Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
материал (старшая группа) по теме

Бакеева Лидия Ивановна

     Проблеме   индивидуального   подхода   в  воспитании     детей    уделяли

внимание  многие представители  прогрессивной  педагогики. Уже в  педагогической   системе   Коменского – великого  чешского педагога  - чётко  обозначены  положения о том ,   что  весь  процесс   обучения  и  воспитания  детей  необходимо  строить с учётом  их  возрастных и  индивидуальных  особенностей, и   выявлять  эти  особенности   путём   систематических  наблюдений.

         В  каждом   коллективе  можно  встретить  детей  самого  различного  темперамента,  поведения  и характера. У  одних  довольно  рано  обнаруживаются  способности и  дарования,  другие  внешне  замкнуты,  нерешительны, их   способности  и    интересы  не  проявляются   столь  ярко.

        Есть дети  непоседы,  шумные  и энергичные,  они  всегда в курсе   всех  событий ,  их  интересует  всё  новое  и необычное. Есть дети,  медлительные и спокойные, которым  нравится  подолгу  сидеть, рассматривать  книжки, играть в куклы. Некоторые  очень  обидчивы,  малейшее  невнимание  может  вызвать  у них  переживание и слёзы. И все  они  требуют к  себе  внимания и заботы со  стороны  взрослых.

       Индивидуальный  подход  нацелен,  прежде  всего, на  укрепление  положительных  качеств  ребёнка и устранение  недостатков. Опора на положительное  в характере, в свойствах  личности  ребёнка  должна  сочетаться  

с чуткостью и разумной  требовательностью. Бережное  развитие  положительных  черт  органически  связано с глубокой  верой в ребёнка.

     Одним  из  условий  правильного осуществления  индивидуального подхода  является  единство  требований к нему  как педагогов, так и родителей. Многие вопросы  воспитания  нельзя  разрешать  вне  связи с семьёй.

   Проблема   индивидуального  подхода к  ребёнку  всегда  волновала  меня.

Работая  по типовой  программе воспитания  и  обучения  детей, я была  больше  нацелена  на выполнение  программы.  Занятия  проводились с группами  детей,

и не было  возможности  изучить  конкретного  ребёнка. Всё  обучение  ориентировалось  на ребёнка  среднего  уровня  развития. Чаще  всего  мне  приходилось  индивидуально  работать с отстающими  детьми в утренние и вечерние  часы. Учитывать  интересы и способности  каждого  ребёнка мне не  удавалось.

     Сейчас  я работаю   по  образовательной   программе  детского  сада   разработанной  на  основе   программы : « Сообщество».  Эта  программа мне  понравилась тем, что  в ней я увидела возможность  индивидуализировать  воспитательно -  образовательный  процесс  обучения. Дети сами  выбирают  деятельность, когда идут  в определённый  центр.  С  этой  целью я организовала  семь  центров  активности,  которые  насыщены  всевозможными  материалами, соответствующими   разным  уровням  развития  детей.

   Я  стараюсь  придумать  такие  виды   деятельности, чтобы  они  подходили  каждому  ребёнку  и работали  на  развитие  каждого   ребёнка. Я считаю, что  разнообразие  занятия в центрах  должны  бросить  вызов и одновременно  позволять  каждому  ребёнку  добиться успеха.

     Наблюдая  за  детьми  и планируя  виды  деятельности, я при  необходимости  заменяю  материалы и задания в центрах.  Я включаю в  распорядок  дня  различные  занятия- индивидуальные и в малых  подгруппах, самостоятельные и при  участии  взрослых. Работая в малых   подгруппах , также  способствует  индивидуализации  процесса  обучения и позволяет  детям  приобрести  навыки  взаимодействия  друг с другом.

     Перед  тем, как  планировать деятельность  в центрах, я изучаю  интересы  каждого  ребёнка. Я  считаю,  что  в  обстановке ,  где  ориентируют  на  реализацию  собственных  интересов, у  них  развивается  чувство  значимости и

инициативы. От   всякой  работы  дети  должны  получать   удовольствие  и  пользу. Делая  то, что  им  интересно, дети  получают  для  себя  информацию  и извлекают из  неё  соответствующие  выводы.

