Формирование у детей представления о времени.
консультация (средняя группа) на тему

Учить детей определять время суток,утро,день,обед,вечер,ночь.Умение регулировать и планировать деятельность во времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая его в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

Как же ребенку показать время?

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь.

Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток. В старших группах дать представление о сутках и познакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом.

Параллельно надо у детей развивать и само чувство времени. Начать знакомить с длительностью таких мер времени. Как 1 минута, 3, 5, 10минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в ходе обучения на занятиях.

При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующими промежутками времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в детском саду рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость суток.

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность отмечены следующие особенности:

1. Неравномерность в овладении названиями частей суток;

2. Выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;

3. Соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;

4. Определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.

Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. » (Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1977. – с. 173) Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и пользоваться часами.

2. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов на основе чувства времени.

У детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада следует развивать чувство времени сначала на интервалы в 1, 3, 5, и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1минута – это та первоначальная, доступная детям единица времени, которая наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Подожди минуту» - подобные выражения дети слышат часто, но представления у них об этом интервале времени далеко не адекватно. Для знакомства детей с длительностью 1, 3, 5, 10 минут можно использовать секундомер, песочные часы, часы-конструктор.

В существующем времени события следуют одно за другим, поэтому восприятие времени отражает последовательность явлений, событий, действий, порядок их следования. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов. демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Список литературы:

1. Веракса Н. «Формирование единых временно-пространственных представлений// Дошк. Воспитание. – 2006. - №5

2. Рихтерман Т. Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у ребенка представлений о времени

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа! Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь? Слова минута, час для вашего четы...

"Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени"

Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени          В детском саду, мы, воспитатели, формируем у дошкольников ...

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа! Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь? Слова минута, час для вашего четырех-пя...

Консультация по теме:"Формирование у детей младшей группы временных представлений"

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.Время- это отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, н...

Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений

Ощущение времени играет весомую роль при ориентации человека в находящемся вокруг мире и содействует его привыканию во всевозможных ситуациях....