Конспект занятия. Тема "Моя страна, мой народ"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Иванова Валерия Александровна

Конспект содержит материал по  ознакомлению детей с Россией и её народами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya_moya_strana_moy_narod.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Моя страна, мой народ».

  1. Углубление представлений о России.
  2. Расширить и уточнить словарь на тему: Моя страна, мой народ.
  3. Развивать связную речь у детей.
  4. Воспитывать чувство гордости за Родину, самостоятельность, ответственность, активность

Предварительная работа:

- Рассматривание карты России.

- Чтение стихов русских поэтов о России на занятии по ознакомлению с художественной литературой.

- Заучивание стихов И.С. Никитина «Русь».

- Создание альбома «Наша Родина Россия» с совместной с воспитателем и родителями деятельности.

- Разучивание хороводной игры «Береза».

- Разучивание хоровода.

Ход занятия: Дети входят в зал под романс «Родина» осматриваются.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя, кто знает?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна, потому что она Родина – значит родная.

Воспитатель: Кто дома для нас родной?

Дети: Мать, отец.

Воспитатель: Значит Родина нам как мать и отец.

Подойдите к карте. Кто знает, что такое карта?

Дети: Это такой большой рисунок, а точнее чертеж.

Воспитатель: Россия самая большая страна в мире. Ее легко найти на карте. Как еще мы можем ее назвать?

Дети: Огромная, необъятная, красивая, богатая.

Воспитатель: Посмотрите на карту, что означает зеленые пятна на карте?

Дети: Леса.

Воспитатель: А голубые пятна на карте?

Дети: Моря, океаны, озера.

Воспитатель: А тонкие ниточки?

Дети: Это реки.

Воспитатель: Попробуйте представить себе, какая огромная, необъятная наша Россия: на севере итед снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, северные моря скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут сады, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. Когда на одном конце страны наступает утро, и малыши только проснулись и собираются идти в детский сад, на другом конце страны уже вечер, ребята пришли из детского сада, ужинают и готовятся спать. Правда, все это похоже на сказку? Вот такая она удивительная и необычная наша страна Россия.

Воспитатель: Сейчас мы с вами прочитаем волшебное стихотворение.

Ручеек заливисто журчит,

Одуванчик ярко золотиться,

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы,

И на воле весело играя,

Я скажу вам нет прекрасней края.

Воспитатель: На первый взгляд обычное стихотворение. Но давайте произнесем первые звуки каждой строчки: Р-О-С-С-И-Я. Слышите? У нас получилось название страны, в которой мы живем – РОССИЯ.

Воспитатель: Подойдите к  фланелеграфу и посмотрите на иллюстрацию. Что нарисовано?

Дети: Лес.

Воспитатель: Какого он цвета? (яркий, зеленый), какие краски понадобились? (зеленые).

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту иллюстрацию (показывает пустыню).

- Кто расскажет, что на ней? (песок).

- Какого он цвета? (желтого).

- Это пустыня.

Воспитатель: Посмотрите на эти иллюстрации (изображение льдов Арктики).

- Что вы видите? (снег, лед).

- Это Север. На Севере очень холодно, много снега и земля от снега Белая.

- Вот такая разноцветная наша страна: и зеленая от леса, и желтая от пустыни и белая от снега.

(ребенок читает стихотворение).

Как велика моя земля,

Как широки просторы;

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы.

Раскинулась моя страна от севера до юга

Живем мы в радостном краю

И знать его должны мы

Страну Российскую свою

Свой светлый край любимый.

Воспитатель: Какое замечательное стихотворение.

- А всегда ли наша Родина была такой?

Нет, она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей. Более тысячи лет назад образовалось русское государство.

Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков славян это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить и о прошлом нашей Родины. О наших предках.

- Кто такие предки?

Дети: Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Воспитатель: Как называли наших предков?

Дети: Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ.

Воспитатель: Почему же славяне, подумайте, на какое слово похоже?

Дети: Славяне похоже на слово «слава».

Воспитатель: А это значит, что славяне – это славный народ.

- Что же вы знаете про славян?

