Проект "Играйте с мячами на здоровье"
проект (старшая группа) на тему

Проект "Играйте с мячами на здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrayte_s_myachami_na_zdorove.docx411.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад  №78"

«Хочешь быть сильным — играй, хочешь быть красивым — играй,

хочешь быть здоровым — играй».(Перефразированное  изречение, высеченное на скале в древней Элладе 2.5 тыс. лет назад)

Автор и разработчик проекта:Гурова Наталья Николаевна

Место работы: МДОУ "Детский сад №78"  

Название учреждения: МДОУ "Детский сад №78"

2013-2014год

Паспорт проекта:

Наименование:«Играйте на здоровье!».

Разработчик:Гурова Наталья Николаевна

Срок реализации:  2013-2014 учебный год

Исполнитель: МДОУ «Детский сад №78»

Пояснительная записка:

Обоснование проекта:

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства.В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья  дошкольников.

Для педагогического сообщества стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, и увеличения двигательной активности " как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека". В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни. Ведь физиологическое определение здоровья ребёнка – это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма. Современные образовательные требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, воспитание интереса к двигательной деятельности, т.к. движения — основа жизни.

 В последнее время наблюдается снижение двигательной активности детей старшегодошкольного возраста, в связи с увеличением образовательной нагрузки  на дошкольников за счет введения дополнительныхкомпьютерных занятий - в детском саду, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения за счет телефонного и виртуального - в семье.В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети как правило часто болеют, имеют отклонения в состоянии здоровья. Длительное ограничение возможности активно двигаться в период бодрствования вызывает гиподинамию. На сегодняшний день проблема гиподинамии обсуждается не просто большим, а огромным количеством физиологов, гигиенистов,врачей, педагогов и ученых.Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребенка.

Приоритетной задачей детского сада  является рациональное распределение двигательной активности в течения дня.Двигательная активность(далее ДА) - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

По данным литературы [9], выделяется три уровня ДА.В дошкольном учреждении наиболее рационально распределять детей на две основные подгруппы с учётом трёх критериев: уровень двигательной активности, состояние здоровья детей, их уровень физической подготовленности.

В 1 подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и достаточно хорошую физическую подготовку (средний и высокий уровень).

2 подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети; дети, имеющие некоторые морфо - функциональные нарушения), имеющий низкий уровень двигательной активности и слабую физическую подготовку (показатели ниже нормы).

Установление двух подгрупп даёт возможность педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгруппы.

Игра — естественный спутник жизни ребенка. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка в двигательной деятельности. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально. В настоящее  время широкое применение в детских  садах получили разнообразные виды мячей, по популярности,среди детей, занимающие первое место в царстве детской игры.

 В нашем детском саду для детей старших групп, относящихся ко  второй подгруппе,организованы дополнительные занятия в кружке «Полезные мячи»,  с целью развития у детей двигательных и функциональных возможностей,повышения уровня ДА, профилактики нарушений осанки, посредством занятий фитбол – гимнастикой и подвижным играм с фитболами и другими мячами.В целом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.Мячи позволяют разнообразить подвижные игры, они дарят детям радость и здоровье.

Анализ внешней среды

Благоприятные факторы

Негативные факторы

Политическая воля руководителей государства, республики, города на оздоровление населения.

Теле-, радиопередачи,  интернет, реклама - пропагандирующие нездоровые проявления (алкоголизм, наркомания  и др.),  жизненные ценности, связанные только с богатством, разрушение института семьи и т.п.

Низкий уровень доходов родителей;

антисоциальный образ жизни части родителей.

Анализ внутренней среды

Благоприятные факторы

Негативные факторы

 Новая система оплаты труда, позволяющая стимулировать работу педагогов.

Система оплаты труда не отлажена, стимулирование работников идет не в полном объеме

Отремонтированный музыкально-спортивный зал (пластиковые окна, наличие спортивного инвентаря).

Отсутствие отдельного помещения для проведения занятий.

Нет помещения для хранения физкультурного оборудования, в частности фитболов.

Спортивная площадка, требующая ремонта.

Активное участие родителей в городских соревнованиях.

Пешие, лыжныепоходы в Ельниковскуюрощу.

Невысокий уровень дохода родителей, вследствие чего низкий уровень оснащенности семей спортивныминвентарём.

Развитие ИТК, интернет сайтов для детей.

