Педсовет по приобщению детей к чтению
методическая разработка по теме

Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка, как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребёнком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологичес- ком развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Педсовет по приобщению детей к чтению

             Ход педсовета:

             ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЭРУДИТ»

Педагоги делятся на две команды (каждая располагается за отдельным столом).

  1. Представление команд: название, девиз, эмблема.

  1. Задание: Определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача. (Составлена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).

-Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая, книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным.     (В средней группе.)

-Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.                           (В первой младшей группе).

-Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.            (Во второй младшей группе.)

-Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.        (В подг. к школе группе.)

-Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку  литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.                                                        (В старшей группе.)

  1. Задание капитанам команд: прочитать выразительно отрывок из рассказа Б. Житкова «Дым», «На льдине».

  1. Игра «Волшебный сундучок».                                              Старший воспитатель вынимает из сундучка разнообразные предметы и предлагает назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Например: яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок»), ложка («Три медведя», «Сладкая каша»), кот («Кот, петух и лиса», «Кот в сапогах», «Кто сказал «мяу»?»), горошина («Принцесса на горошине»), яблоко («Гуси-лебеди», «Хаврошечка») и т.д.

  1. Отгадайте загадки – назовите героев сказок.                                   Раз зимою баба с дедом                                                    Внучку сделали из снега.                                                    Жаль, друзья, что сказка эта                                                     Продолжалась лишь до лета. (Снегурочка)                                     Парень слез с любимой печки,                                              За водой поплёлся к речке.                                                       Щуку в проруби поймал                                                       И с тех пор забот не знал. (Емеля)                                         Мальчик в джунглях очутился                                                    И с волками подружился,                                                       И с медведем, и с пантерой.                                                  Вырос сильным он и смелым. (Маугли)                                                  Больных зверей он исцелил                                                          И Бармалея победил. (Айболит)                                                 Отыскала мама дочку

          В распустившемся цветочке. (Дюймовочка)                                              Шныряет по городу злая старушка,                                                   А в сумке сидит её злая подружка. (Шапокляк)                                        Нравом зол, цветом сер,                                                            Шестерых козлят он съел. (Волк)                                                  Плутовка пела под окошком:                                                       -Я угощу тебя горошком!                                                           Поверил песням петушок                                                           И сразу угодил в мешок. (Лиса)

«Узнайте сказку».

Старший воспитатель рассказывает о сказке, не называя действующих лиц, названия, сюжета, так чтобы педагоги догадались, о каком произведении идёт речь.                             1. Путём неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропало из вида этой госпожи, а затем – вообще с лица земли, чему способствовала особа, наделённая умом и льстивым голосом. (Сказка «Колобок»).                                                    2. В ненастье всем плохо, особенно тем, кто не пьёт чай в тёплом домике… Эта история произошла дождливым летним днём, хотя, вполне вероятно, что и осенним… Красивый, скорее всего, белый появился в лесу. Был он крошкой. Многих существ спас он от … не будем говорить от чего. От беды, допустим. В конце этой истории крошка стал дедушкой-вели- каном. Ну и победила, конечно же, дружба! (В.Сутеев «Под грибом»).                                                                3. Жили-были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, явился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса. (Ш.Перро «Красная Шапочка».)

Отрывок из рассказа Б. Житкова «Дым»

        «И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул:

-А ну, посчитайте, все ли?

Одного жильца не хватало.

И мужчина закричал:

-Петька-то наш в комнате остался!

Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошёл в комнату.

В комнате огня ещё не было, но было полно дыму.

Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:

-Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос!

Но никто не отвечал.

Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушёл. Тогда старший пожарный рассердился:

-А где Петька?

-Я все стены обшарил, - сказал человек.

-Давай маску! - крикнул старший.

Человек начал снимать маску. Старший видит – потолок уже горит. Ждать некогда».

Отрывок из рассказа Б. Житкова «На льдине»

Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтобы было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

-Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

-Почему вас качает? – закричал Володя.

А отец крикнул:

-Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

-Оторвало! Оторвало!

А кто-то крикнул:

-Пропали!

Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить.

       Игра «Подарок».

Старший воспитатель. Вы любите дарить и принимать подарки? (Да.) Сегодня вы добрые волшебники. Посмотрите внимательно на человека, стоящего справа от вас. Попробуйте угадать, что он мечтает получить в подарок. Протяните ему руку и скажите, что бы вы хотели ему подарить. А тот, кто мечтает получить подарок, пусть от всей души поблагодарит волшебника.

(Участники образуют круг, поочерёдно пожимают друг другу руки и говорят, что они готовы друг другу подарить.)

Затем все садятся за столы.

Старший воспитатель. Скажите, а что было приятнее - дарить или получать подарки? (Ответы участников). Все знают высказывание «Книга – лучший подарок». Но как мало среди нас волшебников, которые считают книгу желанным подарком.

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, кото- рые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЛИТЕРАТУРОЙ

        

        

   Метод

           Приёмы

Словесный

-Чтение произведений,

-Вопросы к детям по содержанию произведений,

-Пересказ произведения,

-Заучивание наизусть,

-Выразительное чтение,

-Беседа по произведению,

-Прослушивание грамзаписи.

Практический

-Элементы инсценировки,

-Игры-драматизации,

-Дидактические игры,

-Театрализованные игры,

-Использование разных видов театра,,

-Игровая деятельность.

Наглядный

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек,

-Элементы инсценировки,

-Движение пальцами, руками.

-Схемы,

-Алгоритмы,

-Просмотр видеофильмов, диафильмов,

-Оформление выставки.

Основные требования к оформлению книжных уголков

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

-рациональное размещение в группе,

-соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей,

-соответствие интересам детей,

-постоянная сменяемость,

-эстетическое оформление,

-востребованность.