    Прежде,  чем  развернуть  какую-то  тему,  я задаю  детям   вопросы  о  том,  что  их  интересует,  или  прошу  рассказать  о  событиях, которые   их  волновали.  Например, на  утреннем  сборе  Софья  рассказала,  что  летом  она  с  родителями  ездила  на  море. Она  видела  морские  водоросли  и привезла с  собой  красивые  раковины. Саша, сказал, что  у него  есть  большая  книга  про  море  и  морских  обитателей, которую  они  с  бабушкой  читают. В  результате  дальнейшей  беседы  я  выяснила, что  многих  детей  интересует  подводный  мир. Вадиму  было  интересно  узнать  про  морские  водоросли, Никите-  про   акул  и  китов, Аязу- про  водолазов и рыб.

    Чтобы  выяснить  уровень  знания  детей о  подводном  мире, я задаю  следующий  вопрос: « Что  мы  знаем  об  этом?» По  мере  того,  как  дети  отвечают  на  вопрос, я  записываю  их  ответы  на  большом  листе  бумаги, чтобы вся  группа  могла  их  видеть. Рядом  с  ответом  указываю  имена  детей.

    Для  формирования  целенаправленности   более  глубокого  изучения  интересов  полезно  задать  вопрос:  «  Что  мы  хотим узнать о  подводном  мире?» Ответы  детей  снова  записываются  на  листе  бумаги. Эта  информация

 и будет  определять  содержание   тематического  проекта. Я учитываю все  ответы  детей, какими  нелогичными  они бы  показались. Когда  все  дети  выскажутся, я задаю   следующий  вопрос:  « Как  найти  ответы  на  наши  вопросы?»  Дети  сами  предлагают  способы  сбора  информации: Булат и Амир

предлагают  прочитать в энциклопедии, Никита-  спросить  у  родителей, Саша и  Ярослав  хотят  посмотреть  по  телевизору, Арина и Мадина-  попросить  воспитателей рассказать  об  этом.

   Все  поступившие  предложения от  детей  я оформляю  в учебный  план,  где  предполагаю  следующие  занятия :  чтение о  подводном  мире, рассматривание  иллюстраций, экскурсии на  речной  вокзал, приглашение  в группу  родителей, просмотр  видео- фильмов. Исходя из выбранной  темы, интересующей  многих  детей, я провожу  планирование.

  Кроме  того, я могу  ежедневно  вносить  некоторые  изменения в этот  план,  учитывая  потребности  детей. В  зависимости от  выбранной темы  я  меняю  материалы в  центрах  активности.

   Таким   образом, освобождается  время  для  индивидуальной  работы с  детьми  или  подгруппой.  Мы  стараемся  найти  правильный  баланс  между  спокойными или  активными  занятиями, организованным и свободным  временем  детей. Кроме  того, я  обязательно  учитываю в  плане  события.

  Также  обсуждаем  успехи  и проблемы  каждого  ребёнка и определяем  дальнейшие  задачи  развития  для  него или подгруппы  детей.

    Письменные  планы  помогают  мне  предусматривать  дополнительные  изменения  в  тематических  центрах, а  также   регистрировать  проведённые занятия с детьми.

  Ещё  одним  вариантом  планирования  деятельности является составление  учебной схемы. Мне  кажется такой вид  плана очень  удобным, т.к. он располагается на  учебной  панели и зрительно  отражает  связи  между темой занятий и центрами  активности.

   Я  использую  ещё и такой  вид  планирования, как  расписание на день. Такие

Расписания  позволяют  установить ежедневный  распорядок, к  которому  дети  привыкают, и  который  удобен  для  них. В  расписаниях  на день  разумно  сочетаются  активные и  спокойные  занятия.  Представляю  детям  возможность  по  своему  выбору, изучением  учебных  материалов,  имеющихся  в группе, и  на

открытой  площадке.  Дневное  расписание  даёт  возможность  мне или  помощнику наблюдать  за  детьми, говорить и работать с ними  индивидуально или в  небольших   подгруппах.

