеты и сказочные персонажи? Потому что тема эта для понимания, осмысления очень трудная, а сказка понятна детям, запоминается, привлекает своей таинственностью и волшебством. Поэтому мы в своей работе с детьми тоже часто читаем, рассказываем и совместно с детьми сочиняем сказки о Петербурге .

В процессе сочинения сказок о Городе закрепляются знания детей, активизируется речь, развивается фантазия, дети учатся рассказывать сказку по ее законам, приобщаясь к истокам русской народной культуры.

В ходе реализации программы «Город как среда воспитания ребенка-дошкольника» дети учатся любить свой город, чувствовать его красоту, понимать, что они — частичка нашего прекрасного города, что, когда они вырастут, от них будет зависеть его будущее. Дети приобретают речевые навыки: осваивают и используют в разговорной практике необходимые для общения слова, учатся строить сложные предложения, пересказывать тексты, составлять небольшие рассказы о городе. Они учатся передавать свои впечатления о городе, ориентироваться по карте города, выбирать способ передвижения по городу, приобретают коммуникативные навыки: правила поведения дома, на улице, в общественном транспорте, то есть они учатся жить по законам города.

Наша работа начинается со знакомства с каждым вновь пришедшим ребенком.

Результаты такого обследования  в начале года, как правило, показывают, что дети мало знают о своем родном городе, его истории, традициях, достопримечательностях, о боевых подвигах горожан во время Великой Отечественной войны, об их труде. Мы убеждены, что воспитание любви к своей Родине начинается с воспитания любви к городу, где живут дети, поэтому мы сразу же начинаем углубленную работу по формированию у детей чувства гордости за свой удивительный город, умения рассказывать о нем как можно больше. Поэтому мы планируем свою работу в течение года следующим образом:

  1. Накопление пособий, игр и иллюстраций, литературы по теме (в течение года).
  2. Проведение родительского собрания, где будет обсужден вопрос о совместной деятельности воспитателей и родителей по расширению знаний детей о городе.
  3. Проведение автобусной экскурсии по Санкт-Петербургу.
  4. Проведение краеведческой работы на занятиях и вне занятий с использованием наглядного материала, опираясь на впечатления детей, полученные во время экскурсий (в течение года).
  5. Посещение музеев и театров с родителями (в течение года).
  6. Закрепление знаний на материале дидактических игр.
  7. Закрепление знаний о правилах дорожного движения, проведение игр, бесед, чтение книг.
  8. Посещение вместе с родителями памятника героическим защитникам Ленинграда на Московском проспекте (ко Дню Победы).
  9. Вечер досуга «С днем рождения, любимый Петербург!».
  10. Итоговая проверка знаний по теме «Петербург».
  11. Проведение итогового родительского собрания, на котором рекомендовать родителям посетить летом вместе с детьми пригороды Петербурга.

На шестом году жизни ребенка возрастают его познавательные интересы, расширяются представления об окружающем мире. Все это дает возможность постигать явления окружающей действительности, их связи и зависимости. Эти особенности возраста мы учитываем при организации воспитательной и образовательной работы с детьми.

В помещении группы мы специально выделили место для игр и пособий, трафаретов и литературы о Санкт-Петербурге, то есть оформили уголок города. Здесь мы разместили иллюстрации с изображением достопримечательностей, наглядные и демонстрационные материалы, собрали картотеку стихов, песен, загадок и считалок о городе, здесь же хранится вся литература для чтения детям.

Мы уже говорили о том, что тема «Город» — одна из самых сложных для восприятия детьми. Поэтому мы сначала проводим ряд занятий, на которых дети получают представление о доме как первооснове города. Дом — жилище человека. Что такое дом? Каким он должен быть? Где человек строит дом? Для чего? Какие материалы использует? Какие существуют дома? (Изба, чум, юрта, яранга, мазанка...) Части дома (фундамент, стены, окна, двери, перекрытия, балкон, чердак, крыша, веранда, крыльцо, подвал). Кто строит дома? (Каменщики, плотники, столяры, кровельщики, электрики, водопроводчики...) Чем отличаются дома в селе и в городе?

