Главные вкладки

    Работа с дошкольниками по формированию основ пожарной безопасности
    статья по обж по теме

    Остраница Светлана Евгеньевна

    Материал для включения в образовательную деятельность по ознакомлению с ППБ (для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_opb.docx29.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки» Остраница С.Е.

    «А стоит ли возвращаться к старой теме?»

               Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не ново. Кое-кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка?». Но данные статистики пожаров «кричат» обратное – «тема ЗАБЫТА», потому что количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается, а в некоторых районах даже растет.

                Особое внимание надо обратить на ответственность родителей и всех взрослых за судьбы детей, за пожары, возникающие из-за их шалости и неосторожного обращения с огнем. В практике же воспитания детей в семье их шалости с огнем часто недооценивается.

        Дети тянутся к огню, который так просто и легко можно вызвать с помощью спичек или бытовых зажигалок. Родители, заметив интерес детей к этим предметам, должны, не откладывая на потом, рассказать сыну или дочери о силе вышедшего из повиновения огня, неисчислимых бедах, которые он может принести, если обращаться с ним неумело и небрежно. К сожалению взрослые этого не делают. Более того, иногда они разрешают ребенку зажечь спичку, зажигалку для прикуривания, погасить пламя. Порой взрослые потакают малышам, создают условия для игр и забав с открытым огнем и бытовыми электроприборами, не отдавая себе отчета в том, как опасны эти шалости. И именно это приводит к беде.

           Дети дошкольного возраста отличаются чрезмерной восприимчивостью. Все, что видят, становится предметом их внимания. Они стараются подражать родителям в общении с вещами, применяемыми повседневно, но у детей нет опыта, способствующего пониманию опасности того или иного действия, отсутствуют навыки обращения с предметами.

            А бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризничает, требует новых. Взрослые, желая утешить ребенка, суют ему коробку спичек с яркой наклейкой, зажигалку, которая в продаже предостаточно-самых разных расцветок. Так дети привыкают к спичкам, к огню, как к чему-то обыденному, забывая о таящейся в них опасности. В следующий раз дети, оставшись в доме одни, уже сами ищут эту забаву.

             К сожалению, есть родители, которые беспечно относятся к своим детям, оставляют их на длительное время под замком в своих квартирах, где остались включенными электрообогреватели и другие электроприборы. Грозную опасность таит в себе и обыкновенная электророзетка. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и от «нечего делать» ковырнуть в ней – тяжелый электроожог неизбежен. (Лучшее профилактическое средство в этом случае – заглушки для электророзеток).

             Оставшись без присмотра, малыш может включить и телевизор, а потом забыть о нем. Через четыре часа непрерывной работы даже исправный телевизор может стать источником пожара. Около половины его массы составляют полимерные материалы. При горении они выделяют ядовитые газы, опасные для окружающих. Большое количество людей гибнет от удушья, а не от огня.

                  Или вот еще происшествие. Все знают, как восхищаются дети фейерверками, насколько их привлекают петарды… так вот, после одного праздничного салюта маленький мальчик подобрал упавшую неразорвавшуюся петардочку, оставшуюся от большого заряда. Таких попадало много, и дети (при участии взрослых) развлекались тем, что поджигали их и любовались, как полыхающие огоньки скачут по земле, разбрасывая искры. Мальчуган принес находку домой…

         Его немало учили правилам пожарной безопасности, так что свой «трофей» он решил поджечь – на всякий пожарный случай – не где-нибудь, а в ванной комнате, чтобы вода для тушения огня была под рукой. Но «огонек» (маленький термитный заряд) опроверг его планы – скаканул прямо в ванну, прилип к ее поверхности и зашипел, насквозь прожигая эмаль, а затем и металл. Только тогда «юный экспериментатор» осознал, какова была бы его судьба, если бы петардочка отлетела не в ванну, а попала на его тело.

                    Взрослые всегда должны помнить: на месте сгоревшего дома можно в конце концов построить новый, можно купить и новые вещи, но нельзя вернуть к жизни погибших в пламене детей. Родители сами должны соблюдать правила пожарной безопасности, показывая положительный пример детям.

