развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Абдрашикова  Анжела  Фатыховна

расскрывается на основе экологического проекта о воде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikoznachimaya_rabota.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

                            Министерство образования Московской области

 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования        

         Московский государственный областной университет (ГОУ ВПО МГОУ)

             ГБОУ СПО Московский областной колледж искусств и технологий

                 

               Дополнительная профессиональная программа

           повышения квалификации педагогических работников

               Взаимодействие взрослого с детьми в процессе

организованной образовательной деятельности в ДОУ (РКЦ-ММЦ)

                                Вариативный модуль

                                           72 часа

              Итоговая практикозначимая работа на тему:

      Развитие познавательно-исследовательской деятельности

                             старших дошкольников

                                                                Выполнила

                                                                 Абдрашикова Анжела Фатыховна

                                                                 Воспитатель

                                                                   МДОУ комбинированного вида №47

                                                                «Лесная сказка»

                                  г Егорьевск 2014г

                               

                                       Содержание

Введение

3

1

Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ.

5

2

Практика педагогической образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности.

10

Заключение

14

Список литературы

15

Приложение

16

                                         

                                       Введение               

       В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.[8]

        ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. [8]         

         Дети –   природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.[3] Регулярное столкновение с творческими познавательно - исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.                                                                                                                                    

        Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

         Цель работы:   выявить условия развития познавательной активности старших дошкольников.

Для решения цели необходимо решить задачи:

-изучить методическую литературу по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»;

-разработать и провести организованную образовательную деятельность с детьми;

-привлечь к данной деятельности родителей.

       

         

Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ.

                                                                                   Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

                                                                                             В. Сухомлинский

 По мнению Н.Н. Поддъякова,  главной является  детское экспериментирование, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни и интенсивно    развивается в  дошкольном  детстве  без помощи  взрослых  и  даже  вопреки  их  действиям.[7] Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?»  и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания является метод экспериментирования. Экспериментирование- это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

    Цели экспериментирования :

•        Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

•        Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

•        Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

•        Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

•        Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

  Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Главная особенность детского экспериментирования  заключается в том, что обобщаются знания детей,  формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и по представлению. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, оно пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.    

     Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир.

      Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

       «В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами»- о чём неоднократно говорил  Л.С.Выготский.[4]    В возрасте 5-6 лет у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.[2]  

       Структура  детского экспериментирования:

•        Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

•        Выдвижение

•        Поиск и предложение возможных вариантов решения

•        Сбор материала

•        Обобщение полученных данных.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется  желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

        По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

       Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

       Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов.

       Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

         Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Но без помощи родителей не обойтись. Главными задачами во взаимодействии с родителями являются:

1установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей;

2 создание атмосферы общности интересов;

3 активизация и обогащение воспитательских умений родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит и от родителей и от педагогов.

       

       

           Практика педагогической образовательной деятельности

 с использованием познавательно-исследовательской деятельности.

      Свою работу начала с подбора и изучения литературы. Мне стало интересно, что знают дети о воде, о таком простом и в тоже время сложном веществе.  Я понимала, что раскрыть весь этот вопрос за один день невозможно. Поэтому я решила провести краткосрочный проект посвященный изучению такого природного явления, как вода.

      Я поставила цель проекта:  развитие у детей интереса к познанию и личного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания- воды; формировать представления о свойствах воды, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т.д.)

Задачи проекта:

- уточнить и расширять знания детей о воде, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки и т.д.); познакомить с круговоротом воды в природе, дать представление об источниках загрязнения воды , его последствиях, мерах предотвращения загрязнения. Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать умственные операции сравнения и обобщения; познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию; развивать умение приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы; развивать способность к прогнозированию будущих результатов, мотивацию на здоровый образ жизни;

- воспитывать эмоциональное отношение к воде, любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

       В процессе работы я хотела увидеть, как продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, образного мышления, творческих способностей; как формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; как развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; как у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; как приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

      Мы знаем, что для любой детской деятельности  нужен мотив, детей необходимо заинтересовать. Для создания мотивации я принесла в группу альбом трафаретов «Морские обитатели» Дети очень заинтересовались им, стали обводить и закрашивать животных. В ходе данной деятельности стали возникать вопросы: Где живут эти животные? Что такое море? А кто живет в пресных водоемах?  Мы рассмотрели альбомы: «Река», «Море», «Болото». Выяснили, кто там обитает, какие растут растения. Создали макеты этих экосистем. С помощью пластилинографии изобразили обитателей морей и пресных водоемов.

      На прогулке мы наблюдали за дождем. И детям стало интересно: Откуда приходит вода? Придя в группу, мы составили альбом из рисунков «Путешествие капельки», рассмотрели альбом «Вода в природе».  

