Главные вкладки

    Статья для педагогов Коллективный труд как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
    статья на тему

    Бычкова Евгения Петровна

    В статье анализируются компоненты профессиональной деятельности педагога, а именно – рассматривается роль профессиональных качеств и педагогического мастерства в процессе формирования личности педагога. Анализируется влияние роли личности педагога в образовательном процессе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коллективный труд как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

    Бычкова Евгения Петровна,

    воспитатель МБДОУ «Детский сад № 87»

    Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

    Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

    Эффективным способом развития связной диалогической речи,на мой взгляд, является одна из форм организации трудовой деятельности – коллективный труд, который характерен для детей старшего дошкольного возраста.

    Коллективный труд (труд всей группой) - направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

    Коллективный труд характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого.

    Коллективный труд дает возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

    Задачей коллективной трудовой деятельности является вынесение задания, с которым легко могут справиться дети. Важным аспектом является их сотрудничество в труде.

    При выполнении задания дети испытывают удовлетворение и общую пользу. Коллективный труд является целенаправленной деятельностью, при которой каждый дошкольник выполняет какую-то часть.

    При коллективном труде воспитанники взаимодействуют между собой, где учитываются темп и возможности каждого ребенка в коллективе для достижения общей цели.

    Коллективный труд с детьми организую не менее 1 раза в неделю, желательно во вторую половину дня или на прогулке.

    Вовлекать детей в коллективную работу возможно в разных видах труда: в уборке физкультурной площадки, в подготовке огорода весной к посевам и посадкам, в оформлении групповой комнаты к празднику, в систематической уборке групповой комнаты, в осенней уборке огорода.

    Чтобы в коллективном труде приняли участие все дети, осуществляю руководство их работой при условии:

    - объединяю всю группу только после того, как дети приобретут необходимый опыт работы небольшой подгруппой в ходе общих поручений;

    - выполняемая работа знакома детям и обеспечивать активную деятельность каждого ребенка;

    - содержание труда заключает в себе возможности деления его на относительно самостоятельные задания для 3 – 4 звеньев, каждое из которых может быть распределено между членами звена (содержание может оставаться прежним, а звенья меняются местами).

    Объединяя детей в звено, учитываю взаимные симпатии, желания ребят.

    Так, детям предлагаю убрать групповую комнату.

    В содержание работы входит: протирание пыли на полках с игрушками, стирка кукольного белья, мытье игрушек, часть которых можно вымыть, а часть – протереть влажной тряпкой.

    В весеннее время может быть предложено подготовить огород к весенним работам: совместно со взрослым перекопать грядки, разровнять землю, посыпать междугрядья песком, убрать мусор, посадить лук.

    В дни подготовки к празднику приводим групповую комнатув порядок: мастерим украшения, протераем от пыли стеллажи с игрушками, кукольный уголок, проверяем и ремонтируем коробки с дидактическими играми и пр.

    У нас в группе создана «мастерская добрых дел», которая выполняет заказы от других групп. Например: стирка кукольного белья для детей младшей группы, изготовление геометрических фигур для занятий, помощь младшему воспитателю в смене постельного белья.Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы. 

    В организации коллективного труда выделяются три последовательных этапа:

    - распределение предстоящей работы между звеньями;

    - руководство процессом деятельности детей;

    - обсуждение результатов работы.

    Каждый этап имеет свои задачи, решение которых требует особых методов руководства детьми.

    Рассмотрим последовательность работы при распределении предстоящего труда.

    Работа, которую будут выполнять дети, должна быть представлена как важная и нужная, только в этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения.

    Объясняем необходимость предстоящей работы по уборке групповой комнаты в связи с подготовкой к празднику. Однако не всегда надо искать какие-либо особые поводы для разъяснения необходимости той или иной работы. Чаще всего общая уборка групповой комнаты объясняется необходимостью поддержания постоянного порядка в ней.

    Довожу до сведения детей задание, представляю его как общее дело для всей группы. Например: «Мы с вами будем убирать нашу комнату. Что нужно сделать?» Осматриваемвместе с детьми комнату и обращаем внимание на то, какая, по их мнению, необходима уборка: «На стеллажах скопилась пыль. Да и игрушки надо почистить и вымыть. На книжных полках есть несколько порванных книг, у некоторых загнулись уголки обложек. Все книги надо просмотреть, отобрать те, которые требуют ремонта». Так привлекаю детей к обсуждению этого вопроса.

    Любые предложения детей поддерживаю, оцениваю их как стремление к созданию уюта, поддержанию порядка.

    Далее обращаю внимание детей на то, что предполагаемый объем работы можно выполнить, если трудиться сообща. А поэтому надо договориться, какое звено, какую часть работы будет выполнять. Первое время распределяла задания между звеньями, одновременно разъясняла справедливость такого решения. Например: «Сегодня я предложу распределить работу так. «Первое звено будет протирать пыль на полках с игрушками. Второе звено будет стирать кукольную одежду. Третье звено вместе со мной мыть игрушки». На конец учебного года дети самостоятельно делятся на звенья и распределяют обязанности.

    Некоторые задания могут быть трудны детям в связи с отсутствием у детей опыта. Например: «Вы будете подклеивать книги. А Юра будет их просматривать и подавать те, которые требуют ремонта. Он долго не ходил в детский сад и еще не научился подклеивать книги». Так дети получают знания о способах распределения работы, учитывающих их права и равные обязанности.

    В процессе работы стараюсь вызвать у детей радость от участия в общем деле: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу. Хорошие вы друзья!»

    Позже привлекаю детей к обсуждению результатов проделанной работы. Задача состоит в том, чтобы еще раз на конкретных примерах их деятельности показать ребятам преимущество коллективного труда.

    Обращаясь к детям, задаю вопросы: «Что мы с вами сегодня сделали? Как изменилась наша комната (наш участок)?»

    Дети перечисляют выполненную работу.

    Оценивая качество работы, привожу примеры настойчивости детей, старательности, умения видеть затруднения сверстников и помочь им.

    Прошу детей привести примеры правильных поступков сверстников.Если,получается, обсуждать недостатки в работе, стараюсь смягчать их замечания, чтобы такое обсуждение не приводило к ссорам. Нахожу возможность объяснить недостатки в работе кого-либо из детей случайностью, оплошностью и подсказываю, как надо было поступить, но только наедине с ребенком, который ошибся.

    Во время таких обсуждений воспитываю у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.При проведении беседы стремлюсь к тому, чтобы все дети были активными ее участниками.

    Такое обсуждение занимает несколько минут, но имеет большое значение для воспитания детей не только в процессе трудовой деятельности, но и способствует положительной динамике речевого развития дошкольников.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Буре,  Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/ Р.С. Буре. – Мозаика-синтез,2011 – 150 с.

    2. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада[Текст]/ Ф.А. Сохина. - М., «Просвещение», 1976 - 224 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

    Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

    Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

    Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта»

    Проблема развития связной речи является одной из актуальных в коррекционной педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и мышления, возникает и развивается в процессе общения.Чтобы сформиров...

    Транслирование педагогического опыта на совете педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

    на совете педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»....