Наконец, ответив на все эти вопросы, мы с детьми подходим к пониманию того, что же такое город. Кто такие горожане? Город рождается сначала в мечтах людей, они выбирают место для города (где есть река, материалы для строительства), потом они его строят. Город растет, живет и стареет. Что надо делать горожанам, чтобы город не старился? Дети задумываются, но отвечают: надо ремонтировать дома, реставрировать старинные здания, следить за чистотой, то есть любить свой город, заботиться о нем.

Затем мы выясняем, чем же наш город отличается от других городов (река Нева, залив, выход в море, много островов, рек, каналов, мостов, чудесная архитектура, город-порт). Наш город — город-герой.

Из истории города дети могут знать немного, но знания эти должны быть четкими. Город построен на берегах реки Невы, в болотистой местности. Его строили по приказу царя Петра I. Первым событием стала закладка крепости на Заячьем острове 27 мая 1703 года. Эта дата и считается днем рождения города.

Дети должны знать о блокаде, о стойкости горожан во время Великой Отечественной войны, о Дне Победы. Понятие Родины у детей тесно связано с домом, с семьей, с детским садом, улицей, по которой они идут в сад, домой, с мамой в магазин. Поэтому, следуя от близкого к далекому, мы сначала знакомим детей с нашим микрорайоном. Этому способствуют целевые прогулки, рассматривание многоэтажных домов, магазинов, транспорта, кинотеатров, поликлиники... В результате таких наблюдений появился наш первый рассказ о том, как ходили на проспект Славы и что  видели. Рассказ получился кратким, но в нем был использован словарный запас по теме, накопившийся в процессе наблюдений и бесед (проспект широкий, просторный, светлый, большой, многолюдный; многоэтажные дома, универсам...).

Мы просим родителей побывать с детьми в выходные дни в центре города, обратить внимание на красоту Невского проспекта, Невы, Дворцовой площади. На занятиях мы рассказываем о Петропавловской крепости. Мы объясняем детям, что город назван в честь святого Петра, что крепость строилась для защиты берегов Невы от нападения шведов.

Рассматривая иллюстрации и картины с изображением дворцов, парков и мостов, дети любуются красотой города.

В сентябре после возвращения детей с дач легко сравнить деревню и город, выяснить, чем отличаются дома, образ жизни, деятельность людей. Дети рассказывают о том, как провели лето в деревне, о своем городском доме, вспоминают домашний адрес.  Этому способствуют дидактические игры, например «Что мы видим за окном, если в городе живем?». Мы вводим в занятия сначала простые дидактические игры, где требуется лишь назвать изображенное здание или памятник. Затем игры усложняются. Например, дети должны рассказать о том, что знают о соборе, дворце, кто его архитектор, чем здание украшено. В целях активизации словаря по теме «Город» в каждую игру вводим стихи, загадки, что способствует повышению интереса к игре и быстрому запоминанию названий.

В родительском уголке мы поместили материал, в доступной для детей форме отражающий содержание экскурсий, правила поведения детей в театре, музее. Мы обращаем внимание родителей на то, какие вопросы надо задать детям после экскурсии. После таких экскурсий рассказы детей становятся более подробными, в них употребляются определения, появляются описания украшений зданий. Словарный запас детей значительно расширяется. Каждый ребенок выражает желание рассказать о городе, о его путешествии с родителями, подражая экскурсоводу. Поэтому детские рассказы становятся эмоциональными и выразительными, в них отражается любовь к городу.

Дети приносят в группу значки с видами города, открытки, рассматривают их, узнают и называют знакомые места.

Работы детей, выполненные на занятиях по изодеятельности и ручному труду, мы используем в сюжетно-ролевой игре «Магазин сувениров», во время которой ребенок, играющий роль продавца, рассказывает, что изображено на том или ином сувенире.

Мы выясняем, где и кем работают родители детей, то есть жители города Санкт-Петербурга. Эти сведения мы используем на занятиях о профессиях. Все программные лексические темы мы стараемся объединить в одну тему «Жизнь большого города». На основе этого материала формируем у детей потребность узнавать новое о своем родном городе, а значит и интерес к истории, архитектуре и жизни Петербурга.