Увеличивающийся % детей с низким уровнем активности; уменьшение детей с I группой здоровья; увеличивающийся % детей с диагнозом «нарушение осанки».

Налаженная связь с социумом

Невысокий уровень дохода родителей, вследствие чегоограничение возможности посещения детьми спортивных секций.

Стабильный педагогический коллектив

Консерватизм и инертность части педагогов в плане внедрения здоровьесберегающих технологий.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников потребности в двигательной активности, используя здоровьесберегающие технологии  в игровой форме.

Практическая значимость проекта

Фитболгимнастика,  элементы стретчинга, общеразвивающие упражнения и основные виды движений  с разными видами мячей приучают к ежедневным занятиям физической культурой. Подвижные игры  способствуют развитию физических качеств, развитию речи, эмоциональной разрядке. Просмотр презентаций знакомит дошкольника с разнообразием мира информационных технологий.

Инновационная направленность проекта

Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме в интеграции с другими областями: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные игры остаются в памяти ребёнка надолго.

Задачи проекта:

Оздоровительные задачи:

Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов.

Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки.

Снижение уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста.

Повышение уровня физической подготовленности детей.

Образовательные задачи:

Развитие культуры движений, развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения.

Формирование знаний о здоровом образе жизни.

Расширение и обогащение двигательного опыта детей.

Развитие знаний о свойствах мячей.

Воспитательные задачи:

Воспитание потребности в двигательной деятельности с мячами.

Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Развитие  коммуникативной и эмоционально – волевой сферы.

Формирование нового отношения у родителей  к двигательной активностисвоегоребенка.

Направления

реализации проекта по образовательным областям

Формы и методы работы, задачи

(непосредственно  образовательная деятельность, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности взрослого и ребенка)

Ответственные

Область «Здоровье»

Валеологическоеобразование детей.

Оздоровительная направленность в развитии двигательной

активности.

Изучениесовременных здоровьесберегающих  технологий, литературы, опыта работы по данной проблеме.

Здоровьесберегающие технологии

1. Фитболгимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Стретчинг

4.Релаксация

Инструктор по физкультуре Иванова О.И.

Область «Физическая культура»

Физкультурно-оздоровительная работа.

Развитие детской двигательной активности

Область «Познание»

«Социализация»

«Художественное творчество»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

Организация кружковой деятельности по развитию двигательной активности детей

Цикл занятий дополнительного образования:

  • Фитбол – мяч здоровья

Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Обучить правильной посадке на фитболе.
Учить базовым положениям привыполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях).

Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

  • Страна мячей – чудесная страна

Развивать навык сохранения правильной осанки и тренировка равновесия и координации. Обучать детей игровым упражнениям  с фитболами и массажными мячами для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Обучить овладению разнообразными игровыми действиями с разными видами мячей.

  • Прыг – скок команда за здоровьем

Совершенствовать качество выполнения упражненийв равновесии.

Совершенствовать технику выполнения упражнений с мячами.

Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях.

Способствовать удовлетворению потребности в движении. Обогащать двигательно-игровой опыт детей играми соревновательного типа. Воспитывать проявление активности «чувства команды», умение ловко действовать в игровой ситуации. (Приложение 6)

4.С мячом играй – здоровье прибавляй

Развивать интерес к подвижным играм с разными видами мячей. (Приложение 5)

 Развивать координацию движений, ловкость, творчество в двигательных движениях;

Развивать точность и координацию движений, ориентировку в пространстве, укреплять мышечную систему.

Создавать устойчивоеположительное настроение.

Игры, беседы, игровые ситуации

1. Исследовательский мини - проект: «Чем полезендля здоровья мяч»(Приложение 7)

2. Игровое путешествие: «В гостях у доктора Айболита»

3. Игровые ситуации в ходе режимныхмоментов

4. Сюжетно – ролевая игра «На тренировке в спорткомплексе»

5. Дидактические игры по двигательной деятельности:«Замри», «Волшебный цветок», «Делаем зарядку», «Помоги Пете собраться на тренировку»

6. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Движение – это жизнь»

7. Просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни.

Инструктор по физкультуре

Иванова О.И.

Воспитатель Рыжкова Л.П.

Воспитатель

Щетинина А.Н.

Воспитатель Тулаева Т.М.

