Консультация по теме:"Формирование у детей младшей группы временных представлений"
консультация (младшая группа)

Козак Ольга Анатольевна
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.
Время- это отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по теме: "Формирование у детей младшей группы временных представлений"

Работу выполнила

Козак Ольга Анатольевна

Введение

§ 1 Особенности развития детей младшего возраста

§ 2 Методика работы над Формированием у детей младшей группы временных представлений

§ 3 Конспект занятия и дидактические игры

Заключение

Список литературы

Введение

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Время- это отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.

Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные различения. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, научиться не опаздывать на уроки, начинать во время приготовление уроков дома и т.д.

§ 1 Особенности развития детей младшего возраста

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я - сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.

Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая, нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное - помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.

К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям - родителям, воспитателю, сверстникам.

Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей.

Дети 3-4 лет - это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического поведения детьми — в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове.

Но наряду с этим можно увидеть у детей и неадекватную реакцию. Это происходит потому, что у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Именно поэтому ребенок может смеяться над тем, что в действительности не должно вызывать смех. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении (Модина А. И., 1971).

§ 2 Методика работы над Формированием у детей младшей группы временных представлений

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

        - формирование первичной практической ориентировки во времени;

        - формирование чувства времени;

        - ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

        - формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).

        На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени:  накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.

        Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас» становится результатом материала:

        1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей .

        2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).

        3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни. Календарь.

        4. Свойства времени.

        Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, и т.д.

У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Воспитатель должен следить, за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». Слово «сутки» в этой группе употреблять не должны.

        Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике.

        Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материал.

         Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.

        При обучении детей распознанию частей суток достаточно ограничится соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для них деятельности и внешним признакам.

        Различение и называние дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этих понятиях почти не увеличивается от одной возрастной группы к другой.

        В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознания частей суток – положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток.

После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание нужно сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещения земли, цвет неба и др.). В этих целях организуются наблюдения за этими явлениями на прогулках.

§ 3 Конспект занятия и дидактические игры

Конспект занятия

Тема: Знакомство с временными понятиями

Программное содержании:

  • Знакомить детей с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь);
  • Формировать временные понятия о частях суток в организации жизнедеятельности детей.
  • Активизация словаря: утро, день, вечер, ночь, использовать в речи предложения и временные понятия.
  • Развивать у детей внимание, сообразительность и активность на занятиях.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие в волшебную "Страну времени". Вы хотите там побывать?

Эта страна состоит из небольших островов, на котором живут части суток. Я думаю, что это путешествие будет интересным. Но на чём мы отправимся в путь? (На паровозике).

Дети садятся на паровозик и поют песенку.

Мы едем, едем, едем в далёкие края узнаем части суток.

Сегодня мы друзья (приехали, выходим из паровозику) - Ребята, посмотрите, кажется мы приехали к большому острову.

Над рекой заря встаёт,

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

Когда это бывает? (ответы детей). Правильно утром. Ребята, посмотрите уже утро, солнышко встало, а кот Васька лентяй ещё спит, ему давно надо идти в детский сад. Давайте его разбудим (дети будят). Ребята, скажите, а что нужно сделать утром коту Ваське: почистить зубы, умыться, позавтракать и отправиться в детский сад.

- Давайте ему поможем.

- А вы чистите зубки по утрам?

- Да

Молодцы ребята! Пошли дальше на остров. А на какой остров вы отгадайте сами.

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зёрна в норку тащит мышь,

Учит азбуку малыш.

- Когда это бывает? Правильно днём.

Вот и наш кот Васька пришёл заниматься, и скоро будет обедать. А когда вы обедаете? (днём).

Ребята, а скажите, что делаете ещё днём? (играем). Вот и кот Васька хочет поиграть.

Играем в физ минутку "Тик-так"

Тик-так, Тик-так Часики стучат,

Шаг вперёд, шаг назад

Шаг вперёд, шаг назад.

Тик-так, Тик-так.

Молодцы!

