Теоретический семинар: «Гендерный подход к образованию и воспитанию дошкольников».
консультация (старшая группа) на тему

Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется поиск механизмов управления качеством образования, разрабатывается специфика компетенций всех участников образовательного процесса, в том числе дошкольников (О.В. Дыбина). Модернизация образования несет переосмысление ценностей, выдвигая доминирующим фактором развитие личности ребенка, необходимость освоения ребенком форм существования, психологических основ социального пространства, закономерностей межчеловеческого взаимодействия и сотрудничества, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ведущим конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования  признается способность увидеть в каждом дошкольнике его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны личности (А.Г. Арушанова, Е. В. Бунеева, Е.Н. Герасимова, А.Н. Давидчук, А.И. Максакова, Э.Г. Пилюгина).

Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

·        развитие игровой деятельности детей;

·        приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения (в том числе моральным) со сверстниками и взрослыми;

·        формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 Проблема целенаправленного формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста сегодня - одна из самых актуальных.

Во–первых, педагоги недостаточно ориентируются в данном вопросе. Диагностика педагогов системы дошкольного  образования  показала, что только 8,3 % педагогов Самарской области ориентируются  и могут применить технологии, способствующие целенаправленному позитивному влиянию педагога на процесс формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста. Большинство из этого числа работают в детских садах психологами, а не воспитателями.

 Во-вторых,  острой остается проблема обеспечения практической и методической литературой, пособиями, практическими рекомендациями по данной проблематике. Восполнение этого дефицита реализуется за счет инициативы педагогов дошкольного образовательного учреждения, что далеко не всегда оправдано.

Для сравнения можно привести разницу гендерного подхода в воспитании дошкольников и систему полоролевого подхода в воспитании детей, который использовался ранее.

 

Гендерный подход

Полоролевой подход

Ориентация на смягчение границ в подчеркивании различий между полами.

Ориентация на жесткое подчеркивание различий между полами.

Воспитание с ориентацией на свободу выбора.

Воспитание в духе жесткого (предопределенного) выбора половой идентичности.

Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности.

Поощрение видов деятельности, соответствующих полу.

Выбор видов поведения исходя из конкретных интересов и ситуации.

Выбор видов поведения исходя из стереотипных форм.

Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения.

Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения.

Тенденция к развитию андрогинных качеств (адаптивность, гибкость).

Наличие жестких, культурно сформированных гендерных схем.

Возможность отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества.

Осуждение отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества.

 

В третьих, предметно-развивающая среда ДОУ совершенствуется очень медленно, так как дополнительных материальных средств на изменение среды ДОУ  согласно ФГТ пока не выделяется.

Процесс формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста не ограничивается понятием «формирование половой принадлежности». Пол- это набор биологических характеристик. Родившийся человек на протяжении всей жизни будет носителем одного пола. Гендер – это социальный пол (Р. Столлер). Ребенок развивается в социуме, и не всегда его проявления совпадают с ожиданиями общества. С одной стороны, ребенок несет в себе поролевые стереотипные черты (мальчик-сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка-ласковая, ведомая, ожидающая, нежная и пр.). С другой стороны, гендерная типология проявляется в наличии маскулинности/феминности, и степень проявлений не регламентируется полом.  Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу (проявлять мягкость и сговорчивость), а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.  Современные  требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать такие важнейшие биосоциокультурные  характеристики ребенка, как гендерные особенности. Приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в культивировании стереотипных стандартов поведения, а в изучении принципов ирдивидуализации в развитии и общениии мальчиков и девочек, в создании условий для проявления качеств каждого ребенка при акцентировании на полоролевых (типичных) поведенческих характеристиках.

Анализ литературы выявил проблему не устоявшейся терминологии в трактовке гендерного подхода. Объективно существует две полярные точки зрения. Стереотипная точка зрения ориентируется на подчеркивание традиционных различий, видов традиционного поведения и деятельности (Ю.А. Алешина,  В.Ф. Базарный, А.С. Волович, Т.Н. Доронова, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Л.В. Сычева и др.). Эта точка зрения является теоретической основой полоролевого подхода в педагогике. Альтернативная точка зрения (Е.А. Здравомыслова,  И.В.  Попова,  О.В. Прозументик,  А.А. Темкина, Л.В. Штылева, Л.П. Шустова и др.) в противовес предыдущей признает приоритетное межполовое равенство с ориентацией на отступление от традиционных патриархальных моделей общества. Это основная идея гендерного подхода.