Область «Музыка»

Развитие музыкально – творческой деятельности в культурно – досуговой деятельности

Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей

в подвижных играх имитационного характера.

Спортивно - музыкальные досуги: «В стране мячей», «Царство музыки и спорта», «Зимняя сказка».

Формировать знания детей о пользе движений под музыку.Учить согласованному с музыкой выразительному выполнению упражнений, умение согласовывать ритм движений с музыкальным произведением.

Музыкальный руководитель

Козлова А.Н.

Инструктор по физкультуре

Иванова О.И.

Обеспечение системы контроля за ходом проекта.

Создание информационного банка: Проведение первичного и итогового мониторинга обследования детей на уровень развития физических качеств, уровень развития двигательной активности. Проведение мониторинга медицинского обследования осанки детей.

  Анкетирование родителей.

Инструктор по физкультуре

Иванова О.И.

Медицинская сестра

 Иванова С.Н.

Консультативно- информационная работа.

Взаимодействие с семьями

воспитанников детского сада.

1.Консультация для родителей: «Необычное физкультурное оборудование, как средство повышения двигательнойактивности детей»

2.Фотовыставка «Наш друг — волшебный мяч»

3.Тематические стенды: «Особенности развития ДА ребёнка в зависимости от возраста», «Подвижная игра – какосновной вид двигательной деятельности ребёнка», «Такие разные мячи».

4. Буклеты: «Фитбол – здоровье дошколят», «Игры с мячами для вашего ребёнка», «Гиподинамия – что это такое»

5. Картотека для родителей «Играем

 с детьми»

6. Сайт ДОУ: Страница «Детская Спортландия»

7.Газета для родителей «Движение

плюс здоровье»

8. ИТК: Мультимедиапрезентация «Фитбол – здоровье дошколят», «Мячи бывают разные», «Виды спорта».

видеоальманах «Вот как мы живём» - просмотр фрагментов двигательной деятельности в ДОУ

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Иванова О.И.

Взаимодействие с педагогами  детского сада.

Консультации:«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»,«Быть в движении –значит укреплять здоровье», «Изготовление нестандартного оборудования с целью повышения двигательной активности дошкольников»,«Оздоровление и игра с мячом», «Малоподвижный ребёнок и методы работы с ним»

Семинар-практикум «Подвижные игры с мячами как средство повышения двигательной активности»

Семинар-практикум «Организация режима двигательной активности дошкольников в летнее время»

Материально - техническое обеспечение

Оборудование в музыкально – спортивный зал:

- фитболы;

- маты;

- резиновые мячи разных размеров;

- коврики для профилактики плоскостопия;

- коврики для выполнения ОРУ;

- мягкие модули.

-массажные мячи

видео и аудиоматериалы

 Уголки здоровья в группах с традиционным и нетрадиционным оборудованием, картотеками игр ипиктограммами.

Заведующий, Завхоз

Инструктор по физкультуре

Воспитатели

Таким образом, основными направлениями реализации данного проекта являются:    

  • Реализация проекта по образовательным областям.
  • Обеспечение системы контроля за ходом проекта.
  • Поиск способов стимулирования как самостоятельной, так и организованной ДА.
  • Вовлечение семьи и педагогов в воспитание здоровьесберегающего мировоззрения и социального здоровья детей.
  • Обеспечение материально - технической базы и финансовой поддержки, способствующей реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Мотивация

Формирование мотивационной готовности к внедрению новых форм, методов и содержание деятельности.

Кадровые условия

Распределение функциональных обязанностей между участниками образовательного процесса.

Нормативно – правовое обеспечение

Утверждение проекта на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.

Финансовые условия

Спонсорская помощь. Помощь попечительского совета «Цветик-семицветик»

Материально- технические условия

Приобретение физкультурных пособий и оборудования: мячей, ковриков, мягких модулей. Аудио и видеоматериалов.

Научно - методическое обеспечение

Создание проекта: «Играй всегда, играй везде!». Разработка конспектов, сценариев, консультаций, семинаров - практикумов по темепроекта.

Управление качеством внедрения проекта

Мониторинг выполнения проекта.

Критерии эффективности:

  • Повышение степени удовлетворенности качеством оздоровительной работы со стороны различных субъектов образовательного процесса.
  • Снижение количества детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки. (Приложение 3)
  • Отсутствие случаев травматизма во время образовательного - воспитательного процесса.
  • Улучшение общего физического состояния детей старшего дошкольного возраста.

