Проект история моей семьи
проект (подготовительная группа) на тему

Систематизировать знания семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад

комбинированного вида № 34 поселка городского типа Афипского                               МО Северский район

Долгосрочный проект в подготовительной к школе группе

«История семьи»

                                                                                                              Руководитель проекта:                  

воспитатель Рассадникова Елена Дмитриевна

2014г.

       Содержание:

1.

Описание проекта:......................................................................................

- цель

- ожидаемые результаты

- задачи проекта

3

2.

Актуальность проекта................................................................................

4

3.

1 этап. Подготовительный.........................................................................

5

4.

2 этап. Поисковый .....................................................................................

5

5.

3 этап. Обобщающий .................................................................................

6

6.

4. этап. Защита проекта .............................................................................

6

7.

5 этап. Аналитический ..............................................................................

7

8.

Практическая значимость .........................................................................

7

9.

Новизна проекта ........................................................................................

7

10.

Применяемые технологии .........................................................................

7

11.

Применяемые методы и приемы ..............................................................

8

12.

Психолого-педагогические основы .........................................................

9

13.

Приложение. Перспективный план долгосрочного группового проекта «История семьи» в подготовительной к школе группе МБДОУ ДС КВ № 34 пгт Афипского МО Северский район ................

10


ТЕМА: Долгосрочный групповой проект «История семьи» в подготовительной к школе группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТА

Творческое название проекта  «История  семьи»

Тип проекта информационно - исследовательский, по содержанию «Ребёнок

и его семья»

Описание проекта: «История моей семьи»

Цель проекта:

Систематизировать знания семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

Ожидаемые результаты:

1.        Дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

2.        Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

      Наш проект о том, что объединяет всех нас - все о семье. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.

     Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит». Его создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь. Семья – это семь «Я». Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителя и, благодаря судьбе, наши родители смогли встретить друг друга. До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. О семье написаны сказки, рассказы, стихи. Создано много пословиц и поговорок:

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Один в поле, не воин.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Задачи проекта:

- Продолжать знакомить детей с родословной своей    семьи.

- Учить детей составлять рассказ о своей семье.

- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

-Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

-Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

-Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

-Укреплять детско-родительские отношения.

- Создание генеалогического древа семьи.

      АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА обусловлена насущной необходимостью приобщения дошкольников к традициям своей семьи.

     Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе, о своей стране. Сложившаяся непростая ситуация в нашей стране привела к тому, что многие родители, решая экономические проблемы, самоустранились от решения вопросов обучения и воспитания детей. Растёт тенденция к увеличению количества неполных семей. Целью педагогического коллектива нашего детского сада является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, которое включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране, сплочение семьи доступными ей способами.

    В последнее время мало кто интересуется генеалогией. Жизнь показывает, что мы постепенно превращаемся в нацию «Иванов, не помнящих родства». Дети с трудом могут вспомнить имена бабушек и дедушек, не знают, где жили и чем занимались прабабушка и прадедушка. Вопрос же, откуда начинается история их семьи, их рода, ставит в тупик не только детей, но и их родителей. Если дошкольники будут знать историю своей семьи, своего рода, то у них проснется интерес к истории малой Родины, повысится уровень взаимопонимания в семье, ведь общее дело объединяет. Всё это будет способствовать развитию таких моральных качеств, как чувство патриотизма и гражданственности. Поэтому представленный проект является важным и актуальным.

Сроки реализации проекта: 9мес. /Сентябрь 2013г. – май 2014г./

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.


1 этап. Подготовительный.

Задачи:

а) выявить представления детей о семье, о профессиях членов семьи, уточнить их понимание родственных отношений.

б) учить детей понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними.

в) воспитывать чувства привязанности и любви к своим родителям, близким родственникам.

г) формировать представление о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

д) развивать коммуникативные навыки детей.

1. Организовать  образовательную работу с детьми по темам:

«История моей семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка», «Мы живем на Кубани», «Моя малая Родина».

2.

2.1. Организовать выставку детских рисунков «Моя семья».

2.2. Выпустить стенгазету «Семь Я».

