Формирование толерантного отношения к окружающим у детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Бровкина Зоя Леонидовна

 

В настоящее время дети испытывают дефицит  внимания. Родители делают акцент на познавательном развитии детей, желая как можно лучше подготовить их к школе, недооценивая при этом важность развития эмоционально-нравственной сферы ребёнка. И как результат - эмоциональная незрелость детей, отсутствие у них навыков общения и сотрудничества.

В нашем детском саду одним из любимых занятий ребятишек является музыка, обладающая наиболее сильным эмоциональным воздействием. Поэтому  мы с музыкальным  руководителем  решили объединить работу в этих направлениях и провести для детей старшей группы интегрированное  занятие.

Целью этого занятия являлось развитие эмоционально - нравственной сферы детей посредством различных видов музыкальной деятельности.

На это занятие были  приглашены  в качестве зрителей малыши  средней группы.

Ребята отправились в сказочный лес. Волшебный клубок помогал им поддерживать друг друга в путешествии.  Тропинка  была то узенькая, то извилистая. Музыка, то быстрая, то медленная, то тихая, то громкая, то веселая, то грустная, подсказывала, как нужно идти.

Встретив Бабу Ягу, злую, сердитую и  грустную, ребята стали рассуждать, почему она такая?

После обсуждения они назвали причины: Баба Яга живет одна, у нее нет друзей, ей скучно. В результате обсуждения сделали вывод, что Бабу Ягу им жалко и хочется что-то доброе, приятное  для нее сделать.

Ребята   спели  песню, поиграли в игру  и станцевали с Бабой Ягой.          В  заключение подарили ей открытку с цветами. И конечно, увидели, как изменилось настроение Бабуси-Ягуси.

Ребята уходили  из сказочного леса,  уверенные в том, теперь Баба Яга будет доброй, приветливой, веселой и не такой одинокой.

Таким образом, дети узнали, что к людям, которым плохо, можно и нужно проявлять доброту и сочувствие, сопереживать им и быть толерантными.

 

Конспект занятия  Путешествие в сказку.

Цель. Развивать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

Задачи.

Музыкальные:

·        Познакомить детей с новым произведением.

·       Развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения знакомых песен.

·       Учить двигаться в соответствии с характером музыки, добиваться плавности движений под музыку в трехдольном размере.

·       Учить детей в музыкальной игре передавать ритмические особенности мелодий, действовать в соответствии с различными частями музыки.

Психолого-педагогические:

·       Развивать у детей доброжелательное отношение к окружающим, стремление понимать других людей и себя.

·       Развивать навыки сотрудничества.

·       Содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

·       Развивать умение различать эмоциональное состояние по внешним признакам.

Материал и оборудование:

Арка – ворота, веревка, гимнастическая скамейка, длинная лента, снежинки трех цветов по количеству детей, магнитная доска, вырезанные из цветной бумаги цветы, магниты.

Ход занятия.

Дети входят в зал в сопровождении педагога-психолога , их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель поет по мажорному пентахорду: Здравствуйте, ребята!

Дети поют по мажорному трезвучию в нисходящем движении: Здравствуйте!

Педагог-психолог: Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправляемся в сказку. А чтобы попасть в нее, мы должны пройти через волшебные ворота.

Музыкальный руководитель: Каждый из нас, проходя через ворота, должен пропеть свое имя - тогда мы не потеряемся в сказочном саду.

Дети проходят через сказочные ворота, пропевая свое имя. Видят лежащий на полу клубок.

Педагог-психолог: Это не простой клубочек, а волшебный. Он будет помогать нам в нашем путешествии. Пусть каждый его подержит в руках, а потом передаст соседу. Те, кто передали клубок, должны взяться  за руки - в путешествии нам понадобится помощь и поддержка друг друга.

Дети передают клубок под музыку « Передача платочка» Т.Ломовой.

Педагог-психолог: Вы чувствуете поддержку друг друга? Можем отправляться в дорогу?

Музыкальный руководитель: Лесная тропинка такая узенькая, где-то осторожно, а где-то весело. Сейчас мы послушаем музыку леса – она подскажет нам как нужно идти.

Звучат поочередно три музыкальных фрагмента:

«Ходит месяц над лугами» С Прокофьева, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Весело-грустно» Л.Бетховена. Дети двигаются змейкой вдоль веревки, по гимнастической скамейке осторожно, по прямой ленте в соответствии с темпом и характером музыки.

Музыкальный руководитель: Молодцы, все услышали музыкальные подсказки, никто не отстал, не заблудился. Вот мы и пришли в сказочный лес. А  в этом лесу живет замечательное эхо – звонкое-звонкое! Поиграем с ним!

Дети исполняют вокальное упражнение «Музыкальное эхо» Н. Андреевой.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите как здесь красиво! Все деревья в снегу. И снежинки такие красивые, переливаются всеми цветами радуги. Давайте возьмем по одной снежинке и соберемся в группы так, чтобы в каждой группе снежинки были одинаковые.

Дети собираются в группы и рассаживаются на ковре.

Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь, какие необычные звуки – то ли скрип деревьев, то ли шум ветра…. Мне кажется, что недалеко от нашей полянки стоит избушка на курьих ножках!

Дети слушают пьесу «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргского.

Такой себе представил избушку на курьих ножках композитор Модест Мусоргский. Скажите, какой характер у этой музыки? Какая Баба Яга живет в этой избушке? Как музыка вам это подсказала?

С детьми анализируются средства музыкальной выразительности – темп, музыка, ритм.

Педагог-психолог: Вы хотели бы пойти в гости такой Бабе Яге? Как вы думаете, из-за чего Баба Яга стала злой и сердитой?

Дети называют причины: Баба Яга живет одна, в глухом темном лесу, у нее нет друзей, ей скучно, она старая, больная и т. д. в результате обсуждения выясняется, что дети жалеют Бабу Ягу.

Что можно сделать, чтобы Баба Яга изменилась? Нужно найти ей друзей! А что мы можем сделать для того, чтобы подружиться с ней?

Первая группа  решила спеть песню, вторая – сыграть музыкальную композицию с ложками, а третья группа поиграла в игру со стульями.

Педагог-психолог обращает внимание  на то, как меняется настроение Бабы Яги после каждого выступления детей. После первого выступления она насторожилась, стала прислушиваться, после второго удивилась, а после третьего – обрадовалась, стала веселая.

Ребята, а сейчас, к Бабе Яге, у которой замечательное настроение, вы бы хотели пойти в гости? (ответы детей).

Давайте подарим ей цветы, чтобы Баба Яга помнила о том, что у нее есть друзья, и оставалась всегда веселой!

Дети  под музыку берут по цветку и прикрепляют их на магнитную доску.

Педагог-психолог: У нас получился красивый букет. Баба Яга будет помнить о своих друзьях и, может быть, даже пригласит нас на чай с пирогами или с вареньем и печеньем.

Давайте попрощаемся с Бабой Ягой. Нам пора возвращаться домой. Волшебный клубок нам покажет обратный путь.

Клубок прокатывается через ворота и дети проходят через них и «выходят» из сказки.

Музыкальный руководитель: Наша встреча со сказкой закончена.

Педагог-психолог: Сегодня вы проявили доброту, внимание и сочувствие и приобрели друга. Молодцы!

Музыкальный руководитель и дети поют «До свидания!» по нисходящему мажорному трезвучию и выходят из зала.