(Приложение 1)

  • Уменьшение числа детей, имеющих низкий уровень двигательной активности. (Приложение 2)
  • Увеличение количества детей старшего дошкольного возраста и родителей, ведущих здоровый образ жизни. Родители приобрели знания о том, что такое фитбол - гимнастика, фитбол – ритмика, какие подвижные игры с мячами можно организовать, какие упражнения можно выполнять,  используя разнообразие мячи.  (Приложение 4)

Риски и стратегия их устранения:

Риски

Стратегия их устранения

Увеличение числа лиц, вовлеченных в малоподвижный образ жизни, распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения за счет телефонного и виртуального.

Воспитание интереса у дошкольников к двигательной деятельности; привлечение детей и родителей к спортивным мероприятиям, организуемым в ДОУ, городе, стране.

Отсутствие положительного примера для воспитанников со стороны взрослых.

Знакомство со спортсменами нашей Республики, города, микрорайона. Показ фотографий, ознакомление с худ.

литературой. Привлечение родителей, воспитателей к участию в соревнованиях разного уровня.

Сокращение бесплатных спортивных секций, клубов, кружков вне образовательных учреждений, и их слабая материальная база.

Организация бесплатного кружка «Полезные мячи» в нашем ДОУ. Спонсорская помощь.

Увеличение количества детей дошкольного возраста с низким уровнем двигательной активности по результатам мониторинга.

Реализация мероприятий, направленных на увеличение двигательной активности дошкольников,  пропаганду здорового образа жизни.

Недостаточное  оснащение дошкольного учреждения  спортивным оборудованием.

Приобретение физкультурных пособий и оборудования: мячей, ковриков, мягких модулей. Аудио и видеоматериалов.

Недостаток или отсутствие знаний у педагогов и родителей о вреде малоподвижного образа жизни   и профилактики гиподинамии.

Системная работа по профилактике развития гиподинамии (как для детей, так и для педагогов, родителей).

Сопротивление инновациям педагогов, родителей

Просветительская работа и презентация положительных результатов.

Финансирование.

Презентация достижений для родителей и общественности с целью PR-акции.

Приложение№1

Результативность по основным направлениям работы:

Мониторинг обследования детей старшей группы  на уровень развития физических качеств на 2013 – 2014 учебный год

Выводы по результатам мониторинга уровня развития физических качеств и уровня двигательной активности:Мониторинг уровня развития физических качеств и наблюдение за двигательной активностью проводились с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20человек в течениидвух лет.

Результаты мониторинга, полученные до внедрения проекта, показали следующее:

  • Анализ диагностики физической подготовленности детей в группе  высокий уровень – 30%; средний - 40%; низкий уровень - 30%.
  • Наблюдение за двигательной активностью детей показали следующие результаты: высокий уровень - 15%; средний - 50%; низкий - 35%.  Не все умеют осуществлять контроль физической нагрузки, соответствующей реальным возможностям организма (особенно дети с высоким уровнем двигательной активности).

По результатам мониторинга проведённого в конце второго года можно увидеть улучшение результатов развитияфизических качеств и уровня двигательной активности.     Результаты мониторинга уровня физической подготовленности детей, занимающихся с фитболами, показали положительную динамику. Но мониторинг показал так же необходимость проведения дальнейшей работы с детьми с низкими показателями развитияфизических качеств.

  Предложить родителям консультации по развитию основных видов движений. Посоветовать посещение спортивных секций и кружков.

Приложение№3

Медицинский мониторинг

Сравнительная таблица заболеваемости ОРВИ

2012-2013 г.

Группа

Общее количество случаев

Количество случаев в месяц

на 1 ребенка

(средняя группа)

19

4,7

0,8

2013 -2014 г.

Группа

Общее количество случаев

Количество случаев в месяц

на 1 ребенка

(старшая  группа)

12

2,4

0,5

Выводы по результатам медицинского мониторинга:

Мониторинг медицинского обследования заболеваемости ОРВИ и обследования осанки проводился с детьми за период с 2012 – 2014 года с детьми  старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. По результатам мониторинга видно, что наблюдается положительная динамика. Уменьшилось количество случаев заболевания ОРВИ за данный период. Также можно увидеть, что в начале первого года использования данной методики требуется работа по укреплению мышечного корсета, созданию навыка правильной осанки. В начале года 3 человек из двадцати имели нарушения осанки.К концу второго года можно увидеть эффективность работы над данной проблемой. Количество детей с нарушением осанки уменьшилось и составило один человек.Все дети овладели навыком сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

   Дать рекомендации родителям о посещении занятий ЛФК, предложить комплексы упражнений с фитболами для дальнейших занятий дома совместно с детьми.

