Мастер – класс по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Папазоглуян Джульетта Хачатуровна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_papazogluyan.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс Папазоглуян Д.Х.,

воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка» по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

Дата – 16.11.2014г.

Количество участников – 12.

Тема: « Дом, в котором мы живём»

Цель: создать образовательное пространство для становления нравственных категорий бытия; развитие эмоционально-нравственной рефлексии, способности следовать нравственным законам, нормам через разнообразные формы проживания-принятия этих норм.

                            Ход занятия:

Звучит фрагмент музык. произв. в испол. хора Александрова «Россия- матушка».

1.  Мы живем на большой, красивой, голубой, чудесной планете – Земля (в руках держу глобус, показываю). Это наш общий космический дом, за который мы отвечаем все вместе. А у каждого человека в отдельности в этом мире есть свой дом, семейный очаг, за который он отвечает вместе со своими родными.

- Кто у человека родные? ….  (папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка)  А вместе - это называется одним словом - семья.

- Дома, как и люди бывают разные и снаружи и внутри. А чаще всего они похожи снаружи.

- чем дома похожи друг на друга?... (есть стены, фундамент, окна, крыша.)

- а чем люди похожи друг на друга?...  (есть голова, руки, ноги, мужчины-женщины)

- ну а почему тогда к одним людям хочется подойти, подружиться, заговорить.., а мимо некоторых хочется быстро пройти?.....

На что вы, уважаемые коллеги, сделаете акцент, чтобы подвести их к понятию «внутреннее «Я» дома» и «внутреннее «Я» человека»?  Какими категориями можно обозначить одни из главных ценностей бытия и жизни:

«внутреннее «Я» дома» - лад, уют, порядок, спокойствие, мир, почитание предков и рода, чистоплотность.

«внутреннее «Я» человека» - совесть, душа, порядочность,.. заботливость, добро, почитание старших, трудолюбие, воспитанность.

2.  Что нам стоит дом построить – нарисуем, будем жить!

В одном из красивейших мест на Земле, в нашем родном селе Чалтырь, мужчины собрались.., ведь не зря говориться: дерево сильно корнями , а человек - друзьями, и построили нам дом! Вот такой!  (открывается макет дома)

- Даже и внутри дома обустроено! Что вы видите?  (стол без скатерти, ведро с мусором на полу, веник, оборванная занавеска на окне, диван с подушками на полу, лампочка без люстры).

- Дети, кто бы из вас хотел в этом доме жить?

- А кто хотел придти в этот дом и, может быть, кое-что изменить? …. А зачем менять?....(чтобы было лучше, красивее, уютнее)

- Давайте попробуем что-то изменить ( из предложенных  на столе предметов, вещей выбрать те, которые изменят ситуацию на макете в более гармоничную и эстетичную форму).

- Баны hавесов башлаилис, hесабе, вор корцид гесы арилис! (доброе начало – половина дела)

Дом – начало судьбы человека, место, где пробуждается и выращивается душа.

_ Как вы полагаете, уважаемые коллеги; что сейчас происходило со знанием, чувствами и опытом ребенка? (активизация нравственного лексикона, сравнение, вычленение главного, анализ, развитие вариативного мышления, рефлексия (принятие-непринятие) социального опыта.

В этом фрагменте мы создаем условия  для осуществления свободы выбора; одновременно проводим микродиагностику  социально-культурного внутрисемейного опыта ребенка, его отношение к ладу, порядку, уюту домашнего обихода, с целью коррекции данного опыта как с ребенком, так и с его родителями.

3. Навели порядок. Но стены смотрятся пусто. Как можно оживить стены, что можно повесить?... картины, панно, фотографии.

А чьи фотографии вы предлагаете повесить? Можно повесить много фотографий, это будет красиво? Или надо повесить самые важные фотографии, которые расскажут о людях, которые живут в этом доме.

( предлагаются фотографии - дедушка с медалями и внуками, морская тема..)

