«Роль профессионального мастерства в музыкальном развитии дошкольника»
методическая разработка по теме

Киселёва Галина Юрьевна

Накопленный музыкальный опыт в сочетании со знаниями предметов психологии и педагогики, владение методиками  и технологиями  музыкального воспитания – это лишь начало пути, ведущего к мастерству и профессионализму в работе с дошкольниками по  развитию музыкальных способностей. Педагогическая деятельность музыкального руководителя это постоянный поиск,  самообразование и самосовершенствование.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль профессионального мастерства

в музыкальном развитии  дошкольника»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый. Который смог бы раскрыть перед ним красоту, дать возможность её почувствовать.

        Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

        В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием и развитием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. Любая профессия имеет свои особенности.  Есть свои «секреты»  и у музыкального руководителя детского сада. Любовь к музыке, увлечённость своим делом, радость общения с детьми- этими чувствами постоянно живёт музыкальный руководитель.

        Сложность этой профессии состоит в том, что музыкальный руководитель должен быть не просто широко образованным человеком, но и личностью. Эта профессия требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развитие музыкальных интересов, творческих способностей. Владение инструментом, голосом, а также дирижёрскими умениями представляет ещё не полный багаж знаний, как любой грамотный музыкант, музыкальный руководитель должен хорошо знать музыкальную литературу, историю музыки и уметь разбираться в особенностях и закономерностях музыкального языка.

        Накопленный музыкальный опыт в сочетании со знаниями предметов психологии и педагогики создаёт предпосылки для овладения методиками и технологиями  музыкального воспитания.  Но это лишь начало пути, ведущего к мастерству, которое является результатом большого педагогического труда,  поисков и постоянного самосовершенствования.

        От уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, его  способностей, профессионального мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Чтобы любить музыку, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей,  привыкнуть к её интонациям, сопереживать её настроениям. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам её хорошо знать,  то есть, уметь преподнести её детям и рассказать о ней.

        Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности. К таким формам относятся: НОД, музыка в режимных моментах, музыка в семье.

Но все же НОД – основная форма организации, в которой осуществляется развитие музыкальных способностей, обучение детей, воспитание качеств личности, формирование музыкальной и общей культуры.

        Главная задача, стоящая перед педагогом в НОД - вызвать у детей интерес к музыке и музыкальному исполнительству, обогатить их чувства. Атмосфера эмоционального  подъёма, заинтересованность ребят повышает результативность музыкальной деятельности. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечён своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чём он говорит и как исполняет детям. Чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить её эмоционально образное содержание детям, педагогу нужно владеть образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

         Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятии, следует  использовать методы и технологии, активизирующие детей.

К методам стимулирования музыкальной деятельности относятся:

Метод эмоционального воздействия – умение музыкального руководителя выражать своё отношение к музыке образным словом, мимикой, жестом, например, голос  может эмоционально окрашиваться в зависимости от  характера и настроения музыки: теплый, ласковый, когда говорим о «Колыбельной» из оперы  «Садко» Н.А. Римского – Корсакова, встревоженный и беспокойный, когда слушаем «Марш Черномора» М.И. Глинки или «В пещере горного короля» Э. Грига. Широкое использование этого метода, во многом, определяет успех музыкальной деятельности детей, а владение им говорит о мастерстве педагога.

        Стимулирование интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха, это особенно необходимо, когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения, например из-за отсутствия координации между слухом и голосом. Поощряя ребят, используя  такие приёмы: как одобряющий кивок, жест, наводящие вопросы, подсказка в полголоса и создают ситуацию успеха, а переживание радости предаёт детям силы и уверенности.

        Следующий метод, который я использую в своей практике - метод сравнения. Он  является наиболее распространённым  и в практике музыкального воспитания. Выполнение креативных заданий предполагает анализ, развитие музыкального образа. Сначала у детей, обладающих небольшим музыкальным опытом интерес вызывает сравнение контрастирующих произведений: «Маленький вальс» В.Леви и «Марш» П.Шульгина. На другом этапе для сравнения используются произведения различные по характеру, но близкие по тематике или имеющие одинаковое название: «Дед Мороз» Витлина и «Дед мороз» Р. Шумана. Песня композитора Витлина добрая, праздничная, шутливая, а пьеса  Шумана тревожная, страшная, суровая. В процессе таких сравнений развивается более тонкое восприятие музыки.

        Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создание эффекта удивления. Например, у детей вызывает интерес сообщение педагога, что В.Моцарт, будучи трехлетним ребёнком уже сочинял свои первые произведения. А Бетховен пережил трагедию - композитор потерял слух. Однако он продолжал сочинять музыку, которая вселила в него силы.

Фрагмент НОД,  образовательная область «Музыка»  старшая группа,

(в котором  сочетаются проблемные методы, активизирующие детей: словесный, наглядно- слуховой, наглядно- зрительный, практический.)

Музыкальный руководитель: Дорогие мои слушатели, мы сегодня поговорим о прекрасном русском композиторе  Николае Андреевиче Римском- Корсакове, он не только сочинял музыку, но и был ещё морским офицером, поэтому часто путешествовал. (показ слайда - портрет композитора). Николай Андреевич очень любил море, каким бы оно ни было: тихим и спокойным или грозным и суровым. Давайте и мы послушаем вступление к опере «Садко», которое называется «Море» и услышим, как композитор нарисовал музыкой картину моря.

( Слушание  Увертюры «Море»)

Музыкальный руководитель: Чтобы лучше понять эту музыку мы поиграем в «Копилку». Я буду описывать музыку разными красивыми словами, ваша задача «поймать» это слово в собственные ладони, сложенные чашечкой, а затем после обдумывания, оставить это слово или вернуть обратно.

Я утверждаю, что эта музыка тревожная.

Дети: Тревожная.   «Ловят» слово в ладошки и обдумывают.

Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка беспокойная.

Дети: Беспокойная. «Ловят» слово в ладошки.

Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка мечтательная и легкая.

Дети не соглашаются  и возвращают слово.

Музыкальный руководитель: Эта музыка сначала взволнованная, потом бушующая, а в конце успокаивающаяся.

Дети: Взволнованная («ловят» слово), бушующая, успокаивающаяся («ловят слова»)

Музыкальный руководитель: Давайте теперь при помощи карточек покажем, как изменяется состояние моря (подгруппа детей раскладывают карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа)

Музыкальный руководитель: Сейчас мы ещё раз прослушаем это музыкальное произведение. И вы под звучание музыки начертите на листе бумаги линии: например, плавные, волнообразные под спокойный фрагмент, прямые, изогнутые и  прерывистые, если характер музыки меняется. Линии могут быть такого цвета, который, по вашему мнению, больше подходит к настроению музыки. (подведение итогов и анализ НОД)

Пение играет важную роль в музыкальном развитии. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувства ритма.

        Песенный репертуар должен включать в себя: упражнение для развития певческого голоса и слуха, и песни. Остановимся на певческих упражнениях - их основная задача развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет основную узкую задачу:

  1. Развитие диапазона. («Весна пришла»)
  2. Развитие дикции и артикуляции, это особенно важно, так как в группах встречаются дети с речевыми дефектами. Я считаю, что хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. ( «Да, Де. Ди, До, Ду») Еще есть в моей практике удачный приём: произнесение шепотом и голосом текста песни, в ритме.
  3. Упражнения для певческого дыхания. От правильного вдоха ( спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз. ( муз. Тиличеевой «Спите куклы»). Главное  не разрывать слово и брать правильное дыхание.
  4. Упражнение для чистого интонирования - самый сложный певческий         навык, он связан с развитием звуковысотного, ладового, ритмического слуха. Создание в певческой деятельности игровых ситуаций, Использование приёмов наглядной изображения высоты звука (движение рукой) активизирует развитие музыкальных способностей. («Я пою, хорошо пою…» - показ движения мелодии рукой; «Я пою, весело пою»- показ графического изображения мелодии.)
  5. Работая над ритмическим рисунком отдельных фраз или попевок целесообразно предложить детям прочесть его по фигуркам- пиктограммам («Небо синее», «Андрей воробей»)

Все эти упражнения для пения, которые я использую в своей профессиональной деятельности, дают хороший результат и  используются систематически.