                     В работе с детьми по формированию основ пожарной безопасности  нужно учитывать следующие моменты.

    1. Целесообразно использовать при обучении как можно больше средств, воздействующих на различные анализаторы-зрительный, слуховой, кинестатический (двигательный), обонятельный, тактильный.
    2. Работая без наглядной опоры, - словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок, схема.
    3. Восприятие художественных текстов, поэзии. Чем выразительнее преподносится текст, тем отчетливее возникают образы в душе ребенка.
    4. Эмоционально - образное изложение способно найти свое отражение в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании) и в большей степени самостоятельной деятельности детей.
    5. Ведущее место в развитии дошкольника занимает игра, поэтому в формировании основ пожарной безопасности целесообразно использовать разные игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, драматизации и др.)
    6. Необходимо учитывать анатомо-физиологические, психологические особенности детей каждой возрастной группы, в которой будет производиться данная работа, их пол, индивидуальные особенности.

    Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными. Ее результат зависит от профессиональных качеств педагога, степени учета им индивидуальных, возрастных особенностей детей, арсенала методических средств и приемов, приемлемых для детей каждой возрастной группы.

    Я предлагаю использовать следующие варианты работы с детьми.

    • Игровые образовательные ситуации.
    • Экскурсия в пожарную часть.
    • Показ мультфильмов и видеофильмов (коротко метраж) на пожарную тему.
    • Чтение художественных произведений, использование музыки.
    • Продуктивная деятельность детей.
    • Конкурсы рисунков детей (совместных работ с родителями) на противопожарную тему.
    • Викторины на противопожарную тему.
    • Чтение стихов на противопожарную тему.
    • Спортивные развлечения, праздники.
    • Игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, игры-драматизации.
    • Составление альбома «народное творчество о пожаре» (собрание пословиц, поговорок, загадок).
    • Создание специальных ситуаций для отработки поведенческих навыков пожароопасного поведения.

    Материал для включения в образовательную деятельность по ознакомлению с ППБ

    - для детей младшего дошкольного возраста

    • Чтение и беседа по произведению М. Баданова «Костер» (книга «Чтобы не было беды» - М.:Стройиздат. 1992г.-с.133),
    • Чтение стихотворения «Спички» - Е. Новичихина. (книга «Чтобы не было беды» - М.:Стройиздат. 1992г.- с.105), С. Маршака «Кошкин дом».
    • Драматизация стихотворения «Кошкин дом» (силами старших дошкольников)
    • Рассматривание плакатов, иллюстраций на противопожарную темы.
    • Показ мультфильмов:  «Осторожно, огонь!», «Кошкин дом»
    • Рассмотрение памятки «Детям об огне».
    • Дидактическая игра «Найди опасный предмет», «Кому, что нужно для работы», «Доскажи словечко».

    - для детей среднего дошкольного возраста

    • Чтение рассказа Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»
    • Знакомство с пожарной техникой, экипировки бойцов пожарной охраны (можно через иллюстрации или реально-договориться о приезде пожарной машины с боевым расчетом на территорию ДОУ) с последующей изобразительной деятельностью.
    • Чтение стихотворений, составление загадок на противопожарную темы.
    • Чтение с пересказом рассказов Л. Толстого «Пожарные собаки», «Солдат».
    • Беседа по плакатам. Цель: определить причины пожара, ущерб от него, описать эмоциональное состояние пострадавших.
    • Чтение стихотворений С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
    •  Чтение сказок: «Снежинка»,  « Сказка о добром и злом огне» П.Г. Русановой, С. Маршак «Сказка про спички».
    • Непосредственная образовательная деятельность по ОО «безопасность»,   поознакомлению с правилами поведения в случае пожара  (например, темы «Спички-не для игры», «Что нужно делать при пожаре», ««Отчего возникают пожары»).
    • Показ мультфильмов: «Осторожно, огонь!», «Что надо делать, если возник пожар», «Азбука безопасности с тетушкой совой», «Пожар» (приключения Лелека и Болека), «На пожаре», «Невеселые петарды».
    • Оформление родительского уголка по правилам поведения в случае пожара.
    • Оформление группы наглядной агитацией на противопожарные темы.
    • Чтение сказки А. Шевченко «Как ловили уголька».
    • Встреча с инспектором  Госпожнадзора.
    • Дидактические игры: «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «Разложи по порядку», «Собери картинку», «Найди опасный предмет», «Кому, что нужно для работы», «Доскажи словечко».
    • Сюжетно-ролевые игры: «Я – пожарный», «В доме дым».
    • Составление плана эвакуации из группы и из своей квартиры.
    • Создание специальных ситуаций в целях отработки действий ребенка при пожаре (проблемные ситуации «Загорелась тряпка на кухне», «Искры на проводе утюга»)