Какая милая, чудесная фотография – цер баби – старый дедушка, который много прожил, много видел, много знает, был на войне, воевал и защищал Родину; у него есть медали. А рядом с ним любящие, уважающие его правнуки.     Выбираем эту.

Понятно, что этот фрагмент занятия несет в себе огромное воспитательное значение: начало патриотического воспитания, почитание старших, преемственность поколений, гордость за свой род, дети – как продолжение рода.

4. Какую же картину мы повесим над нашим уютным диваном? Такую, чтобы она передавала настроение нашего дома.

Выбираем (предлагается несколько картин «9 вал», «Одинокая сосна», «Рожь», «Сирень», «Натюрморт», «Оттепель»)

Что вы чувствуете, смотря на эту картину? (одиночество, тревогу, беспокойство, страх, мрак, опасность).  Это мы выбираем для нашего дома? (нет)

А эти картины? (несут добро, свет, покой, радость, тихая радость – «несуетная», достаток, богатство, красоту, перспективу – нет преград в жизни, вода – как символ жизни.

Выбираем картину «Сирень» - чтобы дома вечно была весна – символ пробуждения, цветы – это всегда красиво!

Картина в доме – это сюжет, вечное пожелание добра, солнца, цветов, чистого неба, красоты, достатка. Наша задача здесь: подвести детей к эмоционально-эстетической рефлексии (переживания, принятия - непринятия) и научить соотносить содержание картины с желаемым психологическим климатом в семье.

5. Как красиво, чисто, уютно стало в нашем доме! Так и хочется, чтобы дом наш ещё и зазвучал, ведь без музыки жизнь скучна; нам песня строить и жить помогает!

Какая, по настроению, музыка может звучать в нашем добром и ухоженном доме? …. (ответы детей).

 А, давайте, послушаем и выберем музыку, которая умножит добро, хорошее настроение и наши улыбки. (предлагаются 4 вида варианта армянской и русской мелодии) – разудалая, зажигательная, заводная, грустная, печальная, тоскливая, горестная.

Опять у нас идет выбор; обогащение словаря нравственными терминами; эмоционально-вербальная рефлексия (говорим о характере желаемой музыки) и аудиальная рефлексия принятие желаемой музыки). Я побуждаю детей к восприятию музыки и передачи ее характера  через пластику тела, включая все анализаторы.

Кроме того, фрагменты занятия с картиной и музыкой дают ассоциацию эстетической насмотренности  и наслушанности.

6. Дом убран в порядке. Звучит музыка хорошего и доброго настроения…, пора и к столу!  Всей семьей садимся за стол. А кому же первое почетное место за столом? (самым старшим, бабушке и дедушке).

Есть народная мудрость: «Как ты почитаешь отца и мать, так будут почитать тебя твои дети».

Что происходит, какие задачи я решаю?

7. Вот расселась вся наша дружная семья за большим, круглым столом.

А как мы сидим за столом? (показываю 2-3 неверных варианта)

Хоскеров бараб добран чис илинкцуну (словами пустую торбу не наполнишь).

Пора и пирог на стол ставить. (ставим пирог)

- Что есть в печи, то на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

(звонок в колокольчик)

- Кто-то к нам на порог! Заходите, заходите. Гость в дом - радость в дом! Для хорошего человека, хлеба всегда найдется. Сколько много гостей, но в добром доме всем место найдется: в тесноте, да не в обиде.

А если вдруг кому-то пока не хватает места, кто уступит свой стул гостю?... (дети и мужчины)

- А один гость с гостиницами – Угощайтесь!

 Вот так жил – поживал наш дом. И, дай бог, прожить ему ещё сто лет!

Здесь идет поло-ролевая рефлексия (дети и мужчины уступают место); пластическое освоение – проживание образа воспитанного человека (как сидеть за столом; в гости ходят с гостинцами).

На протяжении всего занятия были произнесены много армянских и русских поговорок, пословиц,  как доказательство единства подходов к качеству и ценности жизни и бытия.

Таким образом, уважаемые коллеги, мы создали с вами образец приветливого, ухоженного жилья, дома, через разнообразные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...