3. С целью знакомства с родителями - собрать фотографии мамы и папы для презентаций «Наши мамы» и «Наши папы» к праздникам «День Матери» и «День Защитника Отечества».

4. Выявить семьи, которые будут участвовать в проекте.

5. Провести праздники, развлечения с участием родителей:

а) «День Матери» (ноябрь 2012г.)

б) «Папа, мама, я – спортивная семья» (январь 2013г.)

в) «День защитника Отечества» (февраль 2013г.)

г) «8 марта» (март3.)

д) «Салют Победы» (май 2013г.)

е) «Выпускной бал» (май 2013г.)

ж) «День защиты детей» (июнь 2013г.)

2 этап. Поисковый.

Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Родословная».

1.«Это – мы!».

Цель: развивать творческое сотрудничество родителей и детей; формировать представление о том, что такое род и родословие.

Собрать интересный материал об истории своей семьи и представить ее в интересной форме, желательно в форме презентации – 10 – 15 слайдов:

а) составить совместно с родителями «Генеалогическое древо»;

б) изучить историю происхождения фамилии;

б) кто в вашем роду был участником ВОВ;

в) дедушкины и бабушкины награды;

г) орден в твоей семье;

д) профессии вашего рода (трудовые династии).

Родителям: рассказать ребёнку о своей работе, о своей деятельности, какую пользу приносит их труд людям, Родине, что им нравится в их труде.

2. Традиции нашей семьи.

а) Музыкальные традиции нашей семьи. Любимые песни, которые поют в вашей семье (собрать песни).

б) Какие музыкальные инструменты есть в вашем роду. Кто на них играл или играет?

в) Кулинарные традиции.

г) Как мы любим отдыхать? (семейные праздники, поездки, экскурсии, туристические походы, посещение театров). Какой праздник самый любимый в вашей семье?

4. «Наши очумелые ручки».

Семейная выставка (увлечения членов семьи: семейные реликвии, вышивка, вязание, резьба, изготовление музыкальных инструментов и т. д).

5. «Кто во что горазд!»

Выступление членов семьи на заключительном этапе: стихи, песни (сольное, ансамблевое пение), игра на музыкальных инструментах (соло, семейный оркестр), танцы и т.д.

6. Байки нашей семьи. «Помню, было как сейчас...»

3 этап. Обобщающий.

    Обработка полученной информации. Воспитатель помогает своей команде выбрать форму представления проекта.

    Создание сценария программы проекта.

     Распределение ролей, ведущих, подбор музыки. Фонограммы, сбор фотографий о семьях для презентации «Семь Я» (из семейных фотографий).

Разучивание с детьми песни Г. Струве «Моя Россия».

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, фотоаппарат, диктофон. Сканер для подготовки презентации и сбора информации.

Приглашение гостей.

Пригласить родителей дошкольников.

Изготовление приглашений.

4 этап. Защита проекта. (май  2014г.)

Цель: повысить интерес к семейным традициям и обычаям, воспитывать любовь и уважение к близким и родным, создать тёплую праздничную обстановку, сблизить детей и родителей.

1. Критерии оценки:

- информативность;

- оригинальность подачи материала;

- эстетичность;

- массовость.

      Подведение итогов.

Фотографирование, оформление стендов.

5 этап. Аналитический этап. Релаксация. Обсуждение результатов проекта с детьми.

Дата старта проекта: 10.09. 2013г.

Проблема

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает  решения поставленной задачи в полной мере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому

воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

НОВИЗНА

     Особенность нашего проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только

познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-

дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в

детском саду. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети

выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная

технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной

работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись

без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в

совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации,

музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи,

озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников

способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде

формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой

деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно-поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и

активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у

дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования.

Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе

учиться не только легче, но и интереснее.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод сравнения

- элементарный анализ

- метод моделирования и конструирования

- метод проектной деятельности

- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при

усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного

материала и способствуют закреплению чувств

- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают

ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто

порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными

видами деятельности:

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только

эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей

самим попробовать свои силы в исследовании.

- беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа,

сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации,

обсуждение способа действия.

        

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

     Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).