Наиболее рациональной, на наш взгляд, является не столь категоричная точка зрения, выделяющая фундамент гендерного подхода в человекоцентрированной  картине мира, основанной на личностном и культурологическом подходах, идеях развития гендерного воспитания в контексте культуры (Е.Н. Каменская);  способы сформированности педагогических ценностей не в отрицании физиологических и психологических различий мужчин и женщин, а на основе интерпретации и самоидентификации своего положения в обществе, культуре.

Казалось бы, чем плох традиционный полоролевой подход (пол и роль в обществе)? Почему нельзя ограничиться применением полоролевого подхода в  современном  ДОУ и установить правило «Мальчики-направо, девочки-налево»? Практика  применения гендерного подхода в дошкольных образовательных учреждениях показала, что в среднем дошкольном возрасте 28-30% детей-недифференцированного гендерного типа. Это означает, что ребенок не понимает, что он- носитель определенных

 качеств, хотя научные исследования (Дж. Мид, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган ) показывают, что к трем годам ребенок должен понимать свою половую принадлежность.

С этой точки зрения интересны данные Т.А. Арканцевой. При определении степени выраженности гендерных предпочтений подростка  выявлена следующая картина: 27% сознательно отдают предпочтение маскулинности, 27% отдают предпочтение фемининности; 13%- андрогинности, 33%- недифференцированности. Получаем картину несформированности, а позже-  нежелания детей соответствовать стереотипным нормам полоролевого поведения в обществе.

Эти данные в очередной раз показывают, что полоролевой подход в чистом виде не применим в современном образовании. Не достаточно создавать условия исключительно для формирования мужественности/женственности. Очевидно, нужна более детальная градация. Гендерный подход ориентируется на типологию гендерной принадлежности (В.Д. Еремеева, С.В. Железнова, И.Г. Малкина-Пых, С.К. нартова-Бочавер и другие).

Маскулинный гендерный тип:  ценят авторитет силы и независимость

поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, отдают предпочтение мужскому авторитету. Нуждаются в общении со значимым мужчиной, не терпят возражений, отстаиваю свое мнение

любыми способами, предпочитают занимать позиции лидера, обладают независимо соревновательным стилем поведения, взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

Феминный гендерный тип:  отличаются зависимым, подчиненным поведением, ведомые, а не лидеры, осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности, сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики); высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности; избегают контактов с маскулинными детьми. У мальчиков проявляются трудности в общении.

Андрогинный гендерный тип:свободны от жесткой половой типизации, не привязаны к традиционным нормам, направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей; высокая социальная активность, контактность; активно взаимодействуют с детьми и взрослыми любого пола, хорошие организаторы, обладают маскулинными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений.

Недифференцированный гендерный тип:  отвергают и мужской, и женский стили поведения; отсутствуют полоролевые ориентиры; пассивны, имеют низкие реальные достижения, избегают контактов; социальное непринятие в коллективе сверстников.

Практика показывает, что современный педагог интуитивно ориентируется в закономерностях манипуляций игрушками и играми разнополых детей, в стереотипном выборе ролей разнополыми детьми в групповых сюжетно-ролевых играх, в общении со сверстниками (большинство игровых объединений в младшем и среднем дошкольном возрасте однополые), в акцентировании на традиционных правилах этикета для мальчиков и девочек (мальчики пропускают девочек вперед, мальчики задвигают за девочками стульчики и т.п.). Опираясь на гендерную типологию, педагог имеет возможность ориентироваться в существенных личностных особенностях каждого ребенка, понимает закономерность познавательного развития детей разных гендерных типов. Знает свои гендерные характеристики и может соотнести их с другими. Объяснить собственные гендерные предпочтения.

Применение гендерного подхода возможно на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: в рамках непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности режимных моментов, в организации педагогом самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников (п. 2.11  ФГТ).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_seminar.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический семинар:

«Гендерный подход к образованию и воспитанию дошкольников».

Сообщение к семинару:

«Гендерный подход к образованию дошкольников».

Воспитатель:  Баневич Г. Н.                                                                                 2014 г.

             Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется поиск механизмов управления качеством образования, разрабатывается специфика компетенций всех участников образовательного процесса, в том числе дошкольников (О.В. Дыбина). Модернизация образования несет переосмысление ценностей, выдвигая доминирующим фактором развитие личности ребенка, необходимость освоения ребенком форм существования, психологических основ социального пространства, закономерностей межчеловеческого взаимодействия и сотрудничества, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ведущим конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования  признается способность увидеть в каждом дошкольнике его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны личности (А.Г. Арушанова, Е. В. Бунеева, Е.Н. Герасимова, А.Н. Давидчук, А.И. Максакова, Э.Г. Пилюгина).

             Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения (в том числе моральным) со сверстниками и взрослыми;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.      

             Проблема целенаправленного формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста сегодня - одна из самых актуальных.

 

         

            Во–первых, педагоги недостаточно ориентируются в данном вопросе. Диагностика педагогов системы дошкольного  образования  показала, что только 8,3 % педагогов Самарской области ориентируются  и могут применить технологии, способствующие целенаправленному позитивному влиянию педагога на процесс формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста. Большинство из этого числа работают в детских садах психологами, а не воспитателями.

            Во-вторых,  острой остается проблема обеспечения практической и методической литературой, пособиями, практическими рекомендациями по данной проблематике. Восполнение этого дефицита реализуется за счет инициативы педагогов    дошкольного образовательного учреждения, что далеко не всегда оправдано.

            Для сравнения можно привести разницу гендерного подхода в воспитании дошкольников и систему полоролевого подхода в воспитании детей, который использовался ранее.

Гендерный подход

Полоролевой подход

Ориентация на смягчение границ в подчеркивании различий между полами.

Ориентация на жесткое подчеркивание различий между полами.

Воспитание с ориентацией на свободу выбора.

Воспитание в духе жесткого (предопределенного) выбора половой идентичности.

Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности.

Поощрение видов деятельности, соответствующих полу.

Выбор видов поведения исходя из конкретных интересов и ситуации.

Выбор видов поведения исходя из стереотипных форм.

Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения.

Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения.

Тенденция к развитию андрогинных качеств (адаптивность, гибкость).

Наличие жестких, культурно сформированных гендерных схем.

Возможность отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества.

Осуждение отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества.

            В третьих, предметно-развивающая среда ДОУ совершенствуется очень медленно, так как дополнительных материальных средств на изменение среды ДОУ  согласно ФГТ пока не выделяется.

            Процесс формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста не ограничивается понятием «формирование половой принадлежности». Пол - это набор биологических характеристик. Родившийся человек на протяжении всей жизни будет носителем одного пола. Гендер – это социальный пол (Р. Столлер). Ребенок развивается в социуме, и не всегда его проявления совпадают с ожиданиями общества. С одной стороны, ребенок несет в себе поролевые стереотипные черты (мальчик-сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка-ласковая, ведомая, ожидающая, нежная и пр.). С другой стороны, гендерная типология проявляется в наличии маскулинности/феминности, и степень проявлений не регламентируется полом.  Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу (проявлять мягкость и сговорчивость), а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.  Современные  требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать такие важнейшие биосоциокультурные  характеристики ребенка, как гендерные особенности. Приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в культивировании стереотипных стандартов поведения, а в изучении принципов ирдивидуализации в развитии и общениии мальчиков и девочек, в создании условий для проявления качеств каждого ребенка при акцентировании на полоролевых (типичных) поведенческих характеристиках.

            Анализ литературы выявил проблему не устоявшейся терминологии в трактовке гендерного подхода. Объективно существует две полярные точки зрения. Стереотипная точка зрения ориентируется на подчеркивание традиционных различий, видов традиционного поведения и деятельности (Ю.А. Алешина,  В.Ф. Базарный, А.С. Волович, Т.Н. Доронова, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Л.В. Сычева и др.).  Эта точка зрения является теоретической основой полоролевого подхода в педагогике. Альтернативная точка зрения (Е.А. Здравомыслова,  И.В.  Попова,  О.В. Прозументик,  А.А. Темкина, Л.В. Штылева, Л.П. Шустова и др.) в противовес предыдущей признает приоритетное межполовое равенство с ориентацией на отступление от традиционных патриархальных моделей общества. Это основная идея гендерного подхода.

