Главные вкладки

    Памятка для воспитателей "Современные подходы к оздоровлению детей"
    консультация на тему

    Белова Анжелика Револиевна

    Сохранение и укрепление здоровье ребенка - одна из главных стратегических задач развития страны. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennye_podkhody_k_ozdorovleniyu_detey.docx23.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные подходы к оздоровлению детей

    В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

    В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребенка.

    Сегодня сохранение и укрепление здоровье ребенка - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

    • Закон РФ «Об образовании»;
    • Закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии посещения»;
    • Указом Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»;
    • «Об утверждении основных направлений государственно-социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и др.

      Перечисленные документы меры, принимаемые органами Управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, улучшения показателей здоровья детей.

      Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться в целом, так и по основным классам болезней.

      Высок процент сердечно - сосудистых заболеваний, очень много детей нуждаются в психокоррекции, количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста страдают дефицитом движений и не закаленностью.

      Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, - является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы на основе формирования у них потребности в движениях.

      А поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть отведены к узкомедицинским или узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

    Поэтому актуальной задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта, сохранение и укрепление здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

    Основания модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы следующие:

    1. Необходимость становления у человека с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
    2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к организации оздоровительной деятельности.

    Рассмотрим эти два основания подробнее. Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности человека в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценки им своего здоровья. Проблема в работе с дошкольниками состоит в том, что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, у детского сада, у общества. Но у каждого малыша есть огромное желание вырасти, стать сильным, чем-то превосходить их.

      Анализ физкультурно-оздоровительных программ показывает, что в них слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью.

    Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. Пока ребенок мал, многое ему кажется достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность свом мечтам. Так начинают образовываться комплексы. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно свои потенциальные возможности, а тем более использовать их, так постепенно формируется пассивное отношение к своему здоровью.

    Укрепление и сохранение собственного здоровья принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности, эффективность самооценки прямым образом зависит от знания себя. Для дошкольника оно предусматривает следующее:

    • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
    • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья, для жизни;
    • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
    • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

      В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека оценивать свое здоровье. Ребенка не учат умению прислушиваться к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое психическое и физическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать какие-либо меры.

    Короче говоря, мы взрослые сами еще плохо осуществляем мониторинг своего здоровья и не учим этому своих детей.

    Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Исследования показали, что даже 4-4 летние дети к критериям здоровья относят не только физические, но и психические, также социальные признаки. Например:

    • эмоциональные - 41% (здоровый человек всегда веселый);
    • психической уравновешенности - 19% (кто здоровый, тот спокойный, не ругается, не кричит, не дерется);
    • интеллектуальные - 4% (кто здоровый, быстро решает задачки).

    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью.

    Осознанное отношение к своему здоровью должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Для того чтобы организовать физкультурно-оздоровительную деятельность необходимо четко определить приоритетные направления оздоровительной деятельности в детском саду. Это позволит разработать рациональную систему мероприятий для каждого направления.

    Н этой основе можно также осуществить их разумную интеграцию с бытовыми, образовательными процессами и игровой деятельностью.

    К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду следует отнести:

    • организацию жизнедеятельности детей согласно санитарно-гигиеническим требованиям;
    • организацию питания;
    • обеспечение психологической безопасности;
    • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
    • физическое воспитание детей.

    1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.

      Ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых.

    Плохой уход или его отсутствие в дошкольном возрасте квалифицируется как жестокое обращение с ребенком. Уход за ребенком – это, прежде всего обеспечение чистоты его тела, одежды, постели. В детском саду довольно часто можно встретить неухоженного ребенка.

    • Носовых платков должно быть несколько, по правилам пользоваться носовым платком можно 1 раз (лучше иметь одноразовые платки).
    • Нижнее белье должно меняться ежедневно.

    Санитарное условие

    • Освещенность учебных и игровых зон;
    • Соблюдение режима проветривания;
    • Сон.

      Воздух представляет собой смесь газов. Ионы газов воздуха называются аэрононами. Аэрононы имеют «+» или «-»заряд. Отрицательные представлены кислородом, они увеличивают двигательную активность, умственную, физическую работоспособность,повышают сопротивляемость к инфекциям.

      Положительные аэрононы представлены углекислым газом и азотом.

    В 1 куб.см. воздуха в солнечный день находится до 1000 отрицательных аэрононов. На горных курортах - 10.000, рядом с водопадом или у моря в шторм 100.000. Положительные аэрононы практически отсутствуют.

