«Подходы к оздоровлению детей в развивающей педагогике»
консультация (подготовительная группа) на тему

Галкина Татьяна Вячеславовна

          Состояние здоровья детей постоянно становится главной проблемой в дошкольном образовании России. Все большее количество детских садов считают сохранение и укрепление здоровья малышей своей приоритетной задачей. Задача по охране и укреплению здоровья является основной, так как развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Каждый из детей хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, быть всегда здоровым. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте, во взаимоотношениях с другими людьми. Есть поговорка«В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Подходы к оздоровлению детей

в развивающей педагогике»

Воспитатель: Галкина Т. В.

Саратов 2016

          Состояние здоровья детей постоянно становится главной проблемой в дошкольном образовании России. Все большее количество детских садов считают сохранение и укрепление здоровья малышей своей приоритетной задачей. Задача по охране и укреплению здоровья является основной, так как развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Каждый из детей хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, быть всегда здоровым. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте, во взаимоотношениях с другими людьми. Есть поговорка«В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело.

          В настоящее время в педагогике возникло особое направление«развивающая педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Есть разработанная программа «развивающая педагогика оздоровления» авторы В. Т. Кудрявцев. Б. Б. Егоров.

          Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать сознательное и ответственное отношение как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих, к здоровью как к общественной ценности.

Понятие «здоровый ребенок» профессор Ю. Ф. Змановский включал помимо физиологических характеристик, психологические, такие как:

  • Жизнерадостность
  • Активность
  • Любознательность
  • Высокий уровень умственного развития,

отражающие не только эффекты, но и условия успешного оздоровления.

Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Источником такой целостности развития ребенка, является живое одушевленное и одухотворенное движение человека, т.е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Формообразующим источником этого единства является одухотворенное движение человека, которое преобразует активный энергетический потенциал организма и выступает как средство универсального расширения человеческого сознания.

          Развивающая педагогика оздоровления включает в себя следующие направления оздоровительно развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре

2. Развивающие формы оздоровительной работы.

          Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

          Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения: «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».

          На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

- наследственность;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

-  «электронно – лучевое» и «металло – звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок – музыка); 

- образ жизни(оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Поэтому педагогика оздоровления необходима нашим детям. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программы ДОУ.

Формы организации оздоровительной работы

1. Создание системы двигательной активности в течение дня:

 - утренняя гимнастика (ежедневно);

- физкультурные занятия (3 раза в неделю);

 - музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю);

- прогулки с включением подвижных игр;

- оздоровительный бег(ежедневно);

 - пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях);

 - зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях);

 - оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

- эмоциональные разрядки, релаксация;

 - ходьба по массажным коврикам, (босохождение);

- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) 

2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

          Полноценное физическое развитие дошкольника - это не только формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно - волевых черт личности, осознание собственных телесно- психических возможностей. Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть, иначе оно так и останется неразвитым. Общим показателем состояния физического здоровья является не сама по себе подвижность тела, а способность человека испытывать «мышечную радость» от движения. 

Особое внимание уделяется построению совместных движений ребенка и взрослого и других детей. Создаваемые силой детского воображения образы - не просто условность. Если ребенок вошел в образ, то этот последний «материализуется» в его психосоматических состояниях, начинает влиять на их динамику, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Также  и  сопряженное с ним движение не просто выражает « добро», а реально творит его. Поэтому на занятиях, в развлечениях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом и другими детьми, с самим собой.

Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения).

По мере этого дети творчески овладевают необходимыми навыками само и взаимопомощи, а затем в доступных пределах начинают самостоятельно, без помощи взрослого корректировать собственное психосоматическое состояние (там, где нужно). У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа(своего и чужого), доброе уважительное отношение к ним.

Например: имитируя позу «кошечки», ребенок естественно преображается в движении-динамике, а не в статике.

Не надо ему объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения,  и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах . В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно - именно в такой позе он находился в утробе матери. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, и т. д. на какое-то время сжимается в комочек, что способствует оптимальному проходу и распределению энергетических потоков внутри тела.

Другой пример: в психогимнастике, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холодно-тепло»

 -при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например: воспитатель, указывающий на заболевшего ребенка, обращается к детям: Ребята, а где же у нас горчичники? Давайте поможем! Дети, желающие помочь, прикладывают ладошки к больным местам. Эти живые горчичники начинают прогревать намного эффективнее, чем настоящие - проявляется эффект эмоциональной  отдачи.

При проведении игр с элементами массажа дети непросто работают а играют с собственным  телом: мнут, разглаживают, лепит, словно ваятель.

Полоскание горла водой эффективно, если дети предварительно ее энергетически обрабатывают, заряжают, желая себе здоровья.

Развивающая педагогика оздоровления предполагает игровые варианты занятий и упражнений, направленных на приобщение дошкольников к физической культуре. Разучивание основных движений проводим в игровой форме под чтение стихов, например:

«Словно Маугли из книжки,

Вам девчонки и мальчишки.

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три- четыре…Скок!

Используем игровые имитации в паре. Большой интерес вызывают упражнения на ориентировку в пространстве, музыкально - ритмические движения, упражнения на мышечное расслабление. Оправдывает себя использование фольклорных игр разных народов, игры- аттракционы, считалки для подвижных игр.

Движение является естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Движение оказывает существенное влияние и на развитие интеллекта ребенка. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка- это основа формирования личности. Главная составляющая успеха- правильная мотивация, ощущения удовольствия, радость от движения.

Результат: Заключается в том, что эффект данной оздоровительной работы закрепляется в виде устойчивого, константного, целостного психосоматического состояния, которое может воспроизводиться в режиме саморазвития. Это, собственно и есть - прижизненно сформированное здоровье, здоровье, которое педагогически и психологически культивируется на базе определенного медицинского обеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.

Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...

Современные подходы к оздоровлению детей в раннем возрасте

В материале раскрывается система комплексного подхода к оздоровительной деятельности в первой младшей группе ДОУ....

Из опыта работы "Новые подходы в оздоровлении детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию и ритмике."

В связи с ухудшением динамики здоровья детей в последние годы, возникает необходимость в использовании в работе с детьми дошкольного возраста, новых технологий, программ, направленных на...

Памятка для воспитателей "Современные подходы к оздоровлению детей"

Сохранение и укрепление здоровье ребенка - одна из главных стратегических задач развития страны....

Консультация: «Особый подход в оздоровлении детей раннего возраста» для педагогов СДС, ГКП, коррекционные группы.

Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Для успешного проведения всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе создана предметно - развиваю...

Подходы к оздоровлению детей в развивающей педагогике

Состояние здоровья детей постоянно становиться главной проблемой в дошкольном образовании....