Главные вкладки

    Опыт работы по теме: «Комплексный подход в решении проблем социально-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»
    презентация к занятию (средняя группа) на тему

    Папазоглуян Джульетта Хачатуровна

    smiley

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_papazogluyan.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

     Папазоглуян Д.Х., воспитателя МДОУ ЦРР

     детского сада №27 «Ласточка» по теме:

    «Комплексный подход в решении проблем социально-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

    2014г.

    Крошка сын к отцу пришел,

    И спросила кроха -

    Что такое хорошо,

    И что такое плохо?

    На этих стихах выросло не одно поколение. Их  читали наши родители, знаем мы и продолжаем читать сегодняшним  детям.

    Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников,  стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.

    Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Почему в условиях гуманитарно-ориентированного общественного образования у современных детей формируется искаженная картина мира и образа Я, нарушающая преемственность между поколениями в семье и обществе. Почему при наличии у детей игрушек, великолепно оборудованной предметно-развиваюшей  пространственной среды, возможности быстрого технологического решения проблем  дети развиваются не так, как хотелось бы взрослым. Педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

    Поменялись критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие только знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.

    Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Воспитатель  помогает ребенку прийти к осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению.

    Психолого-педагогический обзор литературы показывает, что относительно детей дошкольного возраста достаточно разносторонне разработана проблема нравственного развития и воспитания ребенка (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). В исследованиях по изучаемой проблеме рассматриваются вопросы, касающиеся нравственных представлений, знаний и суждений; морального поведения; нравственных чувств дошкольников. В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения дошкольника изучались уже в сопоставлении с моральным поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский) и выделяются особенности, свойственные детям дошкольного возраста: в развитии моральные представления «опережают» моральное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г.Петрушина, С.Г. Якобсон); у дошкольника наблюдается явное расхождение между вербальным и реальным поведением (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); наличие моральных представлений является необходимым, но не решающим фактором и условием в соблюдении нравственных норм (Т.А. Репина, С.Г.Якобсон), а решающее значение отводится способности ребенка условно разграничивать позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них.

    В исследованиях достаточно широко рассматривается проблема нравственных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон).               Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек социально-нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится, государством, обществом и родителями перед педагогами и психологами. Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

    Актуальность моей работы  заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства воспитания основ нравственного поведения у дошкольников средней группы. Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, мною были определена цель и обозначены задачи работы  по реализации комплексного подхода в решении проблем социально-нравственного воспитания детей средней группы.

    Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, культурному наследию своего народа, к природе родного края; воспитание любви, уважения к своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей

    Определив для себя основную цель работы, я сформулировала задачи социально-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста:

    - воспитание у детей доброго, заботливого отношения к взрослым, накопление опыта доброжелательных отношений со сверстниками;

    - формирование  личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм;

    - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

    - обучение детей пониманию себя   и «умению быть в мире с собой», поддерживать общую высокую самооценку ребенка, которая ярко эмоционально украшена и связана с его стремлением быть хорошим;

    - создание условий для овладения разнообразными способами и средствами общения.

    - выработать рекомендации для воспитателей детей среднего дошкольного возраста по формированию привычек нравственного поведения.

    Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят? Работа с родителями в этом направлении, на мой взгляд, наиболее важна. Это объясняется тем, что эмоционально-положительная атмосфера в семье создается ее членами, прежде всего родителями, которые являются для ребенка образцом для подражания и эталоном поведения в любой жизненной ситуации.

    Отсюда вытекает моя цель работы с родителями – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

    В содержание работы с родителями входит:

    - определение роли родителей в воспитании у детей социально-нравственных понятий;

    - определение форм и средств воспитания детей  в семье;

    - повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.