    Количество отрицательных аэрононов в помещении, где человек проводит 90% своей жизни, не превышает 500, к концу дня 25-50. Число же «+» аэрононов возрастает до сотен тысяч. Проветривание должно стать предметом внимания и заботы воспитателя.

    2.          2-ое направление оздоровительной деятельности - организация питания.

    Воспитатель в основном обеспечивает психологический компонент, связанный с комфортными условиями приема пищи. Что бы отнесли к комфортным условиям:

    3.        Обеспечение психологической безопасности во время пребывания в ДОУ.

    Психологическая безопасность отслеживается по следующим параметрам:

    • активизация (активное поведение, энергичные действия);
    • тонус (низкая работоспособность, вялость, несобранность, астенические реакции на трудности говорят о пониженном тонусе);
    • напряжение (дискомфорт, тревога, страх);
    • стресс (ответ организма на повышенную нагрузку).

      Отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью.

      У ребенка в стрессовом состоянии отмечается плохой сон, беспричинная обидчивость, плаксивость, рассеянность, забывчивость.

    • различные телодвижения
    • потеря веса или наоборот
    • расстройства памяти, воображения, слабая концентрация внимания.

      Если замечаете у ребенка наличие выше обозначенных симптомов, это говорит о психосоматических расстройствах (упражнение на психосаморегуляцию).

    4. Организация лечебно-профилактической работы.

     Система общеоздоровительных мероприятий включает:

    • обучение детей уходу за своим телом;
    • закаливание;
    • витаминизация блюдфитонцидотерапия;
    • психосаморегуляция (усвоение упражнений);
    • оптимизация двигательной деятельности.

    Система закаливания должна быть разработана таки образом, чтобы от щадящих процедур ребенок переходил к более жестким.

      Основным принципом должен стать принцип постепенного расширения зоны воздействия и увеличения времени воздействия. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо составить своеобразные «ступеньки закаливания». На каждой из них ребенок не должен находится более полугода. Иначе принимаемые закаливающие процедуры станут индифферентными (безразличными) для организма.

    Например:

    II мл. - воздушное закаливание;

    • обливание лица, предплечий, верхней части груди.

    I мл . - обтирание рукавичкой;

              - ходьба по мокрой дорожке;

    стар. гр. - обливание комнатной t;

                   - с понижением t;

    подг. гр. – контрастные ванны; общее обливание.

    Закаливающие комплексы должны разрабатываться медиками. Закаливающие процедуры должны стать органической составляющей всех физкультурных мероприятий.

      Широко следует использовать воздушные процедуры, они не требуют дополнительных затрат, эффективность их высока.

      К щадящим водным процедурам относятся ходьба босиком по мокрым дорожкам с растиранием стоп, обтирание влажной рукавичкой.

      Освоение этих процедур позволяет перейти к жестким: обливание, погружение в прохладную воду, контрастные ванны, общее обливание. К закаливающим процедурам относится полоскание рта и горла водой комнатной t.

    Сущность закаливания. 

    Состоит в тренировке терморегуляционного аппарата организма ребенка. Поэтому в детском саду необходимо создать пульсирующий микроклимат.

    • групповые комнаты, музыкальный зал, студии - 20°
    • спальни- 16-18°
    • туалетные комнаты, приемные, коридоры - 22-24°
    • физкультурный зал - 18°

    Хорошо используются люстры Чижевского

    5. Физическое воспитание детей.

    • своевременное достижение возрастного уровня физического развития
    • овладение физ.культурой
    • приобщение к традициям большого спорта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.

    Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...

    Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

    Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...

    Современные подходы к оздоровлению детей в раннем возрасте

    В материале раскрывается система комплексного подхода к оздоровительной деятельности в первой младшей группе ДОУ....

    Из опыта работы "Новые подходы в оздоровлении детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию и ритмике."

    В связи с ухудшением динамики здоровья детей в последние годы, возникает необходимость в использовании в работе с детьми дошкольного возраста, новых технологий, программ, направленных на...

    Консультация: «Особый подход в оздоровлении детей раннего возраста» для педагогов СДС, ГКП, коррекционные группы.

    Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Для успешного проведения всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе создана предметно - развиваю...

    СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

    В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......

    «Подходы к оздоровлению детей в развивающей педагогике»

            Состояние здоровья детей постоянно становится главной проблемой в дошкольном образовании России. Все большее количество детских садов считают сохранение и укреп...