В январе мы уделяем особое внимание рассказам о блокадном Ленинграде. Рассматриваем фотодокументы, где показан тот маленький кусочек хлеба, который выдавали жителям города по карточкам. Беседуем о том, что пришлось вынести горожанам: голод, холод, бомбежки… Мы рассказываем о мужестве ленинградцев, которые, несмотря на все лишения, спасали памятники, дворцы, сады от разрушений во время бомбежек, чтобы сохранить эту красоту для нас, их потомков. В этой работе нам помогают ветераны, которые оставались в осажденном городе. Их трогательные рассказы позволяют детям понять героизм жителей города.

В результате краеведческой работы многие дети могут показать на игровой карте города местонахождение какой-либо достопримечательности. При этом закрепляется умение детей ориентироваться на плоскости карты и познавать схематическое пространство города, что очень важно. Дети лучше понимают, насколько обширны границы города, как много в нем мостов, улиц, проспектов и площадей. Они наглядно видят, что есть центр города и его окраины, новостройки.

Особое внимание мы уделяем наблюдениям за работой горожан по благоустройству города, которые весной подрезают деревья, сажают кусты, поливают улицы, стремятся, чтобы город был чистым и красивым. Летом они сажают цветы, осенью убирают листву, зимой расчищают дороги от снега. Для закрепления краеведческих знаний мы используем рисунки детей, на которых они рисуют сначала современные дома новостроек, а затем, используя трафареты, контурные изображения, прорисовки, фольгу, схематично, но узнаваемо изображают некоторые элементы, характерные для Санкт-Петербурга: фонарь, решетку Летнего сада, Ростральные колонны, Петропавловскую крепость.

В родительском уголке мы организуем выставки лучших работ, предварительно сделав рамку и красиво подписав. Эстетическое оформление рисунков и аппликаций имеет большое значение, развивая вкус детей, приучая их к аккуратности.

Занятиям по изодеятельности часто предшествуют экскурсии. Например, прежде чем предложить детям нарисовать понравившуюся им решетку или ограду, мы рассматриваем их на улицах города, на мостах, в скверах и садах. Вместе с детьми мы учим стихи о Петербурге, поясняем им, что всю эту красоту создали руки умелых мастеров. Рассматривая узоры решеток, мы обращаем внимание на их разнообразие, на использование в узорах якорей, русалок, военной тематики, цветов, мифологических героев, что придает этим решеткам необычайную красоту и неповторимость.

На музыкальных занятиях дети разучивают песни о городе, готовят вечера досуга ко дню рождения Санкт-Петербурга. Во время таких вечеров они рассказывают стихи, загадывают и отгадывают загадки о Ростральных колоннах, Адмиралтействе, Летнем саде, Невском проспекте, Неве и других достопримечательностях.

Вместе с родителями дети посещают памятники-мемориалы, где возлагают цветы к Вечному огню, минутой молчания чтут память павших, внимательно рассматривают памятники. Это способствует воспитанию навыков гражданского поведения у священных мест. Познавательный и психологический настрой детей на восприятие мемориала позволяет родителям создавать бесценные ситуации сопереживания, в ходе которых будущие защитники Родины впервые соприкасаются с подвигом.

Воспитание любви к городу, к его боевым подвигам и трудовым традициям необходимо для формирования личности юных петербуржцев. Поэтому мы показываем детям, где трудятся петербуржцы, какие товары выпускаются на предприятиях нашего города. Дети должны понимать значимость труда взрослых, с уважением относиться к мастерам своего дела. Мы знакомим детей с названиями основных предприятий. Эти знания мы закрепляем в дидактических играх «Где работают петербуржцы», «Что выпускают наши предприятия?».

Работу по краеведению мы обобщаем 27 мая - в день рождения Санкт-Петербурга. Мы рекомендуем родителям показать детям праздничный город (множество огней, реклам, многолюдность), посетить вместе с детьми  праздничные гулянья в парках и садах, на Невском проспекте, где можно увидеть старинную карету с артистами, изображающими царя Петра I и Екатерину Великую. Можно познакомиться с одним из прекрасных пригородов города — Петродворцом, полюбоваться красотой фонтанов, старинных статуй, прокатиться на катере по Неве и Финскому заливу.