            Наиболее рациональной, на наш взгляд, является не столь категоричная точка зрения, выделяющая фундамент гендерного подхода в  человекоцентрированной  картине мира, основанной на личностном и культурологическом подходах, идеях развития гендерного воспитания в контексте культуры (Е.Н. Каменская);  способы сформированности педагогических ценностей не в отрицании физиологических и психологических различий мужчин и женщин, а на основе интерпретации и самоидентификации своего положения в обществе, культуре.

            Казалось бы, чем плох традиционный полоролевой подход (пол и роль в обществе)? Почему нельзя ограничиться применением полоролевого подхода в  современном  ДОУ и установить правило «Мальчики-направо, девочки-налево»? Практика  применения гендерного подхода в дошкольных образовательных учреждениях показала, что в среднем дошкольном возрасте 28-30% детей-недифференцированного гендерного типа. Это означает, что ребенок не понимает, что он - носитель определенных

 качеств, хотя научные исследования (Дж. Мид, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган ) показывают, что к трем годам ребенок должен понимать свою половую принадлежность.

            С этой точки зрения интересны данные Т.А. Арканцевой. При определении степени выраженности гендерных предпочтений подростка  выявлена следующая картина: 27% сознательно отдают предпочтение маскулинности, 27% отдают предпочтение фемининности; 13%- андрогинности, 33%- недифференцированности. Получаем картину несформированности, а позже -  нежелания детей соответствовать стереотипным нормам полоролевого поведения в обществе.

            Эти данные в очередной раз показывают, что полоролевой подход в чистом виде не применим в современном образовании. Не достаточно создавать условия исключительно для формирования мужественности/женственности. Очевидно, нужна более детальная градация. Гендерный подход ориентируется на типологию гендерной принадлежности (В.Д. Еремеева, С.В. Железнова, И.Г. Малкина-Пых, С.К. нартова-Бочавер и другие).

            Маскулинный гендерный тип:  ценят авторитет силы и независимость

поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, отдают предпочтение мужскому авторитету. Нуждаются в общении со значимым мужчиной, не терпят возражений, отстаиваю свое мнение

любыми способами, предпочитают занимать позиции лидера, обладают независимо соревновательным стилем поведения, взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.     

            Феминный гендерный тип:  отличаются зависимым, подчиненным поведением, ведомые, а не лидеры, осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности, сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики); высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности; избегают контактов с маскулинными детьми. У мальчиков проявляются трудности в общении.

             Андрогинный гендерный тип: свободны от жесткой половой типизации, не привязаны к традиционным нормам, направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей; высокая социальная активность, контактность; активно взаимодействуют с детьми и взрослыми любого пола, хорошие организаторы, обладают маскулинными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений.

             Недифференцированный гендерный тип:  отвергают и мужской, и женский стили поведения; отсутствуют полоролевые ориентиры; пассивны, имеют низкие реальные достижения, избегают контактов; социальное непринятие в коллективе сверстников.

             Практика показывает, что современный педагог интуитивно ориентируется в закономерностях манипуляций игрушками и играми разнополых детей, в стереотипном выборе ролей разнополыми детьми в групповых сюжетно-ролевых играх, в общении со сверстниками (большинство игровых объединений в младшем и среднем дошкольном возрасте однополые), в акцентировании на традиционных правилах этикета для мальчиков и девочек (мальчики пропускают девочек вперед, мальчики задвигают за девочками стульчики и т.п.). Опираясь на гендерную типологию, педагог имеет возможность ориентироваться в существенных личностных особенностях каждого ребенка, понимает закономерность познавательного развития детей разных гендерных типов. Знает свои гендерные характеристики и может соотнести их с другими. Объяснить собственные гендерные предпочтения.

             Применение гендерного подхода возможно на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: в рамках непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности режимных моментов, в организации педагогом самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников (п. 2.11  ФГТ).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Гендерный подход в образовании"

Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?...

Выступление на семинаре "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование представлений  о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие,  нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверст...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Учитывая потребности современного общества, отраженные в ФГОС ДО, в нашем детском саду применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые направлены на всестороннее развитие личности дошкол...

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями ...

Семинар "Современные подходы в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Игры по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста".Цель:Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использовани...