Приложение 4:

Социологический мониторинг

Мониторинг анкетирования родителей:

Выводы по результатам мониторинга анкетирования родителей: Мониторинг анкетирования проводился с родителями в количестве двадцать человек, с целью выявить знания родителей о фитбол – гимнастике, о пользе упражнений и подвижных игрс разными видами мячей.  По результатам мониторинга видно, недостаточную информированность по теме, а именно: что в начале года родители имели недостаточные знания о том, что такое фитбол - гимнастика, фитбол – ритмика, какие подвижные игры можно организовать, какие упражнения можно выполнять,  используя мячи. Родители имеют приблизительное представление о том, какие виды движений    должны быть освоены детьми в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие у некоторого числа родителей потребности в здоровом образе жизни. В совместной игровой деятельности с детьми редко проявляют инициативу. Преобладает дефицит общения с детьми.

В течение двух лет проводилась работа по ознакомлению родителей с данными видами деятельности. Знания о фитбол – гимнастике,о подвижных играх с использованием мячей, как о методе повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста приобрели все родители. Родители заинтересованы в занятиях с использованием мячей.

Приложение№ 5

Подвижные игры с фитболами.

Игры с фитболами для детей старшего дошкольного возраста.

1. «Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом когда все дети прокатят мяч.

2. «Попади мячом в цель» прокатывать или бросать мяч в горизонтальную цель.

3. «Докати мяч» катить мяч до цели ногами или руками.

4. «Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя,  стоя на коленях,  стоя на четвереньках.

5. «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.

6. «Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.

7. «Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах.  Водящий - «Садовник» ловит детей –«Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные дети садятся на скамейку.

8. «Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе.

9. «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.

10. «Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.

Игры с фитболами для детей старшего дошкольного возраста.

1. «Пятнашки сидя» - сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.

2. «Пятнашки в беге» - условия игры те же, но играющие передвигаются по залу бегом, перекатывая фитбол руками.

3. «Пятнашки мячом» - водящий с фитболом, остальные дети без мячей убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу.

4. «Третий лишний» - играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу; на одном мяче сидит одновременно два игрока. По команде преподавателя один из играющих без мяча догоняет другого играющего без мяча за кругом. Убегающий занимает место у любого мяча, при этом третий игрок становится «лишним» и убегает от догоняющего.

5.«Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.

6. «Бой петухов» - два играющих сидят на фитболах напротив друг друга. Цель игры – столкнуть соперника с мяча.

7. «Паровозик» - Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он “везёт” ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками.

8. «Гусеница»

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно.

9.«Быстрый и ловкий»

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

Приложение№ 6

Конспект занятия дополнительного образования « Сказочный поход»

Оздоровительные задачи:

 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, ритмики;

Формирование правильной осанки.

Образовательные задачи:

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;       создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

Воспитательные задачи:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни; потребность в физических упражнениях и  играх;

Воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности.

Ход занятия

По залу разложены фитболы и массажные мячики. Дети заходят в зал и строятся в одну шеренгу.

Инструктор по физкультуре рассказывает сказку: «Вчера утром я зашла в зал и увидела, что все мячи раскатились по залу. Я не придала этому значения, собрала мячи и разложила по местам, а сегодня увидела то же самое. Я не стала собирать мячи, а спряталась и услышала такой разговор: спорили мячи между собой, кто из них полезнее для здоровья фитболы или массажные мячи. Оказывается, они так  сорились, что даже попадали со своих мест. А как вы думаете, ребята, какие мячи полезнее для здоровья? Чтобы решить этот вопрос, мячи предлагают нам отправиться в сказочный поход и даже приготовили для нас карту с маршрутом. Давайте рассмотрим её. (Рассматриваем вместе с детьми карту). Теперь мы знаем наш путь.

1 пункт « Набраться сил» - комплекс кинезеологической гимнастики. (Каждое упражнение выполняется по 20 секунд).