    При организации работы с семьями воспитанников используются разнообразные формы:

    - консультации и индивидуальные беседы по темам: «Создание эмоционально- положительного климата в семье», «Как провести выходной день?», «Что читать детям?», «Как подготовить и провести день рождения вашего ребенка»;

    - привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для  пополнения экспозиции группового мини-музея  «Игрушки нашего детства»;

    - оформление стенда с информацией о семейных праздниках, на темы консультаций;

    - привлечение родителей к организации и проведению групповых досугов: «Мы родом из Чалтыря», «Осень в гости к нам пришла», «Что такое -  хорошо, что такое – плохо?», «Золотые руки бабушки моей»;

    - участие родителей в проектной деятельности: по благоустройству участка и групповой комнаты: «Детский сад – дом, в котором мы живем!»; по созданию генеалогического  древа  «Расти, расцветай родовое дерево…»; совместных рисунков и рассказов, посвященных году семьи «Моя семья» - эти задания направлены на формирование преемственных связей между поколениями в семье: дети должны хотеть, стремиться быть похожими на своих родителей и предков, уважать и гордиться ими;

    - оформление фотовыставки «Мы родом из Чалтыря» с использованием фотографий детей в самых красивых и значимых местах села – как начало нравственно-патриотического воспитания.

    Воспитательные взаимодействия педагогов, родителей и малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными.  Воспитание основ нравственности, культуры, развития коммуникативной  и личностной сфер ребенка осуществляется через организацию интегративной деятельности педагога с детьми.

    Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства — жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

    При воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы   действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.

    Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.

    Таким образом, для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:

    1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

    2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.

    3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

    4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

    Остановимся на соблюдении некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы.

    1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

    2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

    3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.

    Таким образом, воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:

    - принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

    - принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

    Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.

    Исследуя  невыполнение социальных норм и правил поведения детьми моей группы, я выделила три основные причины::

    1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;

    2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.

    3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

    Для того чтобы составить план работы по социально-нравственному воспитанию детей средней группы, мною была проведена диагностика уровня сформированности основ нравственного поведения.

    В  исследовании приняли участие 23 ребенка  средней группы МДОУ  ЦРР д/с № 27 «Ласточка», возраст  детей – от 4 лет 7 мес. до 5 лет 1 мес.

    Цель диагностики:   анализ уровня сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснение психологических особенностей выполнения детьми нравственных норм.

     Диагностика осуществлялась путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения).

    Содержание диагностики:

    1) ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);

    2) наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.

    В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе со мной выделял ситуации в рассказе и самостоятельно определял ошибки в поведении Миши.

    «Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

    1. Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

    2. Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

    3. За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

    4. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

    5. Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки. По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день.»

    -Что по-твоему рассказал ей Миша.

    -Какие поступки мальчика тебе не понравились?

    -Как поступил бы на его месте ты?»

    На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения.

    На втором этапе велось стороннее наблюдение за поступками детей в реальной ситуации  в течении  нескольких дней. В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях проявили себя по-разному (см. результаты).

     Оценив уровень сформированности основ нравственного поведения детей в средней группе, я определила направления групповой и индивидуальной работы с детьми, включив ее в перспективное планирование.

    Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений.

    В процессе социально-нравственного воспитания  осуществляется  формирование у детей  чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. В связи с этим, еще Л.Н. Толстой говорил, что «духовный человек живет своими мыслями и чужими чувствами». Это серьезные проблемы, которые стоят перед взрослыми, занимающимися воспитанием современных детей. Они будут снова и снова возникать, потому что решить их полностью невозможно, так как «сущность человеческую» трудно исправить, но надеяться на это и бороться за каждую душу нужно начинать уже в дошкольном возрасте.

    Потому что дети – еще только дети.

    Приветствие (привычка здороваться)

    80 %- Знают норму поведения

    60 %- Сформирована устойчивая привычка поведения

    20 %- Знают норму, но привычка не сформирована

    Умение делиться с друзьями в игре

    70 % - Знают норму поведения

    70 %- Сформирована устойчивая привычка поведения

    0 % - Знают норму, но привычка не сформирована

    Навык культурного поведения за столом

    90% - Знают норму поведения

    70% - Сформирована устойчивая привычка поведения

    20% - Знают норму, но привычка не сформирована

    Осознанное отношение к  нехорошим поступкам

    60 % - Знают норму поведения

    30 % - Сформирована устойчивая привычка поведения

    30 % - Знают норму, но привычка не сформирована

    Готовность помогать взрослым по их просьбе

    70% - Знают норму поведения

    70 % - Сформирована устойчивая привычка поведения

    0 % - Знают норму, но привычка не сформирована


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

    Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

    Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

    Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

    Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

    Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи»...