Наше путешествие не заканчивается и нам надо двигаться в перёд.

Посмотрите, вот наш третий остров.

Солнышко красное зашло

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к ним идёт.

Сказку он с собой ведёт.

Это остров под названием "вечер" и скажите, что мы делаем вечером?

(ужинаем, немного играем, расстилаем постельку, одеваем пижаму, чистим зубки).

- Ребята, на каком острове мы побывали? (вечер). Правильно.

Но нам осталось побывать ещё на одном волшебном острове. На каком?

Послушайте внимательно.

В небе звёздочки горят

Птицы спят и рыбки спят,

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

Скажите (тихим голосом) когда это бывает? (ночью).

Конечно, ночью все люди и животные спят и им снятся сны. А как вы спите?

(дети спят). Да, правильно, вот и кот Васька уже спит и снится котёнку сон.

Ребята, на каком острове вы побывали? Правильно на острове под названием "ночь".

Молодцы, сегодня мы побывали в стране "частей суток". На острове"Утро", "День", "Вечер", "Ночь". Всё вместе называем сутки – дети повторяют.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали, поём песенку.

Вот дети мы и вернулись в наш детский сад из путешествия в "Страну частей суток".

А давайте мы немножко поиграем в игру "Когда это было?". Слушайте внимательно, я буду показывать картинку с частями суток, а вы должны сказать, когда это было. Давайте попробуем.

  • Утро: На лугу цветы проснулись, мы в кроватках потянулись.
  • День: молоко лакает кот, нас на кухне ждёт компот.
  • Вечер: стали птицы петь потише, сели мы мультфильм смотреть.
  • Ночь: за стеной шуршат мышата, спят игрушки и ребята.

Молодцы!

Ребята, сегодня мы побывали в волшебной стране частей суток. Мы побывали на острове утро, день, вечер, ночь. Хотели бы вы ещё побывать там? (Да) Я думаю, что ваше желание сбудется и вы не раз побываете в этой замечательной стране.

 

Дидактические игры

Игра «Утро вечера мудренее» (Младшая группа)

Дидактическая задача. Формировать понятие времени, представление о частях суток.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены эпизоды истории про ежика Топа.

Воспитатель. Пришло утро, встало солнышко и осветило комнату ежика Топа, но ежик еще спал. Солнышко стало будить ежика, но он не просыпался. Все ежики уже давно вышли из своих домиков, но ежик Топ все спал. Ежики сделали зарядку, позавтракали, а ежик Топ все еще спал. Солнышко встало высоко на небе, и на улице началась такая жара, что все ежики ушли в дом и стали плавать в бассейне, а ежик Топ все спал.

Наступил вечер, все ежики поужинали, умылись и легли в кроватки спать. Тут ежик Топ проснулся, стал зевать и смотреть по сторонам: «Что, уже утро?» Ежик вышел на улицу, но кругом было так темно, что ничего не было видно. «Почему так темно?» — подумал ежик Топ. Но ему никто не ответил — все спали. Так ежик проспал весь светлый день и не увидел его.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, сколько ежик спал, и чего он не увидел: он проспал утро, день, вечер и проснулся только ночью.

Дети находят соответствующие картинки и рассказывают, что в это время суток можно делать: утром—делать зарядку, умываться, завтракать; днем — играть, купаться в бассейне; вечером — гулять; ночью — спать.

Утром выйдем мы гулять,

Полежать на травке,

Станем дружно приседать,

Прыгать на зарядке.

А потом придем домой.

Будем умываться,

И холодною водой

В душе обливаться.

После завтрака идем, на лужайку бегать,

Будем мы играть с мячом.

И скакать, и прыгать.

Днем бежим мы на обед,

И мячи уносим.

Суп съедим и винегрет

И добавки спросим.

Днем ложимся отдыхать,

Быстро засыпаем,

А потом идем гулять,

В салочки играем.

Только вечер подойдет.

Солнышко заходит,

Мама нас домой зовет —

Вот и день проходит.

