Организация работы в период адаптации детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
Материал круглого стола для воспитателей. Рекомендации педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr.stol_adaptatsiya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
на тему:
«Организация работы в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, как единая система»
Понятие «Адаптация» - это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Социальная адаптация начинается с развития ребенка.
Какие фазы адаптации можно выделить?
- Острая фаза – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в сад. Могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
- Адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
- Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в сад.
Начало организации работы.
- На сколько этапов можно условно разделить организацию работы?
- Работа с родителями – 1й этап. До начала нового учебного года, воспитатель знакомится с родителями и с самими детьми. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания ребенка, предшествующих приходу ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование. Также воспитатель проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, спальню, игрушки.
- Индивидуальные беседы – 2й этап (сентябрь-октябрь). В ходе беседы родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это время заполняется протокол, в котором воспитатель отмечает, как проходит адаптация и повлияло ли посещение сада на поведение ребенка.
- По каким вопросам проводятся консультации для родителей?
- Формирование навыков самообслуживания.
- Обсуждение возможных проблем, возникших в ходе адаптации.
- Что воспитатели готовят для информирования родителей?
Оформляют стенды по тематике и родительские уголки.
Работа с родителями.
- Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
- С чего начинать подготовку детей к ДОУ?
Целесообразно рекомендовать родителям приводить ребенка только на прогулку – так проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как родители приходят за детьми.
- Если у ребенка к моменту поступления в ДОУ еще сохранились привычки к укачиванию или сосанию пустышки.
Что делать? Отучать его надо постепенно. Сначала дома, а потом уже и в яслях, договорившись с воспитателем.
- Как сформировать доверие ребенка к воспитателю?
В группе или на прогулке, найдите момент, чтобы отойти, скажите ему: «Ты поиграй, а я отойду». Предупредить ребенка надо обязательно! Отсутствие мамы не должно превышать 2-3 минуты. В это время воспитатель должен сказать, что мама точно вернется. По возвращению обоснуйте свое отсутствие и похвалите ребенка за то, что он вас подождал. Ребенок доволен: воспитатель прав; мама вернулась.
5. Как предупредить безболезненное вхождение ребенка в социум?
Пример: Соня живет с мамой и папой в своем тихом «мирке». Родители боятся, что большое количество детей ее напугает. Что делать? С этой целью ходите с ребенком в гости, оставляйте его изредка у своих знакомых, у которых есть дети, приблизительно его возраста. Гуляя, завязывайте обширные знакомства на детской площадке.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
1. Каким образом разместить мебель в игровой комнате?
Мебель лучше разместить так, чтобы она образовывала маленькие комнатки (зоны). Хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
- Если малыш не владеет речью настолько, чтобы выразить свои эмоции, как можно ему помочь? И что для этого можно использовать?
Психологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка хорошая возможность выплеснуть на бумаге свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом поможет решить эту проблему.
- Что может способствовать успокоению и расслаблению ребенка?
В период адаптации это очень важно. И в этом вам помогут игры с песком или водой. Летом подобные игры организовываются на улице. В осеннее-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды (ложки, сито, воронки). Дети могут купать в воде резиновых кукол, пускать кораблики и т.д.
Проблемы, возникающие в период адаптации.
1. Ребенок не реагирует ни на одно замечание или просьбу воспитателя. В
чем может быть причина?
Возможно, дома его зовут не по имени, а сокращенно (уменьшительно-
ласкательно). Поэтому, зная, как ребенок отреагирует на смену
обстановки, условия и требования, воспитатель должен заранее узнать о
привычках ребенка.
- Ребенок отказывается спать в саду. Что делать?
Для начала нужно создать теплую, уютную обстановку для малыша. Можно дать в кроватку любимую игрушку, можно взять малыша на руки, покачать. Ласковое общение, тактильный контакт с ребенком позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее успокоиться.
- Что может осложнить адаптационный период?
Затяжное отсутствие ребенка в детском саду.
А можно ли делать небольшие перерывы, скажем «выходной» для ребенка?
Да, это можно делать каждые 2-3 дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста
Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Построение развивающей среды дае...
КОНСПЕКТ организации и проведения игрового занятия в период адаптации с детьми 1 младшей группы на тему: «Русская народная потешка в период адаптации детей раннего возраста»
Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.
Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он х...
Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »
Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »...
Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.
Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление доверительного делового ко...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он х...