«Ребята, займите свои места на волшебных коврах-самолётах и отправимся в путь. А пока летим, выполним гимнастику, которая поможет нам сконцентрировать внимание, улучшить память».

1) «Глазки» Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала.

Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Посмотреть направо, затем налево.        

2) «Качание головой» Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

3) «Поворот» Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

4) «Ладошки» Мы ладошки разотрём, силу пальчикам вернём.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки.

5) «Полёт» Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим.

Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза и представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

6) «Кивки» Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд – назад.

7) «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».

Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища.

2 пункт «Улыбка» - музыкально-ритмический комплекс с фитболами.

3 пункт «Пройди препятствия» - выполнение основных видов движений.

1) «Проползи по туннелю!» - проползти на ладонях и коленях по туннелю (модули)

2) «Не урони!» - Перепрыгнуть через мягкое бревно, положенное на два кубика (модули) - высота 20 см

После преодоления препятствий дети берут стулья и садятся по кругу у каждого в руках массажный мяч.

4 пункт «Здоровые ножки и ручки» - Комплекс упражнений с элементами массажа для рук и ног. (Каждое упражнение в течение 1 минуты).

1)Катание мяча в ладонях, массируя каждый пальчик.

Дети массируют пальцы, произнося стихи. Инструктор даёт информацию, для чего мы массируем тот или иной палец:

- Большой – чтобы не болела голова;

- Указательный – чтобы дыхание было ровным;

- Средний – для хорошей работы желудка;

- Безымянный – чтобы хорошо работали все внутренние органы;

- Мизинец – чтобы улучшить работу сердца.

2) Прокатывание мяча по рукам, поочерёдно.

3) Катание мяча поочерёдно правой и левой ногой.

4) Прокатывание мяча по ногам поочерёдно.

«Вот так через наши ладошки и пальчики мы воздействуем на все наши органы! Массаж такой полезно делать ежедневно, и тогда никакие болезни нам не страшны!»

5 пункт «Сказочные эстафеты»

1) «Конёк – горбунок»

Каждый участник эстафеты изображает Конька-Горбунка. Участник сгибается в поясе, берёт мяч и кладёт его к себе на спину, придерживая руками. Во время бега Конёк-Горбунок должен преодолеть препятствия, обежать обручи. Всё это нужно сделать быстро, и не теряя при этом мяч за спиной.

2) «Незнайка на воздушном шаре»

В руке ребёнка воздушный шар. В корзине балласт: кубики. Количество кубиков на один меньше количества участников команды. Первый участник берёт в руку воздушный шарик, в другую руку кубик. Старт. С кубиком и шариком игрок бежит к линии  финиша, где стоит вторая корзина. Добежав, игрок выкладывает в корзину кубик. Вернувшись к команде, он отдаёт шарик следующему участнику. Тот проделывает то же самое. Последний участник должен принести собранные  в корзину кубики.

3) «Ядро  Барона Мюнхаузена»

Ядром у нас будет фитбол. Участники должны оседлать ядро и преодолеть путь до стойки и обратно.

«Ребята, мы померили наши мячики, я предлагаю вам  потанцевать»

Спортивный танец с султанчиками.

Вот и закончился наш сказочный поход, пора возвращаться обратно. Нас уже ждут волшебные ковры – самолёты.

Под музыкальное и речевое сопровождение релаксация «Сказка»

Мы помашем крыльями,

Мы как будто птицы.

А когда уснём мы,

Сказка нам приснится.

Шар приснится голубой

И мишутка маленький,

Фантастический герой

И цветочек аленький.

У ребяток глазки закрываются,

Все чудесно расслабляются…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Подведение итогов.

Приложение№ 7

Совместный с детьми исследовательский мини - проект «Чем полезны мячи»

Актуальность

В нашем спортивном зале очень много разного оборудования – это обручи, скакалки, гимнастические палки, степы, маты и многое другое, но больше всего детям нравиться играть с мячами. На вопрос, для чего человеку нужен мяч, дети наперебой отвечали: чтобы бросать его, катать, играть в игры, например, в футбол, делать упражнения, прыгать на мяче и тому подобное. Но вопрос, как же все эти действия с мячами влияют на наше здоровье, вызвал у ребят затруднение. Поэтому мы решили это узнать.

Цель данного проекта – выяснить, как мячи влияют на здоровье человека.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Расширить знания детей о разнообразии мячей.

Уточнить знания детей о строении тела человека, о влиянии мячей на разные группы мышц.