- Какие же были древние русичи?

Дети: Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые.

Они любили свою Родину. Когда надо становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

Воспитатель: Много у нас на Руси лесов, полей, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями.

В давние – давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села, деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленные богатства. Одним из злейших врагов в то далекое время был татаро – монгольский хан. Вот посмотрите и послушайте:

(Инсценировка: «Авдотья-Рязаночка»)

Ребенок: Напали на славянское поселение татары. Были они небольшого роста, широкоплечие, коренастые, с большими бритыми головами, узкими раскосыми глазами. Жестокие они были: саблями рубили и детей, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в селах и городах – сжигали все дотла. Все вокруг горело. Стонала русская земля.

Воспитатель: Вот так начинается история о Авдотье Рязаночке.

Хвастал хан Батый:

Как сожгу сперва я Русь,

Так и к немцам доберусь.

И со всей ордой –

Налечу на них грозой.

Ребенок: Напал хан Батый на землю русскую. Много людей погубил, много в полон увез. Ни одного не оставил в живых, и ушел в степь раздольную. А где в это время была Авдотья-Рязаночка, теперь уже никто не знает и не скажет.

А когда вернулась она в сожженный город свой, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

Воспитатель: Среди убитых искала своих родных. Не нашла. Среди сожженных не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли ее родных людей в полон, враги лютые. Долго дли коротко ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы – не тронули ее звери, разбойничьи заставы прошла – не тронули ее разбойники. Миновала все преграды. И наконец, предстала перед окаянным ханом Батыем.

Хан Батый: - Кто такая? Зачем пришла?

Авдотья: - Авдотьей меня зовут – прозывают. Да уж не милости просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, похитил сына, мужа да брата? Отдай их мне!

Хан Батый: - Что ж баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников.

Воспитатель:  - Рванулась Авдотья, как птица, но остановил ее хан.

Хан Батый:  - Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь, покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой станешь.

Авдотья: - Горькая твоя милость, хан. Условие твое принимаю. Но и ты свое слово держи!

Воспитатель: - Сорвала она желтый цветок на длинной ножке. День ходит, другой ходит, а цветочек не то, что завял, еще ярче стал, распустился, краше стал. Увидал цветок хан, удивился, глазам не поверил.

Ребенок: Долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела.

Авдотья-Рязаночка: - Вот хан мои родные люд. Отпусти их. Я выполнила твое условие. Держи и ты свое слово.

Хан Батый: - Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

Воспитатель: - Страшный стал выбор перед Авдотьей.

Авдотья-Рязаночка: - Не смотри на слезы мои, а слушай рассуждения мои; Я молода и снова смогу выйти замуж. Будет у меня муж, родиться у меня и сын – постоять за Русь.

- Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата

- А без брата на Руси человеку нельзя быть. Без родной кровной родни не отстоять земли русской. Отпусти со мной брата хан.

Хан Батый: - Дивила ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

Ребенок: - Давно это было, но и сейчас цветет на Руси цветок по имени Бессмертник.

Воспитатель: - Долго еще ползали и рыскали, как звери, по русской земле: то зеленой, то в золотом убранстве, то в заснеженных одеяниях. Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои – воины, которые защищали нашу землю от врагов.

Слава! Слава! Родной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнца красного

Над Россией нашей.

Воспитатель: Мы все очень любим свою Родину, давайте станцуем хоровод «Березонька» (под песню: «Моя Россия»).

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Воспитатель: Ребята наше занятие подошли к концу, я уверена, что вы будите достойными гражданами нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Конспект занятия "Путешествие к северным народам"

Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера....

Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"

Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....

Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"

Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....

Конспект занятия "Трудовой подвиг чувашского народа в годы Великой Отечественной войны"

Конспект призван расширять знания детей о трудовом подвиге нашего народа во время ВОв, воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ....

Конспект занятия по познавательному развитию "Народы мира"

Конспект занятия по познавательному развитию "Народы мира"...

Конспект занятия по теме: «Культура народов Севера».

Конспект занятия по теме: «Культура народов Севера»....