выступление «Игра, как один из факторов народной педагогики в развитии детей дошкольного возраста.»
консультация (старшая группа)

Апушева Айса Владимировна

Предварительный просмотр:

«Игра, как один из факторов народной педагогики в развитии детей дошкольного возраста».

  Выполнила: 
                                                                  воспитатель МКДОУ №28 Сар Герел

Апушева А.В

«Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

  «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А .Сухомлинский

Важным компонентом народной педагогики является игра. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально-положительную основу для развития чувства любви к Родине. Возрождение национального самосознания невозможно без возвращения к национальным истокам. Калмыцкие народные игры могут и должны стать базой для решения воспитательных, развивающих, оздоровительных задач.

Из этого следует, что цели и задачи народной игры являются:

-знакомить воспитанников с калмыцкими народными играми.

-воспитывать интерес и любовь к устному творчеству калмыцкого народа

-развивать : реакцию, глазомер, внимательность, выносливость.

-развивать моторику рук, координацию движений, ловкость, прыгучесть, меткость

-тренировать опорно-двигательный аппарат; развивать умение ориентироваться в пространстве, умение действовать по сигналу, умение играть в команде, чувства спортивного соперничества.

      Чтобы дети знали калмыцкие игры, умели самостоятельно играть, необходимо создать условия для их организации, вызвать интерес. Калмыцкие игры являются одним из важных средств всестороннего развития детей; характерная особенность таких игр -комплексность воздействия на организм и на все стороны личности. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание


В калмыцких национальных играх нашли свое отражение разные стороны жизни народа: быт, традиции, обычаи, религия, трудовые занятия и т.д. Детские игры большей частью представляют собой подражание реальной жизни кочевника-скотовода. Существует множество различных игр, связанных с миром животных («Корова», «Овца», «Слепой коршун», «Верблюд и верблюжонок»). Так, например, игра «Цалм» («Аркан») приобщала мальчиков к труду табунщика. В игре дети знакомились с повадками «братьев меньших», приучались оберегать их, любить и ценить.        Весной и летом, вплоть до сентября, маленькие калмыки играли на воздухе, сидя на земле или на подводах, а зимой – в кибитке. В калмыцких подвижных играх используются бег, прыжки, подскоки, метания и другие движения, в которых участвуют наиболее крупные группы мышц ног, спины, живота. Тем самым укрепляется двигательная система ребенка.

В народных калмыцких играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Каждая игра – это занятие, которое должно приносить пользу и радость самим играющим. Новая игра становится источником новых действий, новых познаний, что и доставляет детям удовольствие. Игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь четко выполнить необходимые движения.

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

«Собери Альчики»

 «Целься вернее»

« Извилистой дорогой»

«Пальцами ног»

«Не ошибись»

 «Туула» («Заяц»)

«Собери по одному»

«Ловкий наездник»

«Прятки»

«Би цокт хокт» («Я страшный жук»)

«Передача Альчиков»

«Игры с альчиками»

«hас эрглhн» («Кружение вокруг колышка»)

«Хоочнр» («Загони овец в кошару»)

 «Забрасывание белого мяча»

«Монгн бус» («Серебряный пояс»)

«Хорма хотн» («Нападение»)

«Скользящая цель»

«Игра в лунки»

«Кен шулун?» (« Кто быстрее?»)

«Яман» («Козел»)

    Игры являются важным средством всестороннего развития воспитания подрастающего поколения. Особое значение имеют народные подвижные игры, формирующие основные двигательные навыки, положительно влияющие на личность подрастающего человека.

Калмыцкие народные игры востребованы как народная мудрость, передаваемая из века в век, как опыт традиционного воспитания. Игры близки детям по восприятию и образу. В них есть все необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру и к социальной действительности.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наше время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края. Создается эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Народные игры в комплексе с другими факторами способствует развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста

"История воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой" К.Д. Ушинский...

Семинар-практикум на тему: "Народные игры в развитии детей дошкольного возраста"

Значение игры в развитии детей, уровни развития игровой деятельности по возрастам, классификация народных игр...

Влияние классической и народной музыки на развитие детей дошкольного возраста

Необходимость приобщения детей к лучшим образцам классической и народной музыке....

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Роль народного искусства  в развитии детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)...

«Чтение- как один из истоков мышления и умственного развития детей дошкольного возраста»

Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг,Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире,И слы...