Анализ классификаций игр
статья (младшая группа) на тему

Склезнева Ирина Васильевна

Игра – специфическая, не утилитарная, объективно развивающая особенности индивида деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_2.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ классификаций игр

Игра – специфическая, не утилитарная, объективно развивающая особенности индивида деятельность.

Традиционная игра в определенный момент истории приобрела для подрастающих поколений значение образовательного поля, выполняющего важную воспитательную и развивающую функцию. Игра стала средством обучения, сохраняя свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую саморазвитие ребенка через рефлексию современности в самодеятельных сюжетах, сюжетно-ролевых играх.

В настоящее время игра продолжает свой культурно – исторический путь. Вертикаль ее развития представлена в репертуаре современных игр. В настоящее время разработана (С.Л.Новоселова, 1995) относительно полная классификация детских игр, основанная на системообразующем принципе выделения инициативы зачинателя игры.

Игра приобрела статус развивающей детской деятельности, функционально моделирующей перспективы развития личности в онтогенезе.

Психологический критерий инициативы, побуждающей к игре, позволяет выделить три класса игр:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) – самодеятельные игры;
  • игры, обучающие, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • игры, идущие от исторической инициативы этноса, - народные, или традиционные, игры, которые могут возникнуть в детской среде по предложению взрослого или более старших, уже знающих эти игры детей.

          Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра экспериментирование и самодеятельные сюжетные игры – сюжетно-обозрительная, сюжетно-ролевая, режиссерская. Это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. К этой группе   относятся сюжетные и познавательные игры.

Второй класс игр это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. К этой группе относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные игры (не игры в театр, а сам театр). Они формируют культуру игры; через игровую культуру этноса служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний; способствуют усвоению социальных норм и правил. Подвижные игры  могут быть сюжетными и бессюжетными.

Дидактические игры это игры с дидактическими игрушками и аналогичным материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные.

Музыкальные игры,  могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр.

Игры – развлечения, рекомендуемые в основном детям раннего и младшего дошкольного возраста, повышают эмоционально – положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе содержания многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторная координация, произвольность поведения, символическая функция мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. /1, 2/

Иван Ивич в Международном проекте по традиционным детским играм  с достаточной степенью условности предложил выделить как бы две группы архаических игр.

Первая – игры, идущие от манипулирования с предметами, которые в последствии приобретали социальную смысловую окраску – наиболее древние игры; вторая – игры, возникновение которых связано с первобытными ритуалами (обрядами).

Особенностью архаических игр является их присутствие в игровой практике детей, принадлежащих к народам подчас весьма разным по своим этническим чертам и месту проживания на земном шаре. Были отмечены развивающие функции этих игр и относились они к тренинговым играм.

Игры можно разделить на две категории:

  1. Традиционные детские игры с правилами.
  2. Игры без правил, в которых поведение большей частью регулируется моделями поведения.

Первая категория традиционных игр с правилами – характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется  поведение игроков. Правила могут быть очень простыми (как, например, во всех считалках) или настолько сложными, что требуют достаточно высокого уровня интеллектуального развития для понимания. Типичными примерами традиционных детских игр такого рода являются «прятки», «шарики», «кошки-мышки», «пятнашки» и т.д.

Вторая категория – это игры, основанные на стабильных схемах поведения, которые гораздо более разнообразны. И в значительной степени регулируется физическими свойствами используемых в игре предметов и игрушек (например, способ бросания и ловли мяча или бумеранга, стрельбы из лука и т. п.) или двигательными структурами человеческого поведения (например, игры на сохранение равновесия, прыжки в длину и в высоту, бег, все игры, требующие ловкости движений).

Существуют также игры с сочетанием физических характеристик используемых предметов и двигательной способности индивида ( например, прыганье через скакалку, бег в мешках, ходьба на ходулях  и т.п.). Ко второй категории также относятся игры, требующие сенсорно - перцептивной  активности, игры на наблюдательность, все игры развивающие ловкость и быстроту реакции. Кроме того сюда входят игры, отражающие универсальные схемы взаимодействия и коммуникации, интерактивные игры матери с младенцем, состязательные и кооперативные игры: пари, игры на испытание смелости и, наконец, все командные игры.

Интеллектуальные игры (игры требующие размышления, сообразительности, логики, гибкости ума и т. п.) построены на универсальных интеллектуальных моделях.

Также в классификацию были включены  следующие критерии: содержание игры, психологические функции игры, социально – психологические функции игры, психогенетический критерий (критерий развития), структура игры.

Классификация  категории игр на основе: противопоставления (традиционные и современные игры, детские игры и игры взрослых и т. п.); перечисления (перечень типов игр и их конкретизация); общего, рабочего определения. /3/

Рассмотрим еще некоторые классификации игр. Так, Е.А.Покровский (1994) выделяет игры с игрушками, игры с движением, символические игры, игры с песнями и хороводами и др. Детский психолог Стем делит  все игры на индивидуальные и коллективные, Ш. Бехтер считает, что все игры делятся на функциональные, игры-фантазии и игры с обманом чувств, пассивные игры и игры в конструирование. Г. Крайг (2000) выделяет сенсорные игры, игры-возни, языковые игры, ролевые игры, игры с правилами.

