Формирование навыков сотрудничества как средство коммуникативной компетенции дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему
Статья о формировании навыков сотрудничества в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида»
«Формирование навыков
сотрудничества как средство
коммуникативной компетенции
дошкольников»
(из опыта работы)
Воспитатели:
Абдеева А.Х.
Фасхутдинова Р.К.
г. Нурлат
Существование человечества немыслимо
вне коммуникативной деятельности.
Независимо от возраста, образования,
территориальной и национальной
принадлежности и многих других данных,
характеризующих человеческую личность,
мы постоянно запрашиваем, передаем и
храним информацию, то есть активно
занимаемся коммуникативной деятельностью.
Кухаренко В.А
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.
К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу коммуникативных навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Мы поставили перед собой задачи, как же научить детей нашей группы объединяться в микрогруппы, как научить их включаться в общее дело, сотрудничать, а не быть сторонними наблюдателями. Как научить конфликтных детей договариваться, и как помочь каждому ребёнку выразить себя.
Мы решили в повседневной жизни, планировать игры на взаимодействие такие как «Собери пазлы», «Смешной телефон», «Где мы были, мы не скажем» которые развивали бы умение действовать слаженно, сообща; учили общению, умению сговариваться с помощью сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Едем в гости», «Кафе» и др.
На каждом занятии стараемся использовать приёмы, задания для работы детей в парах, бригадах по несколько человек.
В утренний отрезок времени предлагаем детям совместные дела по уходу за комнатными растениями, работа в книжном уголке и уголке изобразительной деятельности, где детям дается возможность сообща выполнять поручения воспитателя. А в вечерний отрезок времени детей нашей группы объединяет хозяйственно-бытовой труд, который способствует развитию навыков коллективной, слаженной работы.
Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, мы разработали интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения, умение рассуждать, анализировать, обобщать. А с внедрением комплесно - тематического планирования данные приёмы используем в соответствии с темой недели. Например, можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат), по времени года, на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени.
Мы подобрали ряд игр социоигровой направленности, способствующих формированию у детей навыков сотрудничества. Особо нравятся нашим детям следующие игры: «Испорченный телефон», «Менялки», «Присядьте те, у кого…», «Передай движение», «Машина едет, стоп», «Зеркало», «Путаница», вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку. Формирование навыков сотрудничества - процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению правил и инструкций.
Организуем музыкально-спортивные развлечения «Вместе с папой», «Масленица», «Навруз» и др. в форме всевозможных конкурсов и викторин, где дети объединяются в команды, и выполняют различные задания на смекалку, требующие коллективного обсуждения, умения сотрудничать друг с другом. Мероприятия в такой форме всегда проходят очень увлекательно, все дети, стараются не подвести свою команду, работают очень активно, и всегда радуются победе. А если проиграли, то учим радоваться победе других и с достоинством переносить свое поражение.
Формируя навыки сотрудничества и стремясь применить их на практике, мы постепенно развиваем коммуникативные способности детей нашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-134892-1352103842.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка
Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-188085-1360137836.jpg)
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»
ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...
"Формирование коммуникативных компетенций дошкольников посредством игры"
Статья содержит в себе характеристику приемов и методов работы с детьми дошкольного возраста, подборку игр и упражнений на развитие произносительной, коммуникативной стороны речи, моторики,взаимодейст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/05/picture-937969-1501956597.jpg)
Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"
Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-1269126-1600619703.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности 5-6 лет «Формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи у старших дошкольников»
Цель: Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Воспитывать художественный вкус, самостоятельность и творческую инициати...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-505505-1414077548.jpg)
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....