Ночью спит вся детвора,

В маленьких кроватках,

И до самого утра

Спит спокойно, сладко.

Можно разыграть с детьми содержание этого стихотворения.

Затем дети и воспитатель советуют ежику успевать за день и гулять, и играть, и трудиться. Ежик обещает ложиться спать вовремя, чтобы на следующее утро, выспавшись, встать на зарядку.

Дидактическая игра для детей младшей группы(закрепление)

Игра "Веселые варежки".(Закрепление)

Цель: Формирование понятий день-ночь, право-лево, закрепление понятия цвета черный - белый, развитие переключаемости движений.

Ход игры: У детей на руках одеты варежки 2 цветов черная и белая. Черная которая обозначает ночь на левой, белая обозначающая день на правой. Педагог предлагает детям поднять руку с перчаткой белого цвета, наступил день, затем поднять руку с черной перчаткой наступила ночь. Затем педагог просто называет день-ночь, а дети сами определяют какую руку нужно поднять (положить на стол, сжать в кулачок, помахать, вариации движений могут варьироваться).

В дальнейшем проводя игру на усложнение мы также используем эти перчатки, варианты игры предложены ниже:

  • Нужно взять картинки на которых изображены действия людей в дневное время перчаткой белого цвета, а карточки где изображена ночь рукой на которой надета варежка черного цвета.
  • Выполнение физ - минутки со стихотворным текстом:

ночку показали руку левую подняли,

правой ручкой помахали,

день веселый показали.

  • Выбор профессий людей, которые работают ночью и профессий людей трудящихся в дневное время суток.
  • Выбор животных которые бодрствуют в ночное время и животных ведущих дневной образ жизни.
  • Проводится беседа о значении той или иной части суток для человека и природы.

Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)

«Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Аналогично можно проводить игру о временах года.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели,

Птицы нам про них пропели.

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней .

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица.

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда.

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал.

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали.

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают.

Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка во времени)

«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

«Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

 

Заключение

В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы: объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира; субъективные: а) постоянные – приход в д/с, зарядка, завтрак, обед, сон и т.д. б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.

Дети неравномерно овладевают названиями частей суток. Слова «утро» и «ночь» дети осваивают раньше всего, т.к. чаще их слышат, границы этих частей суток более определенны, деятельность более однообразна.

У детей отсутствуют представления, связанные с текучестью времени. Дети не имеют знаний о последовательности частей суток, определяют у суток постоянную точку отсчета «утро», не знают, что следует после ночи. Не понимают вопрос «когда?».

Младшая группа.

Основная задача: различение частей суток по субъективным показателям: собственная деятельность, опыт.

Приемы: уточнить знания детей в беседах, разговорах, фиксировать внимание на наиболее ярких событиях в каждую часть суток; рассматривание иллюстраций с изображением деятельности детей: «Что дальше?», «Что сначала, что потом»; игры с предметами, картинками «Когда это нужно?»; словесные игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»; чтение художественной литературы…

Регулярное использование системы специальных игровых упражнений и других методов, направленных формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, способствует познавательному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно, чтобы знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности и имело связь с повседневной жизнью.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Таким образом, формировать временные представления следует начинать уже в дошкольном возрасте.

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается  в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме геометрических фигур

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о частях суток

Статья раскрывает особенности формирования у детей 3-4 лет представлений о частях суток. Составлена на основе психолого-педагогических источников. Материал может быть полезен для воспитателей и студен...

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде

Комплекс дидактических игр с водой на формирование у детей младшего дошкольного возрастапредставлений об окружающей средеПервое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода....

Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщени...

Конспект занятия по формированию у детей младшей группы элементарных математических представлений «Больше, меньше, поровну».

Задачи: продолжать учить детей сравнивать две неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов, использовать приёмы наложения и приложения, пользоваться словами: больше, меньше, с...

Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений

Ощущение времени играет весомую роль при ориентации человека в находящемся вокруг мире и содействует его привыканию во всевозможных ситуациях....