Требования к культуре речи педагогов ДОУ
консультация по теме

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

Культурная речь, как обязательный элемент общей культуры человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

          Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

          Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

          Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

          М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

          Именно  поэтому к речи педагога дошкольного учреждения предъявляются высокие требования.

           Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном учреждении.

          Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть внесено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно»

           В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

           К компонентам профессиональной речи педагога относится:

- качество языкового оформление речи

- коммуникативная компетентность

- ценностно-личностные установки педагога

- четкий отбор информации для создания высказывания

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации

2

         К речи педагога ДОУ выделяют следующие требования:

         Правильность – речь должна соответствовать языковым нормам, то есть педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпия – правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

        Точность –  речь должна соответствовать смысловому содержанию и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотреблении.

       Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

      Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста является устранение нелитературной лексики. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: не допускать слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов, так как ведущий механизм речевого развития дошкольников подражание.

      Выразительность речи является мощным оружием воздействия на ребенка. Это особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Если педагог владеет разными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса) это способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

       Богатство – умение использовать все языковые единицы. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. Поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только

3

расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

       Уместность – употребление единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

       К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

      Таким образом, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешной работы по речевому развитию детей в ДОУ.  

Культурные и методические требования к речи педагога

  1. Строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт.
  2. Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками

                                         

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"...

консультация для педагогов "Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для педагогов на тему: "Речь педагога-основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

В данной консультации дана её главная цель, дано понятие "Культура речи" , даны компоненты профессиональной речи воспитателят и требования к  ней....