Методическое пособие
методическая разработка (младшая группа) по теме

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ

 

 

 

(СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного всестороннего развития и является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

 Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

 Сенсорное воспитание – целенаправленная специально организованная деятельность, цель которой приобщение детей к сенсорной культуре, формирование рациональных способов чувственного познания. Направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их свойства и отношения; формирование рациональных способов чувственного познания, развития сенсорных способностей.  

А. В. Запорожец ввел понятие сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Эталоны формы – геометрические фигуры, эталоны цвета – 7 цветов спектра и их оттенки, эталонами величины являются метрические системы мер (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий…). Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, не заканчивающийся в раннем детстве. Усвоить сенсорный эталон – это значит использовать его в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Таким образом, основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия.

 Дидактические игры и игрушки являются основными средствами обучения в раннем возрасте. В этих играх ребенок манипулирует предметами, соотносит их по цвету, форме, размеру, знакомится с их внутренним устройством. И поэтому я постаралась создать условия для данных игр.

 Для этого необходимо следующее:

 • Ребенок должен чувствовать, что его любят таким, какой он есть, ребенок должен свободно проявлять свои желания и интересы;

 • Необходимо предоставить ребенку возможность свободно брать игрушки и действовать с ними;

 • Необходимо поощрять самостоятельность и любознательность ребенка;

 • Необходимо постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, форму и размер предметов.

 

 

СЕНТЯБРЬ

1.Разноцветные пирамидки

ЦЕЛЬ: познакомить детей со сборно-разборной игрушкой-пирамидкой. Учить их выполнять простые действия (снимать и нанизывать кольца); обращать внимание на величину колец. Формировать умение правильно ориентироваться на слова» большое колечко, маленькое колечко».

2.Игрушка-матрешка

ЦЕЛЬ: учить детей действовать со сборно-разборными игрушками состоящих из двух одинаковых и взаимосвязанных частей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить детей с уголком ряженья.

ОКТЯБРЬ

1.Знакомство с красным цветом. Д/И. «Чудесный мешочек»(с овощами на определение цвета)

ЦЕЛЬ: уточнить представления детей о характерных признаках некоторых овощей (морковь красная, крепкая, сладкая; луковица гладкая, круглая). Учить узнавать овощи на ощупь, учить обследовательским действиям: погладить, попробовать, надавить. Активизировать употребление слов, определяющих признаки овощей: круглая, гладкая, сладкая.

2.Знакомство с  желтым цветом. Д/И. «Найди листок, как у меня»

ЦЕЛЬ: рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением осени; учить различать два цвета красный и желтый; учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

3.Знакомство с зеленым цветом. Д/И. «Какой мяч больше»

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей правильно ориентироваться на слова «большой маленький», закрепить название цветов (красный, желтый), учить детей по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

4.Знакомство с синим цветом. Д/И. «Найди свой дом»

ЦЕЛЬ: показать детям иллюстрации с изображением домов, рассмотреть крыши домов, они разноцветные. Учить детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, различие цветов производиться только глазами, на расстоянии, что позволяет ребенку отвлекаться от других свойств, сравниваемых предметов. Закрепить название цветов(красный, желтый, зеленый).

НОЯБРЬ

1.Упр.  «Что за форма?» (прокатывание шариков в ворота).

ЦЕЛЬ: учить детей различать и называть геометрические формы: шарик, кубик, в разнообразной обстановке: по определению(что это), среди нескольких других, разных по названию и цвету. Закреплять цвет предмета.

2.Д/И «Какой это формы » («Чудесный мешочек» (на определение формы и цвета))

ЦЕЛЬ: Учить детей выбирать предметы на ощупь по зрительно-вспомогательному образцу и чередовать их по форме. Закрепить цвет предмета.

3.Упр.  «Сбор урожая» (размещение грибков двух цветов (цвет и форма)).

ЦЕЛЬ: учить детей сопоставлять по цвету разнородные предметы, закреплять умение группировать разнородные предметы по форме.

4.Д/И «Спрячь мышку» (соотнесение предметов 2-х заданных цветов при выборе из четырех).

ЦЕЛЬ: учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных; закреплять умение детей группировать предметы по цвету.

ДЕКАБРЬ

1.Д/И «Курочка и цыплята» (цветовое обозначение предметов).

ЦЕЛЬ: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

2.Д/И «Поручения»

ЦЕЛЬ: Учить детей различать и называть игрушки, а так же выделять их основные признаки (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствования понимания речи.

 

 

 

3.Д/И «Разноцветные поляны»

ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о четырех цветах(синий, красный, желтый, зеленый), учить детей выделять цвета отвлекаясь от других признаков предмета.

4.Д/И «Зажжем на елке огни»

ЦЕЛЬ: учить детей группировать предметы по цвету, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Закреплять цвет предмета.

ЯНВАРЬ

1.Д/И «Найди такую же» (круг, квадрат)

ЦЕЛЬ: познакомить детей с кругом и квадратом; учить детей находить предмет по образцу; закрепить знания детей о цвете.

2.Д/И «Домик и флажки»(треугольник, квадрат).

ЦЕЛЬ: познакомить детей с треугольником. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

3.Д/И «Найди пару»

ЦЕЛЬ: учить детей рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), формировать у детей целенаправленное зрительное восприятие формы, находить предмет по образцу, продолжать закреплять цвет предмета.

ФЕВРАЛЬ

1.Д/И «Разноцветные ленточки» (длинный, короткий).