         Также чувство ритма, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления развивает игра на детских музыкальных инструментах. Обучение я сначала я начинаю с ударных инструментов, затем идет обучение на мелодических. Работа эта трудоёмкая, но цветовая система и цифровая, распространенная за рубежом, для быстрого овладения детьми игрой, не даёт развивающего эффекта, дети по ней играют механически. А развитие достигается лишь при игре по слуху. Для подбора мелодии по слуху, я использую хорошо знакомые мелодии. Поэтому,  перед исполнением, предшествует этап слушания попевок, их запоминание и пропевание. Этот вид деятельности тесно связан с упражнениями по развитию слуха и голоса.

        Переходя к другому виду деятельности- ритмике, нужно отметить, что только в движении можно полнее понять музыкальное произведение. И в такой связи, как совершенствование слуха  и в умении согласовывать свои движения с музыкой, осуществляется развитие музыкальных способностей. Задачи ритмики будут успешно решаться, если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка). Подбирая репертуар для музыкально- ритмических упражнений, я руководствуюсь следующими принципами: художественность   музыкального произведения, яркость, динамичность образов; моторный характер музыки (т.е. побуждающий к движениям); разнообразие тематики и жанров. Используя в своей работе подготовленные и самостоятельные музыкально- ритмические упражнения, фиксированные и свободные пляски, танцы, хороводы. Главная задача поощрять детей самостоятельно выполнять движения, а в дальнейшем, чтобы они применяли их в повседневной жизни. И очень важно поддерживать инициативу детей, стремление сочинять свой танец, который бы передавал характер произведения, его особенности.

Можно долго говорить об инновационных технологиях и методах в работе по музыкальному развитию детей дошкольного возраста, но если нет полного, обоюдного понимания и контакта в  работе педагогов (музыкального руководителя и воспитателя) ни о каком профессиональном мастерстве речи идти не может.

         Музыкальный руководитель, при участии воспитателя,  проводит музыкальные праздники, развлечения. Воспитатель, общаясь с детьми в быту, руководят самостоятельной деятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки. Воспитатель закрепляет музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними записи произведений, звучавшие в НОД ОО «Музыка», напоминая им, яркость отдельных тем и музыкальных образов; обогащает музыкальные впечатления. Используя инсценировки различных песен. Предлагает повторить отдельные фрагменты праздничных утренников. В нашем детском саду воспитатели имеют музыкальный слух, хорошие голоса, умеют красиво двигаться, они во многом помогают мне, как музыкальному руководителю в развитии музыкальных и творческих проявлений детей. Так же воспитатель помогает подготовить и провести НОД с интеграцией образовательных областей. Только воспитатель может подсказать, на какие знания и умения детей в изобразительной деятельности, художественном слове следует опереться.

        Подводя итог, хочется подчеркнуть, что профессиональное мастерство в музыкальном развитии дошкольников складывается из многих качеств педагога: любви к детям, терпения. Доброжелательности, глубоких профессиональных знаний и способности творчески применять их в работе.

Литература.

  1. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» - М; Просвещение 1982г
  2. Радынова О.П. «Музыкальное  воспитание дошкольников»- М; Просвещение 2006
  3. Радынова О.П. «Практикум по методике музыкального воспитания» »- М; Просвещение 2006
  4.  Апраксина О.А. «Из истории музыкального воспитания» »- М; Просвещение 1985
  5.   Давыдова М. «Игровые приёмы на музыкальных занятиях. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 1998г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

Мастер класс "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"

Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи:1. Раскрыть  проблемы развития способности  педагога  к самоанализу и са...

Презентация "Использование музыкальных инструментов в разных видах деятельности, как один из компонентов профессионального мастерства

Презентация содержит материалы и рекомендации из  опыта работы, по использованию шумовых инструментов и музыкально-дидактических игр в совместной  деятельности с дошкольниками....

Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога

Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога...

«Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства педагогов в вопросах освоения и внедрения музыкальной деятельности в процессе комплексного развития детей»

           Доклад на тему: «Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства   педагогов в вопросах освоения и внедрения...