Научить детей самостоятельно составлять комплексы упражнений с мячом на разные группы мышц.

Развивать познавательные навыки детей.

Формировать у детей четкую последовательность решения определенной проблемы.

Тип проекта:

•        по количеству участников: подгрупповой (8 человек);

•        по направленности: познавательно - оздоровительный;

•        по приоритету метода: творческий;

•        по продолжительности: краткосрочный (с 25 февраля  по 17 марта)

ЭТАП

ПРОЕКТА

СРОК

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ЦЕЛЬ

1.Обсуждение с детьми темы проекта

25 февраля

Беседа «Какие мячи есть в спортивном зале»

Познакомить детей с разнообразием мячей и действиями с ними.

26 февраля

Рассматривание макета строения тела человека

Дать представление о мышцах человека и их значении.

2. Копилка

25 февраля по 1 марта

Сбор иллюстраций, стихов, фото  разных по назначению и размерам мячей и действие человека с ними

Создать копилку «Какие части тела развивают разные мячи»

3. Картотека

4 марта

Упорядочить собранный материал по принципу: части тела и мячи, которые их развивают.

Формировать представления детей о том, что разные по размеру и назначению мячи могут развивать разные мышцы человека.

4. Продукт

11 марта

Составление коллажа, карточек с упражнениями с мячом для разных групп мышц.

Выставка рисунков «Чем полезны мячи»

5.Презентация

17 марта

«Полезные мячи»

Предоставить возможность детям самостоятельно рассказать о проекте.

Реализация проекта

Описание

1. На первом этапе работы, мы с детьми выяснили, какие мячи есть в спортивном зале и их назначение, т.е. какие действия с разными мячами можно производить, например: бросать, играть в футбол, катать, лежать на мяче, сжимать и т.д. Затем рассмотрели макет человека, ребята получили представление о мышцах и их значении для здоровья: мышцы должны быть крепкими и упругими, чтобы хорошо держать осанку, трудиться, танцевать, ходить, бегать и т.д. Мышцы нужно укреплять и развивать с помощью разных упражнений с мячом.

2. На втором этапе была собрана копилка с картинками разных мячей и действий с ними человека.

3. На третьем этапе весь собранный материал был упорядочен по принципу: а)Вляние мяча на разные части тела  б) мячи, которые их развивают.

4. На четвёртом этапе ребята познакомились с  упражнениями с разными мячами, на разные группы мышц и дали им названия.

5. Затем провели презентацию для детей старших групп.

Для презентации использовали куб, на сторонах которого были изображены разные мячи, с которыми мы придумали упражнения.

Ребята подбрасывали куб, и с тем мячом, который выпадал, показывали упражнения. Приглашенные не только смотрели, они и участвовали в презентации: выполняли упражнения по карточкам

Выводы:

В результате проделанной работы цель достигнута: ребята могут рассказать и показать, какие упражнения с мячом укрепляют и развивают мышцы человека. Карточки с упражнениями дети используют как на физкультурных занятиях, так и в свободной деятельности. Родители принимали в проекте непосредственное участие: ими были найдены картинки с изображением мячей и действий  человека с ними, а также они принимали участие в подготовке детей к презентации проекта. Особых трудностей и проблем в ходе реализации проекта не было. Отношение к проекту положительное, такая форма работы с детьми является наиболее действенной, у детей формируется осознанное отношение к своему здоровью.

СЦЕНАРИЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

«Чем полезны мячи»

1 ребенок.

Загадаем вам загадку,

Но один лишь только раз.

Кто быстрее отгадает

О чем сейчас пойдет рассказ.

2 ребенок.

Его бьют, а он не плачет

Веселее только скачет.

Дети. Мяч!

Ведущий. Правильно ребята, сегодня речь пойдет о мяче. И дети группы «Теремок» расскажут вам …

Дети все вместе:  Для чего нужны мячи.

3 ребенок. В нашем спортивном зале очень много мячей: массажные, резиновые, средние, большие, маленькие, футбольный мяч, фитболы и другие. И мы решили выяснить, для чего человеку столько много разных мячей и как они помогают ему быть здоровым.

1 ребенок. Сначала мы рассмотрели макет человека и узнали, что прыгать, бегать, ходить прямо, держать красиво спину, бросать мячи  помогают человеку мышцы. Мышцы у человека есть везде: на пальцах, руках, ногах, ступнях, туловище, шее. Мышцы нужно укреплять и развивать.

