Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста
консультация по теме

Макарова Ирина Валерьевна

"История воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой" К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по организации нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста

        Семья играет важную роль в нравственном воспитании детей, поэтому важно, чтобы  влияние педагогов детского сада и семьи шло в одном направлении. Отсутствие контактов между педагогами и родителями нередко приводит к раздвоенности личности ребенка, так как он пытается приспособиться к разным требованиям, нередко противоречивым, а систематичность и последовательность, единство требований обеспечивают прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. [4]

        Одним из условий установления единства требований в воспитании детей мы считаем знание родителями требований программы воспитания и обучения в детском саду и методики его осуществления, с которой периодически знакомим их посредством оформления «Уголка для родителей». Не менее важно, чтоб родители правильно оценивали уровень нравственного развития своих детей, видели положительные и отрицательные черты в поведении, старались понять их причины и намечали пути преодоления негативных проявлений характера. Ведь «что посеешь, то и пожнешь» гласит народная мудрость.

        Работа педагогов с семьей направлена на просвещение родителей в вопросах воспитания. С целью изучения системы нравственного воспитания мы предлагали родителям заполнять анкеты, чтобы по прилагающимся «ключам» они самостоятельно могли определить проблемы, выявить трудности во взаимодействии с детьми. Мы, со своей стороны, старались оказать помощь советами, рекомендациями. В беседе с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, мы разъясняли роль личного примера, значения семейных праздников, традиций, бесед, чтения художественной литературы, показывали необходимость требовательной любви к детям, не исключающей уважения к ним, но и соблюдении мер в использовании поощрений и наказаний в воспитании.

        Предлагаемая памятка «Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» была одним из этапов приобщения родителей к работе по осуществлению нравственного воспитания посредством художественной литературы.

Значение фольклора в нравственном воспитании

 детей дошкольного возраста

  Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.  В первую очередь это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам и детям?    Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. В переводе с английского языка, понятие «фольклор» означает «народная мудрость».

Процесс познания и усвоения духовного богатства своего народа надо начинать как можно раньше. «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все  формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем  и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка, во все виды деятельности, насколько это возможно.

Рассмотрим значение лишь некоторых жанров произведений устного народного творчества в отдельности.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста.         

В сказках отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.

Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.

Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высокохудожественное произведение народного творчества. В этом её эстетическое значение.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

  Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд.

При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.

Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках.Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключён практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своём месте на земле, его ценностные ориентации.

Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: «Делу - время, потехе - час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит»... Через пословицы и поговорки, посвящённые труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно-эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам.

Большое влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине: «Родимая сторона - мать,чужая - мачеха», «С родной земли - умри не сходи».

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

        Разнообразие фольклорного материала, использование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это  такое- русские народные игры....

ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Маленькие жители нашей загадочной планеты под названием «Сказка» живут в своем особом мире, в котором немалое место отводится праздникам, веселью и радости.  И уже почти афоризмом стали слова: «Б...

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки...

Роль музейной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста

             В  детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают м...

выступление «Игра, как один из факторов народной педагогики в развитии детей дошкольного возраста.»

выступление  «Игра, как один из факторов народной педагогики в развитии детей дошкольного возраста»...