Семинар "Современные подходы в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников"
материал

Курзина Светлана Александровна

Мастер - класс "Игры по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста".

Цель:

Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование  дидактической игры в работе с дошкольниками.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов

«Игровая деятельность как эффективное средство

гражданско-патриотического воспитания».

Подготовила и провела

воспитатель Курзина С. А.

Цель:

Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование  дидактической игры в работе с дошкольниками.

Уважаемые коллеги!

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. 

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. 

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Существует большое количество разнообразных игр, нацеленных на развитие гражданской позиции у молодого поколения. И сегодня я представлю вашему вниманию некоторые из них.

1 игра – ассоциация «Россия».

Описание: на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию:

Р — родная, родина, Русь, русская

О – особая, одна, огромная

С – сильная, смелая, страна

С – свободная, славная, стойкая

И — искусная, историческая, идеальная

Я — ясная, яркая, я,

Вывод: данный метод дает представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.

2 игра «Символы России».

я предлагаю вам выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему, мнению, уже в мире считают символом России.

Валенки

Сандалии

Сланцы

Кроссовки Самовар

Сковорода

Вилка

Пиала Балалайка

Рояль

Скрипка

Барабан

Матрешка

Барби

Робот-    трансформер

Лего

Поместим их вместе.

 Такой нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.

Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.

Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.

А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю выбрать новые символы России.

Исторические события (ВОВ, освоение космоса, присоединение Крыма, Олимпиада 2014г., Евровидение 2008г….)

Знаменитые люди (Пушкин, Гагарин,  Ломоносов, Путин, Чайковский, Менделеев…)

Чудеса России (Озеро Байкал, Эльбрус Московский кремль, Родина-мать, Олимпийские объекты в Сочи)

Песни России («Катюша»; «День Победы»;

(При проведение такого выбора с детьми нужно использовать события наиболее значимые и понятные  для них, этот прием помогает так же популяризовать  исторические  события нашей страны.)

3 игра «Угадай право».

Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми разного возраста, является игра «Угадай право».

Инструкция: Перед вами карточки с указанием прав человека, вам необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.

1.  Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу). Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.

2.  (В траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.

3.  (По секрету всему свету расскажу)- право на распространение информации.

4. Следующая песня (Буквы разные писать)- право на образование

5.  Еще одна мелодия (Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет папа, пусть всегда буду я) - право на семью.

Данная методика может быть использована на воспитательных мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить знания о правах человека.

«Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление)

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
4 игра: «Восстанови пословицы»
1. Нет в мире краше ....... когда над ней крыша одна.
2. Глупа та птица, ....... а своё село всё на уме.
3. Если дружба велика, ....... чем с родной земли сойдет
4. Семья сильна, ....... хорошие дети растут.
5. Человек без Родины ....... будь и сыном своего народа.
6. В хорошей семье ....... что соловей без песни.
7. Будь не только сыном своего отца ....... Родины нашей.
8. Козак скорее умрет, ....... которой свое гнездо не мило.
9. Живёшь на стороне, ....... будет
Родина крепка.
5 Игра: « Продолжи пословицу»
1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …..(преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)
6 Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям
общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

В заключении своего мастер – класса хочу сказать, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Надеюсь, что представленные д.и. помогут вам в осуществлении благородного дела — воспитания граждан нашей Родины — России!

г.Тейково 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.  Главной целью дошк...

Доклад на тему:"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...

Доклад "Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание историческим переемственности поколений, сохронение, распростронение и развитию национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческ...

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие».

Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

консультация для педагогов об современных методах нравственно-патриотического воспитаня в старшей группе...