    Как  уже  говорилось, организация  занятий по  какой-либо  теме, инициируется самими  детьми. В  основе  тематического  проекта  лежит  интерес   детей к данной  теме. Если по ходу реализации проекта  интерес  детей  не  ослабевает, то мы  развиваем  тему  дальше.

   При  планировании  я учитываю  также  характеристики  конкретной  группы. Каждая  группа  детей,  очень   уникальна: то,  что  интересно одной,  может  быть  безразлична  другой. Всё  это я   стараюсь  отразить  в  элементах  учебного  плана и способах их  представления. Занятия по конкретной  теме  адаптируются в  зависимости от  степени   развития  навыков, заинтересованности и возраста  детей.

   При  составлении   недельного  плана я  предусматриваю   индивидуальные

задачи  развития  каждого  ребёнка или  небольшой   подгруппы  детей. Из 

наблюдений  за  детьми и бесед  с родителями  я  узнаю сильные и слабые  стороны, а  также  потребности  каждого  ребёнка. Эта  информация  позволяет  мне определить  задачи  обучения. Для  одного  ребёнка  эта  задача  может состоять  в том, чтобы  он участвовал в разных  видах  деятельности, научился

в спокойной  манере  обсуждать с детьми  вопросы  очерёдности. Для другого –

в том, чтобы он научился  считать до  десяти и более активно  участвовал в общих  беседах.

 При  определении  индивидуальных  задач я стараюсь  охватить  все  области  развития :  социальную, эмоциональную, познавательную, физическую. Чтобы

помочь  детям в достижении  поставленных  целей, я  использую  различные  методы, учитывающие их  и личностные  качества.

    Как известно, наиболее значительное  влияние на детей  оказывает  воспитатель.

От  меня   зависит, как будут   организованы  центры,  какие  будут  выбраны  материалы  для  них, как  будет  распланирован  день. Моя задача-  создать  в  группе  такую  атмосферу, чтобы  чувствовались  взаимные  уважения, взаимопонимание и  забота  друг  о  друге. Если  ребёнок  ощущает  уважение  со  стороны  взрослых, то у  него  развивается  самоуважение, что в  свою  очередь  закладывает  основы  взаимоотношений с другими детьми. Я  стараюсь  приложить все усилия, чтобы  каждый  ребёнок  знал, что  его  понимают и уважают, чтобы он ощущал  себя  свободно  и  комфортно.

   Во  время  работы в  центрах, я  предоставляю  им  возможность  самостоятельно  действовать, наблюдая  за  ними  со  стороны. Я  стараюсь помочь  в их  деятельности и не  руководить  ею, так  как  это может  затормозить  творчество  и фантазию.

  Я  считаю, что  необходимо  быть  внимательной  ко  всем  детям  во  время  работы и показать  одобрение их  усилий. Я  предлагаю  детям рассказывать о своих  работах и о своих  интересах.

    Хочется  сказать  о  правилах   поведения  детей в  группе. Я  приглашаю  детей к разработке  правил, их   оформлению. Это  помогает  выработать  навыки  решения  проблем  и самоконтроля.

  Дети,  работая  в центрах в основе  малых  подгрупп, получают  возможность  естественного  общения. Они  многому  учатся  друг  у  друга. Общаясь в процессе  игр, дети  решают  проблемы, принимают  решения, выражают  свои

мысли  и чувства.

  Когда  дети  меняются  предметами, у них  формируется  умение  договариваться. Они учатся  находить  компромисс,  когда  приходится  соблюдать  очерёдность.

  В  ходе  взаимодействия  дети  приобретают  друзей и общаются с ними в  атмосфере непринуждённости.