Помимо описанных форм работы мы используем игру-соревнование «Что? Где? Когда?». Дети делятся на две команды и выбирают капитанов — детей, имеющих лучшие знания о Петербурге. В игре закрепляются все полученные детьми в течение года знания о городе. Дети задают вопросы и отвечают полными предложениями, повторяют названия достопримечательностей, фамилии архитекторов, вспоминают стихи и загадки о Петербурге, поют песни, решают кроссворды и ребусы, на игровой карте-схеме города находят заданное здание. Побеждает та команда, которая лучше справится со всеми заданиями. В середине игры мы используем музыкальную паузу: пение или прослушивание музыки по теме «Город». Смена деятельности помогает детям сосредоточиться. Игра-соревнование очень нравится детям, а мы видим, каких результатов добились к концу года.

В мае и в начале июня мы рассматриваем тему «Спорт в городе». Мы говорим о том, что горожане заботятся о своем здоровье и занимаются спортом на спортплощадках, стадионах, в спортивных залах. В городе часто проходят соревнования по разным видам спорта, на которых дети и взрослые выясняют, кто быстрее, сильнее, смелее. С нашими детьми мы проводим соревнования, используя считалки по теме «Петербург».

 Знакомство с родным городом должно осуществляться систематически, планомерно, последовательно во всех возрастных группах, в различных видах деятельности и в разных направлениях: воспитание любви к семье, детскому саду, родному городу, своей Родине.

В младшей группе мы, естественно, не знакомим детей с историей города, с его архитектурой. Здесь мы ограничиваемся наблюдениями по дороге в детский сад и домой (дома, дорога, улицы, машины и т. д.).

В средней группе уже можно рассказать детям о городе, его названии, его достопримечательностях. Вместе с детьми мы рассматриваем красивые дворцы, соборы, памятники, рассказываем об их уникальности, неповторимости, чтобы вызвать восхищение, научить любоваться красотой зданий и города. Однако прежде чем познакомить детей с домом как с первоосновой города, мы сравниваем село и город, обращаем внимание детей на то, что все в городе сделано умелыми руками горожан, имена которых мы помним и чтим. Основная работа в этом направлении ведется вне занятий.

Детей старшей группы мы знакомим с историей города — кратко, доступно, выделяя самое главное: основатель города, в честь кого назван город, когда, герб города, его символы. Для знакомства с достопримечательностями используем обилие наглядного материала: иллюстрации, фотографии, материалы экскурсий. Делаем это с постепенным усложнением. Называем имена знаменитых горожан. Стараемся, чтобы наши рассказы сопровождались вопросом, обращенным к детям: «Как вы думаете почему?» Этот прием помогает нам выявлять причинно-следственные связи.

Мы стремимся, чтобы наша речь была простой, доходчивой, объясняем значения новых слов. Иллюстрации, использованные в беседе с детьми, обязательно помещаем в уголок Петербурга для закрепления и узнавания.

Для детей старшей и подготовительной групп организуются экскурсии, на которых они рассматривают здания, украшения, узнают, что такое фундамент, колонны, купола, шпили, статуи, памятники, декоративные украшения, знакомятся с работами нескольких архитекторов и скульпторов. Но не надо специально заучивать их имена, дети сами запомнят их при многократном повторении или употреблении в стихах и загадках.

Желательно, рассказывая о жизни Петербурга, связывать ход исторических событий с жизнью России в целом, чтобы дети лишний раз ощутили себя россиянами. Город должен стать для них родным и интересным объектом изучения.

Для нас прекрасней нет предназначенья,

Чем знания о городе всем детям передать.

Когда увидим в их глазах мы Петербурга отраженье,

То значит, путь к неведомому будут продолжать.

Зажечь в детях эту искру познания нового, пробудить в них стремление изучать свой город, его историю и архитектуру — наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С любовью к городу"

I. Тип проектаПо доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.По времени проведения: продолжительныйПо характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.Участники ...

Нравственно – патриотический проект «С любовью к городу»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...

презентация проект с любовью к городу

Акции, организованные ДОО для родного города...

Статья для педагогов Коллективный труд как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируются компоненты профессиональной деятельности педагога, а именно – рассматривается роль профессиональных качеств и педагогического мастерства в процессе формирования личности п...

Статья для педагогов и родителей: "Развитие мелкой моторики и речи детей"

Статья для педагогов и родителей:"Развитие мелкой моторики и речи детей"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-ПетербургРечь имеет в жизни огро...


 

Комментарии

Куликова Дарья Юльевна

Спасибо, за интересную статью, по очень важной и актуальной теме.