Практическая часть. Педагогам отобрать из предложенных книг те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе.

Формы работы по приобщению детей к чтению

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее не так просто найти интересные формы работы с детьми в этом направлении.

Традиционным является оформление уголков чтения  в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

Ещё одна форма – оформление тематических выставок, посвящён- ных творчеству писателей. Для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Так, например, можно оформить экспозиции, посвящённые К.И. Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л. Барто, Е.И. Чарушину, С.Я. Марша- ку, уральским писателям Д.Н. Мамину-Сибиряку, Е.А. Пермяку.

Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, например, детям интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети должны знать, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так в ДОУ можно организовать такие выставки, как «Наши любимые книги», «По страницам сказок2, «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принимать активное участие дети всех возрастов и их родители.

Следующая форма работы – создание детьми книг-самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать её самому. Книги можно составить по произведениям детских писателей или придумать самим.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них могут принести в детский сад свои книги, альбомы. Таким образом, дети смогли бы увидеть очень старые экземпляры книг, книги-малютки или наоборот, книги-великаны, альбомы, посвящённые технике, моде, спорту, которые начали собирать ещё их родители. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.

Ещё одной формой приобщения детей к книгам является посеще- ние деткой библиотеки.

Главный результат работы по приобщению детей к книге  в том, что, несмотря на засилье видеотехники, дети не потеряют интереса к книге: они будут её любить, читать, рассматривать, обменивать- ся своими впечатлениями, с удовольствием посещать библиотеку.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ

       ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ

Всё дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребёнка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребёнку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка, как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребёнком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологичес- ком развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной цели – воспитанию настоящего читателя. Эта цель достигается благодаря использованию таких форм сотрудничества с родителями, как индивидуальные консульта- ции, семинары-практикумы по вопросам приобщения детей к чтению.

В течение учебного года педагогам необходимо уделять большое внимание тому, как в семье решается задача приобщения ребёнка к книге. Воспитатели групп могут обратится к родителям с просьбой принести любимые книжки для того, чтобы почитать её вместе со всеми, рассмотреть иллюстрации, обсудить произведение.

В уголок для родителей можно положить несколько папок, посвящённых чтению. Первая содержит материалы о детских поэтах, писателях, иллюстраторах, об интересных книгах и новинках. Название второй папки «Не читайте эти книги» говорит само за себя.

Важной формой работы с родителями по приобщению детей к чтению является семинар-практикум. Он проводится для родителей воспитанников в возрасте от одного года до трёх лет и проходит в форме беседы с периодичностью один раз в три месяца. На семинаре рассматриваются и обсуждаются разные вопросы, посвящённые детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы, составлении перечня детских книг и других проблемах.

В течение года в группе можно организовать фотовыставки, например «Почитай мне, мамочка!», «Моя любимая книжка», «Мы знакомимся с литературой» «Наша любимая библиотека».

Совместная работа педагогов и родителей приведёт к проявлению стойкого интереса малышей к литературе: дети с удовольствием и вниманием будут слушать чтение книжек в группе, просить читать им дома, самостоятельно брать книги в книжном уголке и рассматривать иллюстрации, «читать» своим игрушкам.

 Д И А Г Н О С Т И К А

Тема: «Наличие у детей интереса к художественной     литературе».

Цель: Выявить уровень соответствия знаний, умений, навыков детей программным требованиям.

Время проведения:

Группа: старшая.

Диагностику проводил: ст.воспитатель

Вопросы, подлежащие проверке:

1.Назови литературный жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение, загадка и др.).

2.Прочитай наизусть любое стихотворение.

3.Расскажи сказку, которая тебе очень нравится.

4.Перескажи рассказ (Л.Толстой «Находка»).

5.Разложи картинки по порядку следования сюжета сказки.

6.Определи несоответствие в рисунках (отсутствие персонажа в знакомой сказке, наличие чужого персонажа).

7.Отгадай загадки про сказки, найди картинки к ним.

        Результаты диагностического обследования

Ответы детей оценивались по 3-х бальной системе:

3 балла – получает ребёнок, который правильно ответил на вопрос (высокий уровень),

2 балла – сделал 1-2 ошибки (средний уровень),

1 балл – неправильно ответил, сделал более 2-х ошибок, не ответил на вопрос (низкий уровень).

0 – не дал ответа.

Условные обозначения:

В – высокий уровень,

С – средний,

Н – низкий.

№ п/п

Ф.И. ребёнка

          Вопрос №

1

2

3

4

5

6

7

уро-

вень

Выводы и предложения:

План тематического контроля по МАДОУ Большеалексеевскому д/с комбинированного вида «Калинка».

Тема: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Цель: Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Срок проведения:

Проверку проводил: старший воспитатель

            План тематической проверки

Цель

Методы

Содержание

Обследование знаний, умений и навыков детей

Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми

Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе

Оценка профессиональных умений воспитателей

Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями

Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приёмов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Худо- жественная литература».

Создание в группах условий для работы по теме

Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе

Наличие книжного уголка в группе. Соответствие по- добранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, ху- дожниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическим выставкам, аудиокассет или пластинок с записями произведений для детей)

Планирование работы

Анализ планов воспи- тательно-образова- тельной работы

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке

Работа с родителями по данной теме

Анализ документации, наглядной пропаганды Анкетирование роди- телей

Оценка осведомлённости родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе

Выводы и предложения:                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.

«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....

Презентация по чтению "Приобщение детей к чтению"

В презентации отражены различные методы обучения дошкольников чтению....

Сообщение к педсовету по приобщению детей к художественной литературе.

Организация образовательной работы по области «Чтение художественной литературы». Метод чтения и беседы. Прием моделирования....

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению

В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....