Статья для педагогов ДОУ "Игровая деятельность"
методическая разработка по теме

      Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

      В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Складывается та нравственная основа, с которой ребёнок живет в игре и на которую начинает опираться в своей повседневной жизни. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

     В педагогической литературе последних лет неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из жизни детей; жизнь детей в детском саду организованна так, что на игру не остается времени.

     Точно так же как и взрослый человек должен работать, ребёнку необходимо играть. Игра ребёнка – тоже самое, что и работа для взрослых людей. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Умственные и физические навыки ребёнка, и его способности, и го обычная психическая реакция – всё это глубоко обусловлено характером игры.

     Многое определяет конкретная  тактика поведения взрослого в совместной игре с детьми. Развитие игры прослеживается в условиях её формирования взрослыми – родителями и воспитателями.

     Овладение игровыми действиями – процесс сложный и зависящий от многих причин, в том числе и от умения взрослого опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребёнку.

      Руководя играми малышей, воспитатель стремиться не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого используются различные приемы: создание атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослыми действий ребёнка.

      Существенное значение в формировании игровой деятельности приобретает правильная организация предметно-игровой среды. Правильное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной игры.

– игра детей будет свободной, творческой, активной и фактором развития при условии изменения традиционных форм организации и руководства ею. 

      Если педагог ориентируется на формирование постепенно усложняющихся способов игровой деятельности, если исключается формализм в передаче игровых умений, то игра входит в жизнь детского коллектива.

    Руководя играми малышей, воспитатель стремиться не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого используются различные приемы: создание атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослыми действий ребёнка.

     Развитие игры зависит, в первую очередь, от деятельности воспитателя, от его умения играть с ребенком на уровне партнера-сверстника; от создания игровой среды, необходимой для развития подлинно самостоятельной игры; а так же от знаний детей об окружающей их действительности, которые необходимо постоянно пополнять, и от развития воображения ребенка.

    Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, то есть требует, задает, оценивает. Такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Но в совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.

      Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры.

      В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать  две тесно связанные ситуации:

  • Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
  • Формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.  Неправильно было считать, что в младшем дошкольном возрасте детей надо учить играть, а в старшем они должны играть только самостоятельно.

      На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Значение, приоритеты. Совместная деятельность специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде»

В данной статье рассматривается взаимодействие  инструктора по физической культуре и  педагога- психолога в ДОО.  Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, ч...

Статья на тему: "Организационная деятельность педагогов по реализации речевого развития с детьми и взаимодействие с родителями".

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Речевое развитие ребенка – это первая и самая ответственная задача всей системы образования. Все задачи развития речи детей дошкольного...

Статья "Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях"

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях...

Конструктор «Изобретатель» - конструктивно-игровое средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Статья для педагогов и родителей

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в кот...

Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в ...

Статья для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста»

Современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.В...