   Совместная  игра  учит  детей  планировать и реализовывать свой  замысел,  воспитывает  уважение к  чужим  идеям.

  При  планировании   деятельности  у  меня  возникает  много  вопросов:  интересны  ли   материалы  в центрах  активности;  способствуют ли  запланированные  виды  деятельности  развитию детей; как  индивидуализировать  занятия в центрах. Чтобы  они  соответствовали  разным  уровням  развития  детей. Чтобы  найти  ответы  на  эти  вопросы, я  провожу  наблюдения за  каждым  ребёнком в  то  время,  когда  работает или  играет. При  этом   я не  вмешиваюсь в  деятельность  детей. Я  стараюсь,  чтобы  мои  наблюдения  были  объективными и не  содержали  оценок. Я  не  указываю  своего  отношения и чувств  по  поводу  наблюдаемого  эпизода, а  лишь  констатирую  факт.

  Эти  наблюдения я  оформляю в виде  записок,  которые  затем  хранятся в  личной  папке  ребёнка.

  Наблюдения я  стараюсь  сделать  как  можно  более  подробными  и  детализированными,  так  как  выводы из  них  помогут  при  планировании  индивидуальных  задач,  и будут  содержать  полезную  информацию  для  родителей.

   Ещё  один  способ  сбора  информации о  ребёнке,  который я  применяю –

Это  образцы  работ,  которые    выполнил  ребёнок.. Это  могут  быть рисунки, рассказы, попытки  написания  слов и цифр. Каждый  ребёнок  имеет свой 

« портфель» работ. Детям  очень  нравится  просматривать  свои  работы,  это

вызывает  у  них  чувство  гордости  и повышает  самооценку. Кроме  того, беседы  с детьми  об  их  работах,  играх, семьях  дают  мне  много  информации

  том,  как  взаимодействует с  другими  детьми и с взрослыми;  как  владеет  языком;  каков  его  характер и темперамент;  кем  является  в  группе.

    Индивидуализация  воспитательно- образовательного  процесса  будет  неполной,  если  не  взаимодействовать  с родителями. Кто  знает  о  ребёнке  больше  всех? Так же,  как я  изучаю ребёнка, я изучаю  его  семью. Для  меня

Важно  всё:  возраст  родителей, профессия,  уровень  материального  обеспечения, культурные  традиции ,  состав  семьи. Я  должна  знать,  что  хотят  родители  от  детского  сада. Я  выявляю  социальный  запрос и в  своей  работе  стараюсь  его  выполнить. Очень  полезным  бывает  изучение  интересов  самих

родителей.

     Родителям  предоставляется  много  возможностей  участвовать  в жизни  нашей  группы. Я  считаю,  что  общение, взаимное  уважение  признание  важности  интересов  ребёнка  создают  основу  для  плодотворного  взаимодействия  детского  сада и семьи.

  Процесс   индивидуализации  очень  сложен.  Но  думаю,  очень эффективен в  развитии  детей.  Подтверждениями  его  эффективности  служат  результаты  психологического  обследования:  дети  имеют  хороший  уровень  интеллектуального  развития,  созданы  благоприятные  условия  для  эмоционально- личностного  развития. Большинство  детей  имеет  высокий  уровень  самооценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в детском саду.

Планирование воспитательно - образовательного процесса на 2013 - 2014 учебный год....

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...

Мастер-класс "Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса с учётом типов восприятия информации у детей"

Высказывание о том, что все люди разные, не просто фраза. Каждый из нас по-разному воспринимает информацию и реагирует на нее. Но если реакции - это больше относится к определению интровертов и экстра...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подготовительной ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "БЕЗОПАСНОСТЬ"

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подготовительной ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "БЕЗОПАСНОСТЬ". Цель:  расширять и обобщать знания детей об опасных...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. ТЕМА "ДЕТСКИЙ САД"

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДАТема недели: Детский садЦель:  вызвать у детей радость от нахождения в детском саду: развивать представление...

Создание условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера

Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответств...