Нравственно – патриотический проект «С любовью к городу»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мезяк Светлана Александровна

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_lyubovyu_k_gorodu.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотический проект

 «С любовью к городу»

Составители:

Мезяк С. А.

г. Лангепас


I. Тип проекта

По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.

По времени проведения: продолжительный

По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.

Региональный компонент:

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы

 

В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного города и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому   с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:

-дети посещали краеведческий музей;

-участвовали в театрализованной деятельности,

-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом

-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе

-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)  

 -ходили на экскурсии в музеи города, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.

 

Цель проекта:

 

-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,

приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным

достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю  

Задачи проекта:

-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  

культурном облике родного края;

-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе;

-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить

свободно мыслить, фантазировать;

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное

отношение к краю.

V. Предполагаемый результат

Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.

VI. Методы проекта

Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.


Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный,  сентябрь 2014 г. - май  2015 г.

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Клина.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

I этап – подготовительный

- разработка перспективного плана работы  

- разработка конспектов занятий;

- изготовление практического материала (дидактических игр, макетов);

- разработка анкет для родителей;

- пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами

- сбор и оформление наглядного материала;

- установление взаимосвязи с учреждениями города

-  разработка диагностического материала по теме

- посещение учреждений города (библиотек, музеев и т.д.)

- разработка сюжетно-ролевых игр «Семья», «Школа», «Детский сад» и др.;

- участие внутрисадовских выставках детских работ к Дню города, к праздникам 8Марта, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы.        

1. Разработаны конспекты     для старших дошкольников.

2. Разработана диагностика

3. Изготовлены дидактические игры, макеты

4. Проведение анкетирования, обработка данных анкетирования

 

II этап – основной, организационно – практический

Работа с детьми:

- цикл занятий по социальному миру;

- цикл бесед о родном крае, городе;

- экскурсии и целевые прогулки по городу;

- экскурсия в краеведческий музей «Встреча с прошлым», «История старых вещей», городскую библиотеку, спортивный комплекс;

- оформление альбома «Мой город» (фото, картинки  с изображением любимых уголков города);

- оформление альбома детских рисунков «Улицы нашего города»;

-  викторина «Люби и знай свой родной край»;

- рассматривание картин, иллюстраций о крае и городе;

- тематическая выставка литературы о крае, городе;

- чтение художественной литературы о городе, растительном и животном мире округа;

- просмотр видеофильмов, слайдов о городе;

- сбор гербария;

- изготовление макета «Природа нашего края»;

- выставка детских рисунков «Город, что сердцу дорог»;

- продуктивная деятельность (изготовление поделок, рисунков по традициям народов ханты-манси).

Работа с родителями:

- информация в родительском уголке по теме проекта;

- семейное чтение рассказов о животных, растениях;

-конкурс рисунков «Герб семьи»;

-участие в подборе материала к оформлению альбома «Мой город»;

-совместный праздник , посвященный Дню Матери

 

III этап – итоговый

 

-Викторина «Что ты знаешь о городе»

-Обобщение и оформление материалов по проекту

-Итоговая диагностика


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

- Уголки по краеведению в группах

- Макеты

- Картины

- Альбомы, иллюстрации

- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)

- Карты

- Исторические документы, фотографии

- Аудио, видео версии сказок

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток 


ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

  у детей 6-7 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного города.  

Материалы:   Герб и флаг города.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Клинского герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой край». Д\игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Клинского края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Обь»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

 

 

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.


Уровни сформированности    знаний о  родном городе

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

 города

История

народной

культуры и

традиций

Историко-

географический

 и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

  у детей 6-7 лет.

 

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Лангепас, может объяснить символику Лангепасского герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Лангепас; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

 

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.


Результаты работы по проекту:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности   в театрализованной деятельности

- Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края

- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод)

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по всем видам детской деятельности  

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно - патриотический проект средней группы "Мой город"

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и бл...

Нравственно-патриотический проект "Наш город"

Данный материал представляет опыт работы по патриотическому воспитанию у дошкольников....

Фототчет по нравственно - патриотическому проекту "Город и его люди" для детей старшей группы.

Нравственно - патриотический проект для детей старшего возраста "Город и его люди"...

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию на тему: "Мой город".

                           МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1 компенсирующего вида».  Прое...

Методическая разработка "Патриотический проект. Прививаем любовь к родному городу у детей дошкольного возраста "

Мы желаем воспитывать у детей любовь к родному городу, улице, дому, а ведь это основа из основ нравственного и патриотического воспитания....