Проэкт по коррекционно-эмоциональному развитию у детей с задержкой в развитии
проект (подготовительная группа) по теме

Соломенникова Наталья Николаевна

Коррекция эмоциональной сферы у детей 6 – 7 лет с задержкой психо-речевого  и умственного развития.

  Используя различные средства искусств (музыка, рисование, ритмика) способствовать коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с ЗПРР и умственным недоразвитием.

Развить у детей умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (интонации, мимике, пантомимике), в собственной деятельности.

Социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_muzo.docx633.37 КБ

Предварительный просмотр:

Девиз педагогов:

 «Мы помогаем родителям, а не учим их, воспитывать собственных детей»

Цель проекта: коррекция эмоциональной сферы у детей

 6 – 7 лет с задержкой психо-речевого  и умственного развития.

 Задачи:1. Используя различные средства искусств (музыка, рисование, ритмика) способствовать коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с ЗПРР и умственным недоразвитием.

2.Развить у детей умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (интонации, мимике, пантомимике), в собственной деятельности. 

3.Социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других.

Данный проект представлен в виде отдельных частей:

-занятия  в группе с воспитателем;1music

-музыкальные занятия;

-психогимнастика «Песочная терапия»;

-занятия  по  восприятию музыки (с элементами музыкотерапии и арттерапии)

- музыка в группе, на праздниках и развлечениях.

Каждая часть, состоящая из  серии занятий, направлена на развитие эмоциональной сферы и имеет свои определённые цели. Все части логически связаны между собой, но и могут существовать самостоятельно. 

 Воспитатель в группе ведет ежедневную работу по коррекции эмоций у детей, используя программы: 

Минаева В.М. "Развитие эмоций дошкольников";

Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь";

Семенаки С.И. "Уроки добра".

 zanjatie1

Через занимательные игры, упражнения, специально организованные занятия у детей формируется доброжелательное поведение, навыки управления собственными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения. Через создание "зоны ближайшего развития" педагог способствует психическому и личностному росту ребенка, помогает понять свои чувства и чувства других людей.

Между занятиями, режимными моментами и в свободной деятельности педагоги обращают внимание детей на поступки, свои эмоции и настроение окружающих их людей, тем самым закрепляя пройденный материал.

 2.Музыкальные занятия(2 занятия в неделю)

music3

Цель: обучение выразительной передачи эмоций через песни, попевки, инсценировки, психогимнастические упражнения, этюды,  танцевальные импровизации, музыкальные игры; развитие саморегуляции и волевых качеств личности.

Занятия начинаются с музыкально–ритмических упражнений, которые помогают настроить детей на положительное эмоциональное настроение и закрепить навык согласованности движений с музыкой. Следующий психогимнастический этюд или упражнение – воспроизведение какого-либо эмоционального настроения, где обращается внимание на мимику, пластику движений, развитие творческого начала.

Через исполнение народных попевок, потешек, детских песен развивать у детей положительные эмоции, чувство общности. Дети учатся высказываться о музыке, передавать голосом и мимикой настроение песен.

Танцы и музыкальные игры, используемые  на  занятиях,  снимают у детей напряжение, развивают  выразительность движений, пластику, чувства единения, групповой сплоченности, а также навыки  самоконтроля.

 Психогимнастика (1 занятие в неделю с использованием

музыки)

Ц ель: формирование у детей различных психических функций  (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика);

развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.

   Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда  этюдов и игр. Они коротки, разнообразны  и доступны детям по содержанию.

   В дошкольном  возрасте  внимание  детей  ещё  не  устойчиво, дети  отличаются  большой  подвижностью  и впечатлительностью, поэтому  они  нуждаются  в  частой  смене  заданий. Для  отдыха  используются  подвижные  игры. Для проведения занятий используется методика М.И.Чистяковой "Психогимнастика" и Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности дошкольника". 

 Занятия  по  восприятию  музыки (1 в неделю с элементами  музыкотерапии  и  арттерапии).

Цель: учить  слушать и понимать  музыку, чувствовать  её  настроение, характер и выражать  их  на  вербальном  уровне, мимикой и пластическими  движениями, а  также в рисунках.

На  занятиях  дети  проживают  эмоциональные  состояния, вербализуют  свои  переживания, знакомятся с культурным  наследием  человечества (литературой, живописью, музыкой). У  них  расширяется  круг  понимания  эмоций, чаще  наблюдаются  эмпатийные  проявления  по  отношению  к  окружающим.

Рисование  под  музыку  помогает  ребёнку  самовыразиться, ощутить  удовольствие, снять  эмоциональное  напряжение.

 

Музыка в группе (ежедневно)

 Цель: использовать музыкальный фон для создания эмоционального комфорта в группе (музыка для встречи утром, для засыпания и пробуждения, для чествования именинников).

В группе у детей есть музыкальная зона, где самостоятельно в свободной деятельности они могут поиграть в музыкально-дидактические игры, в детский оркестр, в музыкальные занятия, потанцевать с любимыми предметами (ленты, цветы, платочки, шарфики, мячи, султанчики), представляя себя артистами, клоунами, балеринами. Для этого имеется в группе подбор DVD, аудиокассет с музыкой и детскими песнями. Воспитатель использует музыкальные аудиозаписи и для создания эмоционального комфорта в группе в течение всего дня.

Развлечения и праздники

9

 Цель: используя знакомый детям музыкальный и литературный материал, развивать у детей эмпатические и коммуникативные качества, дать возможность самоутвердиться, закреплять ситуацию успеха.

        Кроме традиционных праздников с детьми проводятся "Музыкально-литературные гостиные", "Театр Мальвины" и "А у нас праздник" (из программы "Прекрасное – рядом" Т.Н.Муравьёвой).

 Предложенная коррекционная программа была апробирована в МБДОУ №15 «Журавушка» г.Мариинска с детьми 6-7 лет имеющими отклонения и задержку психо-речевого развития и содействовала положительному результату развития эмоциональной сферы  у детей. Программа внесла коррективы в существующие методики и показала, что с помощью различных видов искусства у детей развились нравственные чувства – сопереживание, отзывчивости, готовности придти на помощь, искренней  радости  успехам других. У детей сформировался  интерес к различным видам искусств (к пению, к танцам, профессиональному анализу музыкальных произведений рисованию и т.д.), яркому выражению своих положительных эмоций в творческой музыкальной деятельности . Дети овладели способностью ставить цели, планировать в соответствии с ними свою деятельность и достигать положительных результатов. У них снизилось психоэмоциональное напряжение, неуверенность, развились эмоционально-волевые качества, и появилась способность управлять своими эмоциями. Произошли изменения в представлении о себе как личности, повысилась самооценка, стало формироваться чувство самоутверждения. 

Автор: Соломенникова Наталья Николаевна воспитатель специализированной группы , высшей категории  дошкольного образовательного учреждения "Журавушка" г.Мариинска

я

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »Ф.И.О. авторов: Наумова О.ПТип проекта:   ИсследовательскийПроблема:  У дете...

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...