2 ребенок. Затем мы стали собирать копилку, куда складывали вырезанные картинки с изображением мячей и действий с мячами  человека.

3 ребенок. После этого мы разложили картинки так, чтобы было понятно, какой мяч какие мышцы человека развивает и укрепляет.

1 ребенок. После проделанной работы мы создали модель. Эта модель показывает, какие мышцы человека какие мячи развивают и укрепляют.

Например: массажный мяч укрепляет мелкую  мускулатуру рук, ног, туловища, осуществляет массаж кистей, стоп и пальцев. Фитбол  –  укрепляет мышцы ног и туловища, маленький резиновый мяч – развивает мелкую моторику  пальцев и рук и т.д.

2 ребенок. А потом мы придумали упражнения с разными мячами и нарисовали  их на карточках. Что у нас получилось, мы вам сейчас покажем.

Для показа упражнений используем куб, на каждой стороне которого изображен мяч. Куб бросаем, какой мяч выпал, с тем мячом и показываем упражнения, при этом проговаривая название упражнения и на какие мышцы тела человека это упражнение направлено. Для показа также используем и карточки.

Ведущий:

Чтобы крепла мускулатура

И болезни нипочем.

Вы, ребята, выполняйте

Упражнения с мячом.

Спасибо за внимание, счастливо, до свидания!

Заключение.

Предлагаемый нами проект представляет собой программный материалдополнительного образования, нацеленный, прежде всего на воспитание здорового образа жизни и сохранение здоровья, повышение уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя элементы фитболгимнастики и различные виды мячей в подвижных играх.Мячи, своим разнообразием и влиянием на разные группы мышц, позволяют рационально распределить и разнообразить двигательную активность детей в течение дня. Дошкольники  получают приятные эмоции от общения с мячами, от победы над своим неумением, от понимания того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья. В заключение хотелось бы отметить, что эффективность оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не толькоорганизатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером.

Проект не решит вопросов сразу – это только первоначальный этап. Достигнув положительных результатов, авторы намерены продолжить работу по данной тематике.

Библиография:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - синтез, 2011

2. Береснева З.И. Здоровый малыш – Программа оздоровления детей в ДОУ – Москва: Изд. Творческий центр, 2004.

3. Голицинына Н.С., Бухарова Е.Е.  Физкультурный калейдоскоп для дошкольников- М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2006.

4. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост.А.В. Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1988.

5.  Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия “Вместе с детьми”)

6.  Потапчук А.А, Овчинникова Т.С. Двигательныйигротреннинг для дошкольников. Санкт-Петербург, издательство “Речь”, 2003 год

7. Пензулаева Л.И. Подвижные игры для детей дошкольного возраста (3 – 5 лет). – М.: Гуманитизд. центр ВЛАДОС, 2003.

8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.

9. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.

10.Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка.
Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста. - Научно – методический журнал №2 2006 год  Российской Академии Образования Г. Н. Голубева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в рамках образовательной области «Здоровье» в подготовительной группе «Волшебные мячи здоровья»

Формировать у детей понятие- «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности;привлечь детей к активному участию в спортивных соревнованиях....

День здоровья "Волшебные мячи здоровья"

Сценарий спортивного дня здоровья...

"С мячом играем-здоровье укрепляем"

конспект НОД в старшей группе на тему "С мячом играем-здоровье укрепляем"Цель: Научить владению мяча...

С мячами играем-здоровье укрепляем (технологическая карта занятия)

В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть их составляют дети 5-7 лет, неовладевшие в нормативные сроки звуковой культурой ре...

Физкультурный досуг с мячом в подготовительной к школе группе « С мячом играем - здоровье укрепляем!»

Физкультурный досуг с мячом в подготовительной к школе группе  « С мячом играем - здоровье укрепляем!» Цель: Пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта. За...

Досуг "С мячом играем - здоровье укрепляем!"

Актуальность:  Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие &mdash...

Проект по физическому воспитанию "Мячи разные, мячи прекрасные, в них сейчас ты поиграй и здоровье получай!"

АннотацияПроект «Мячи разные, мячи прекрасные. С ними ты сейчас играй, и здоровье получай» может быть реализован в ДОУ с детьми 4-7 лет.Проект представляет основные направления работы по о...