Из опыта работы. "Как научить детей ПДД?"
статья на тему

пилюгина ольга евгеньевна

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальныз тем сегодняшнего времени. психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Об этом я и хотела бы поделиться....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_pdd.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей ПДД?

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз и подстерегает опасность.

Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет  самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус и т. д.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

- преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- переоценка своих возможностей.

Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Следовательно, основные задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице следующие.

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
  2. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.
  3. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:

  1.  Систематичность.
  2. Психологический комфорт.
  3. Смысловое отношение к миру.
  4. Наглядность.
  5. Доступность.
  6. Непрерывность.

Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. ПДД написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные и дидактические игры. Старайтесь создать у детей положительный настрой.

 Работа производится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: психолог- педагог- родитель- ребенок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.

Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.

В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток».

В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Малыши-крепыши», «Если малыш поранился», «Природные и погодные явления»; а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок»(дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».

Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструирования. Возможно проведение комплексных занятий.

При организации поездок с детьми в автобусе или во время пешеходной экскурсии педагог берет на себя ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому особое внимание следует уделить вопросу безопасности дошкольников в общественных местах, на улицах. Заранее приглашайте на экскурсию родителей, у которых есть возможность сопровождать детей. Напоминайте детям, что на улице надо вести себя очень осторожно. Обращайте внимание на движение пешеходов и транспорта, разъясняйте понятия «пешеход», «светофор», «подземный и наземный переходы» и т. д.

Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

  1. Диагностика.
  2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности.
  4. Формирование чувства ответственности – ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.
  5. Развитие чувства контроля и самоконтроля; при обучении правилам безопасного поведения эти качества помогают детям правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению на улице.

Поэтому для повышения усваиваемости детьми ПДД необходимо проводить определенную работу с родителями. Это могут быть беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные игры с детьми, изготовление атрибутов, родительские собрания. Можно оформить выставки методической и художественной литературы для родителей, папки-передвижки по изучению  ПДД.

Создайте в группе библиотеку художественной литературы, которая постоянно пополняется, систематизируется. Совместная работа родителей и всего педагогического коллектива несомненно дает свои положительные результаты.

И конечно, всегда помните, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника зависят от окружающих его взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Анализ умения детей придумывать рассказы из опыта" (старшая группа)

Приведены результаты эксперимента по выявлению умения  составлять рассказы из личного опыта в старшей группе....

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки».

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки»....

Из опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Из опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Обучение детей дошкольного возраста правилам до...

Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наша главная задача – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-т...

Из опыта работы: «Письма-рисунки дети детям".

Во время самоизоляции, детям не хватало общения друг с другом и они стали посылать письма-рисунки. И в этом им помогали родители и я. Родители пересылалимне рисунки и писали о том, что ребенок хо...

Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»

Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...

Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"

Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"...