        С.А. Шмаков (1994) в своей книге «Игры учащихся – феномен культуры», отмечая, что в мире существует огромное количество игр, анализирует имеющиеся в литературе классификации игр. Автор считает, что большинство попыток классификации игр носят либо интуитивный характер, либо сделаны под специально собранный материал игр. Он предлагает сделать общепринятым разделением всех игр на следующие группы:

  • игры с готовыми «жесткими» правилами;
  • игры «вольные», в которых правила устанавливаются по ходу игровых действий;
  • игры, включающие и свободную игровую стихию, и возникающие по ходу правила.

        Каждую группу  разделил по внешним и внутренним признакам.

Внешние признаки: содержание, форма, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.

По содержанию        игры с готовыми правилами бывают: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.

По содержанию вольные игры бывают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.д.

По форме: игры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы, и др.

По времени проведения: зимние, весенние, летние, осенние.

По месту проведения: настольные, комнатные, уличные, дворовые и т.д.

По составу и количеству участников игры делятся по возрасту (игры для младенцев, дошкольников, школьников и др.), по полу (для мальчиков, для девочек), по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые).

По степени регулирования управления: игры, организованные взрослыми или инструкторами, игры стихийные, импровизированные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров: игры без предметов и с предметами (с мячом, веревкой, битой и т.д.), компьютерные игры, игры аттракционы и др.

К внутренним признакам игры С.А.Шмаков относит способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, импровизация и т.д. /4/

Н.А. Тимошкина  в своей книге «Методика использования русских народных игр в ДОУ» выделяет следующие виды игр: Двигательные игры - они требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Основной особенностью двигательных (подвижных, моторных)  игр является их соревновательный, творческий, коллективный характер. 

Социальные игры - они носят преимущественно коллективный характер, так как отражают существо отношений в обществе. Основными компонентами социальных игр являются тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Наиболее распространенными из социальных игр являются сюжетно-ролевые игры.

        Хороводные игры включают в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомимику.        

Орнаментальные игры, во время которых участники двигались в определенном порядке под песню или музыкальное сопровождение.  Хореографический рисунок движений определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Участники изображали различные сооружения и явления: плетень, ворота, мост, улицу, метель, шум ветра и пр. обычно игра состояла из трех частей: «набора», собственно игры и «разбора». 

        Состязательные игры направлены на развитие как физических, так и умственных способностей детей. Они представляют собой состязание в силе, меткости, ловкости, быстроте реакции и сообразительности. Среди них выделяется группа игр с различными предметами: палками, шарами, мячами, жгутами и т.п. Основной чертой состязательных игр является наличие четко сформулированных правил игры и установка на победу. /5/

Большинство классификаций опирается на содержание и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, особенности поведения играющих и т.п. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов, преимущественно реализуемых в игре. Неоднократно выделялись классификационные принципы, определяемые этнической принадлежностью играющих, древностью игр, и их направленностью на воспитание тех или иных черт личности. В основу классификации игр иногда предлагается положить их внутреннее строение. Распространены также классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или места, где играют. /6/

Но не одна из них не учитывает площадь игрового поля, которое так необходимо при игре в условиях детского сада. Большинство современных детей посещают детский сад, а это значит, что в силу некоторых обстоятельств они очень мало играют во дворе со своими сверстниками и родителями. Большую часть времени дети проводят в саду где они играют не только в сюжетно – ролевые игры но и в подвижные. Наличие классификации игр для педагогов детского сада облегчила бы ситуацию и увеличила бы перечень таких игр, в которые дети могли бы играть на своих игровых площадках. Несомненно, есть пособия по играм для ДОУ в которых очень много интересных народных игр давно уже забытых, в которые дети даже и не знают, как играть, но по причине отсутствия большого игрового поля они в них не играют.

Список литературы

  1. Журнал «Детский сад от «А» до «Я»: М.: -  2003, № 6 – Игра: определение, происхождение, история, современность. С.Л.Новоселова
  2. «Игра дошкольника» / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил. – Библиотека воспитателя детского сада.
  3. Международный журнал Перспективы: Вопросы образования, 1987г. № 4  Иван Ивич  «Международный проект по традиционным детским играм»
  4. Ю.В.Гурин, Г.Б.Монина «Игры для детей от трех до семи лет»
  5. Н.А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ
  6. Журнал: Дошкольное воспитание, 1997, № 3 С.Л.Новоселова «О новой классификации детских игр»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.

Карты для  фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может  быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....

Статья: "От анализа звуков к анализу предложений"

Данные рекомендации предназначены для родителей детей подготовительной группы и позволят им быть в курсе этапа проводимых занятий, а так же дают возможность закрепить пройденный материал дома. Здесь с...

КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).

Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....

Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга

Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управлени...

Занятие ООД на тему:"Классификация. Классификация по одному признаку" вторая младшая группа

Занятие по формированию элементарных математических представлений  на тему: "Классификация. Классификация по одному признаку" во второй младшей группе...