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине(больше, меньше; длиннее, короче), развивать способности группировать предметы по цвету, формировать умение детей действовать с предметами в соответствии с указаниями взрослого. Учить приему накладывания друг на друга.

2.Д/И «В гости к кукле Кате»

ЦЕЛЬ: продолжать вырабатывать умения самостоятельно узнавать цвета: красный, синий, желтый, зеленый; развивать зрительное внимание детей. Уточнить представления детей – длиннее, короче; побуждать их использовать эти слова в речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

3.Д/И «Кукла Катя угощает гостей»

ЦЕЛЬ: учить группировать предметы по форме, закрепить знания детей о геометрических формах. Воспитывать желание прийти на помощь.

4.Д/И «Домик куклы Кати»

ЦЕЛЬ: учить детей группировать предметы по цвету, закрепить цвет предмета, форму. Учить детей из палочек строить лесенку. Воспитывать желание помочь друзьям.

МАРТ

1.Д/И «Самое-самое вкусное»

ЦЕЛЬ: учить детей различать и называть вкусовые свойства предметов, закреплять умения самостоятельно выбирать предметы определенного цвета, формы. Воспитывать заботливое отношение  к животным.

2.Д/И «Кукла Катя в цирке»

ЦЕЛЬ: учить детей из геометрических фигур выкладывать Петушка, закреплять цвет предмета, находить недостающий предмет; воспитывать желание оказывать помощь.

3.Д/И «Что нам привез Мишутка»

ЦЕЛЬ: учить детей на ощупь узнавать предмет и называть его, закрепить знания о форме, величине и цвете.

4.Д/И «Любимая игрушка»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о цвете, умение детей нанизывать кольца пирамидки в нужной последовательности.

АПРЕЛЬ

1.Д/И «Цвет и форма»

ЦЕЛЬ: закреплять с детьми умение группировать по цвету разнородные предметы; формировать целенаправленное зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), воспитывать у малышей положительное отношение к занятиям.

2.Д/И «Мои друзья»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о цвете, форме; умение создавать узор из геометрических фигур. Воспитывать желание заботиться о друзьях.

3.Д/И «На прогулке с куклой Катей»

ЦЕЛЬ: учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова один, много; закрепить цвет, величину предмета; пространственные отношения.

4.Д/И «Высоко-низко»

ЦЕЛЬ: формировать у детей пространственные представления(высоко-низко); побуждать детей использовать в речи соответствующие слова.

МАЙ

1.Д/И «В гости к Солнцу»

ЦЕЛЬ: создать условия для проявления детей умений и знаний в различных ситуациях; развивать наблюдательность, речь; закрепить понятия «заботиться» , «помочь»; выявить знания о диких и домашних животных и их детенышах. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, доброту.

2.Д/И «Закрой окошко»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о геометрических фигурах и цвете.

3.Д/И «Что понравилось – возьми принеси»

ЦЕЛЬ: закреплять умения детей правильно и самостоятельно выбирать предмет и называть его.

4.Д/И «Чей коврик лучше»

ЦЕЛЬ: продолжать развивать у детей зрительное восприятие формы плоскостных фигур-круга, треугольника, квадрата.

         В конце года можно провести следующие игры на выявление уровней развития различных видов сенсорного восприятия.

 

Игра – диагностика

 «Большие и маленькие».

 Цель: выявить уровень развития восприятия величины.

 Оборудование: набор геометрических фигур (большие и маленькие).

 Инструкция: «Покажи мне большие фигуры и маленькие».

 Анализ: справился с заданием – высокий уровень,

 не справился с заданием – низкий уровень.

 

Игра – диагностика

 «Вырастим елочку».

 Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по высоте.

 Оборудование: два домика – высокий и низкий; две елочки – высокая и низкая.

 Ход: у высокого домика вырастить высокую елочку, у низкого – низкую. Спросить какая елочка выросла у каждого домика.

 Анализ:

 не справился с заданием – низкий уровень,

 справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

 самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

 

Игра – диагностика

 «Река и ручеек»

 Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по ширине.

 Оборудование: широкая и узкая полоска бумаги синего цвета одинаковой длины, а также кораблик и лодочка.

 Ход: поставь кораблик на широкую полоску, а лодочку на узкую. По какой полоске плывет кораблик, а по какой лодочка?

 Анализ: не справился с заданием – низкий уровень,

 справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

 самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

 

 

Игра – диагностика

 «Геометрическое лото»

 Цель: выявить уровень развития восприятия формы.

 Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и по 5 карточек с изображением предметов различной формы: (круглой – мяч, яблоко, арбуз; квадратной – кубик, платок, флаг…).

 Инструкция: «Найди предмет такой же формы».

 Анализ: 0-1 форма – низкий уровень

 2-3 формы – средний уровень

 4-5 формы – высокий уровень.

 

Игра – диагностика

 «Много – мало и один»

 Цель: выявить умеют ли дети различать понятия: много, мало, один.

 Оборудование: 6 машинок, 3 елочки, 1 мячик.

 Ход: скажи мне, сколько каких игрушек у меня на столе?

 Анализ: не справился – низкий уровень;

 справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

 самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

 

Игра – диагностика

 «Построй дорожку»

 Цель: выявить уровень восприятия величины.

 Оборудование: конструктор «Лего», игрушка зайчик, медвежонок.

 Ход: сделай дорожку любой длины, а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей. На длинную дорожку поставь медвежонка, на короткую – зайчика. Кто по какой дорожке идет?

 Анализ: не справился – низкий уровень;

 справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

 самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...