    Постепенно к нашей деятельности стали подключаться и родители. С их помощью мы создали мини-музей «Водица-сестрица». Там мы поместили коллекцию ракушек, макеты экосистем, поделки из ракушек и поделки на водную тематику, подобрали художественную литературу на нашу тему.

    В свободной деятельности дети с удовольствием играли в  сюжетно-ролевые игры «Путешествие на водоем», «Моряк», в настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Речка-реченька», «Путешествие капельки», в подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Удочка».

     Постепенно дети стали все чаще спрашивать: Что такое вода? Какая бывает вода? Для чего она нужна? Откуда мы ее берем? Кто, что может загрязнять водоемы? Что необходимо делать для охраны воды? Я предложила детям самим ответить на все вопросы. А для этого мы «превратились» в юных исследователей. [ Смотри приложение]

     В процессе всей познавательно-исследовательской деятельности дети узнали, что вода- это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании – в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.    

        В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

        Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

      Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

       На заключительном этапе дети определили новую проблему: «Изучение и охрана водоемов родного края»

       Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.

       В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

                                 

                                        Заключение

         Проведя всю работу, я могу сделать вывод, что  достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей. Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

        В ходе проделанной работы, я изучила  методическую литературу по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через развитие у них интереса к познанию». Разработала и  провела краткосрочный проект с детьми. К работе привлекла и родителей.

         Вся эта работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты.

                              Список литературы

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Веракса Н Е Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников.    Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2011.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

4.  Ковинько  Л.В. «Секреты природы- это так интересно» М. «Лика-Пресс» 2009

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6.ПрохороваЛ.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2004

 7. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998.

8.Проект Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования от 13.06.2013 г

9.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.11.

         Подборка материала для занятий,  игр осуществлялась на основе собственных разработок и использовании Интернет ресурсов сайтов образовательных порталов:

1www. moi-detsad.ru -«Все для детского сада»

2http: llpedmirirul -Педагогический мир

3 http:  llfestival. iseptember. rul-Фестеваль педагогических идей «Открытый урок»    

                                       

                                            Приложение

Конспект       эксперементально-исследовательской деятельности                                                      

                                «Волшебная вода»

Программные задачи: обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой,  развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Демонстрационный материал:

формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.

Раздаточный материал:

экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.

Предварительная работа:

проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.

                                               Ход

В.: Сегодня, мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите для чего нужна вода? И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше о свойствах воды.

Давайте возьмем формочки и ведерки и наполним их водой. Форма, которую приняла вода одинаковая?

Вывод:  О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая,  она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.)

А какого цвета вода? Возьмем 2 стакана – 1 с водой, а другой с молоком. Возьмем ложку и поставим ее за стакан с водой. Нам ее видно? А теперь поставим ее за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду видена ложка, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость

Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод:  О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

В стакан с водой положим комочек земли, растительное масло нальем, перемешаем.  Что стало с водой? (она стала мутной) Возьмем салфетку в нее положим вату, все это поместим в воронку- фильтр. Воронку с фильтром поместим на второй пустой кувшин. Переливаем мутную воду. Что стало с водой? (чистая)

Вывод: грязную воду надо профильтровать.

В солнечный день после дождя мы можем увидеть в небе радугу. Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направляем его на лист белой бумаги. Мы видим спектр, радугу. Какие есть цвета у радуги?

Вывод: вода преломляет солнечный свет.

В стакане с водой я растворяю сахар. Какая стала вода? В другой добавляем соль. Какая стала вода?

Вывод: вода безвкусна, но растворенные в ней некоторые вещества, придают воде вкус.

Есть ли у воды запах? Добавляем в воду сок лимона.

Вывод: своего запаха у воды нет.

Какие выводы можно сделать из проведенных опытов.

Вода-прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать.  

А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.

(дети переходят в другую половину помещения групповой комнаты, дети попадают сначала в «лето», затем в «зиму»)

Сейчас мы с вами попали в теплое время года- лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но случается с лужами летом? Почему они исчезают? Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем в холодное время года- зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег- это тоже вода. Лед- это тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в теплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трех состояниях- в жидком состоянии, в твердом состоянии (лед, снег), в парообразном состоянии.

 А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.

-Для чего нужна вода?

-Где можно встретить воду?

-Где можно нагреть воду?

Мы возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов- узнать, какие предметы в воде плавают, а какие тонут. На экспериментальном листе отметите результаты (проведение опытов).

Цель следующего эксперимента- узнать, что можно растворить в воде, что нет.

(подведение итогов)

Вам понравилось быть учеными и делать опыты? Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание

В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...

познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Муравьи"

Экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмо...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников»

Рекомендации  для родителей по развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников старшего возраста...