Статья для педагогов и родителей "Игры в тигры".
статья на тему

Комарова Галина Николаевна

Данная статья написана специально для родителей и педагогов, и содержит ответы на такие вопросы, как: что такое агрессивное поведение, почему  и когда ребёнок проявляет агрессию, какие бывают формы агрессивных реакций. Так же в данной статье приведены некоторые правила общения с агрессивным ребёнком, которые помогут устранить нежелательные прявления агрессии.Заканчивается статья памяткой для родителей с очень важными и нужными советами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_tigry.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игры в тигры».

 

«Эй, не стойте слишком близко,

                                                                                                        Я тигрёнок, а не киска!»

Агния Барто

Знаете ли вы, что агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста? Ведь это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Действительно, практически все дети ссорятся, обзываются, дерутся и пр. И у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, перерастая в устойчивое качество личности. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Какие же это ситуации? Давайте их рассмотрим:

•         Привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

•         Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство (заметив, что партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

•         Защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятия игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

•         Стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы);

•         Стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети могут прибегать к прямому насилию над сверстниками).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Что же влияет на её появление?

  • стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
  • повсеместная демонстрация сцен насилия (телевизионные программы, интернет и т.д.)
  • нестабильная социально-экономическая обстановка;
  • индивидуальные особенности человека;
  • социально-культурный статус семьи (малоимущие семьи, отсутствие образования у одного или обоих родителей).

Можно с большей уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно (грубо выражаются, общаются на повышенных тонах, дерутся друг с другом), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Как же проявляется агрессия? Давайте рассмотрим некоторые формы агрессивных реакций:

физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против  другого лица.

косвенная агрессия - действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверями и др.).

вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссор), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)

склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная  против авторитета. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

- обида-зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

-подозрительность-недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Каковы же причины агрессивного поведения?

Запомните, что одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворённость статусом ребёнка в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. А для детей статус определяется целым рядом факторов:

  • внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  • организаторские способности
  • широта кругозора;
  • позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребёнка, а ещё хуже – отвергают его, то агрессивность будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребёнок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

   Ещё одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которых – неудовлетворённая потребность в общении и любви.

Очень важно помнить, что агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребёнка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на неё давить, тем больше скорость её возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребёнок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

   Независимо от причины агрессивного поведения ребёнка придерживайтесь некоторых правил в общении с ним:

1.        Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед его проявлением, остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка.

2.        Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3.        Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.

4.  Учить детей сопереживанию, развивать эмоциональную сферу.

Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, необходимо учить детей приемлемым способам выражения (выплёскивания) гнева. Вместе с ребёнком:

  • Комкайте и рвите бумагу;
  • Устройте «бой» с подушкой или боксёрской грушей;
  • Топайте ногами;
  • Громко покричите, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
  • Пинайте ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т.п.);
  • Громко спойте любимую песню;
  • Втирайте пластилин в картонку или бумагу;
  • Используйте водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних условиях).
  • Пускайте мыльные пузыри;
  • Попрыгайте на скакалке;
  • Пробегите несколько кругов вокруг дома;
  • Слепите из пластилина фигуру обидчика и сломайте её;
  • Устройте соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгает», «Кто быстрее добежит» и т.д.

Уважаемые родители!

-помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет снята.

-попробуйте отвлечь ребёнка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечёт ребёнка и центр внимания  сместится с объекта агрессии на новый предмет.

-дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

-показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».

-пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, что он важен для вас!

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 164с.
  2. Сакович Н. А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками.- СПб. : Речь, 2007. 208 с.
  3. Практикум для детского психолога/Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.- Изд. 5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 314, (1)с. :ил.- (Психологический практикум).
  4. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О. Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 349, (1) с.- (Психологический практикум).
  5. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровье педагога- залог профессионального долголетия"

2010 год в России назван годом учителя. И в очередной раз необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее п...

Статья для педагогов ДОУ "Игровая деятельность"

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, память, воображение...

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей

Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...

Статья для педагогов "Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность"

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. ...