Консультация - практикум для воспитателей ДОУ "Культура речи педагога"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Консультация поможет  уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_pedagoga.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи педагога ДОУ

консультация–практикум для воспитателей ДОУ

«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей».

М.Горький

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;
  2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
  3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

  1. Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».
  2. Практикум «Проверьте свою грамотность».

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

        Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

      Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

      Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

     Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

     Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

     В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

    Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

                                             Что такое культура речи?

    Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

    Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

    К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

(Форма организации педагогов – малые группы по 4 человека)

    Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

1.1 Грамматическая правильность.

1. Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется форма глагола «бегите»?

   Глагол «бегите» используется только при формировании повелительного наклонения, например, «Ваш поезд уже отходит, бегите, может еще успеете! »

2. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Повелительное наклонение- форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет) .

Ехать – поезжай (те) ; бежать – беги (те) ; махать – маши (те, махай (те) ; сесть – сядь (те) ; лечь – ляг (те) .

3. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

  • Окна занавешены (тюль)
  • Лицо скрыто (вуаль)
  • Крышу кроют (толь)
  • Вымою голову (шампунь)
  • Голова покрыта (шаль)

4.Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

  • Я встала, сняв ребенка с (колени).
  • В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
  • Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
  • Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

1.2 Орфоэпическая правильность.

  1. Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.
  2. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт (нет бинта), блин (нет блина), торт (нет торта), бант (нет банта), гусь (нет гуся).
  3. Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска (дОску), река (рЕку), щека( щЁку), борода (бОроду), стена (стЕну), борона (бОрону).

Ударение в существительном единственного числа с окончания перемещается на основу существительного в винительном падеже. Но у этих  существительных нередки колебания ударений: вОдам – водАм, вОдах – водАх, дУшам – душАм, дУшами – душАми, рЕкам – рекАм, рЕками – рекАми, стЕнам – стенАм.

Некоторые предлоги, как уже говорилось, принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя следующие предлоги.

1.3. Лексика.

Исправить предложение:

  • Он полный невежа в вопросах искусства. (Невежда)
  • Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (Надел)
  • Коля является ведущим лидером нашей группы.
  • Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
  • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
  • Все дети своевременно выполнили заданное задание.
  • Врачиха выписала детям лекарство. (Врач, доктор)

1.4. Орфография.

Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.

     К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Литература:

  1. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
  2. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
  3. Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
  4. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"

В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены  методы работы для ра...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Консультация–практикум для воспитателей ДОУ «Культура речи педагога ДОУ»

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Семинар практикум для воспитателей «День здоровья педагога»

Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда.(Конфуций) Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте,...

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

     Цель: Стимулировать креативность педагогов, повышение их профессионализма, в работе по воспитанию патриотических чувств, установить сотрудничествомежду педагогами ДОУ по дан...

Консультация - практикум для воспитателей " Культура речи педагога ДОУ"

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно акт...

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие речи детей с ТНР посредством конструктора LEGO Education «Моя первая история»

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная сре...