    - для детей старшего дошкольного возраста

    • Познавательные беседы: «Огонь добрый и огонь злой», « Знакомство с пожарным щитом в детском саду», «Труд пожарных», «Спички-не игрушка, огонь-не забава», «Пожарный автомобиль  и противопожарное оборудование" с последующей изобразительной деятельностью.
    • Экспериментирование «Чего боится огонь».
    • Просмотр мультфильмов: « Что надо делать, если возник пожар», «Осторожно, огонь», «Невеселые петарды», «Уроки тетушки совы»
    • Экскурсия в пожарную часть.
    • Чтение стихотворений, загадок, пословиц на противопожарные темы.
    •  Чтение Б. Житков «Дым», Т. Попова «Саламандра – повелительница огня», М. Ильин, Е. Сегал «Невидимый работник», Т. Потапова «Пожарный», О. Вациетис «Спички не тронь – в спичках огонь»,  Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», О. Вациетис «Новый год».
    • Иллюстрирование причин пожаров.
    • Дидактические игры: «Четвертый лишний, который может стать причиной пожара», «Горящие – не горящие предметы», «Что нужно для работы пожарному», «Закончи фразу», «Топаем, хлопаем», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Подбери материал», «Расскажи правильно».
    • Драматизация стихотворений «Кошкин дом»» и «Спичка-невеличка».
    • Аппликация, лепка, рисование на тему «осторожно, огонь!» с учетом новогодних праздников.
    • Создание специальных ситуаций по темам: «Твои первые действия при пожаре», «Эвакуация из помещения»
    • Оформление альбома о труде пожарных, иллюстрирование загадок.
    • Театрализованная игра «Спички не тронь, в спичках-огонь»
    • Спортивное развлечение «Смелые пожарные», приуроченное к профессиональному празднику пожарных России (30 апреля).
    • Детский утренник «И малым детям знать пора, что спички-страшная игра».
    • Конкурс детского рисунка «Я и огонь» с последующим награждением.
    • Викторина «Почемучка в гостях у юных пожарных» с элементами народного творчества, разучиванием частушек.
    • Спортивная игра «Мы пожарные» (П/игра «Пожарные тушат огонь»)
    • Сюжетно-ролевые игры:  «Позвони 01», «Если пахнет дымом».
    • Минутка безопасности «Осторожно, огонь!»
    • Постановка кукольного театра «Кошкин дом» и «Береги дом от огня».
    • Инсценировка сказки «Как звери елку наряжали»

       

    Работа с родителями

    • Информационный стенд «Осторожно, огонь!»
    • Консультационный стол, посвященный противопожарной тематике.
    • Родительские посиделки «Огонь-друг, огонь-враг»
    • Консультации медсестры и пожарного инспектора по ожогам пламени.
    • Консультация «Как правильно установить елку»
    • Семейный проект «огонь в руках детей».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Организационно - педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у дошкольников"

    Статья Бриленко Н. Ю. о пожарной безопасности, из сборника  "Методические материалы из опыта работы педагогов НДОУ"...

    Познавательно- исследовательский проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

    Познавательно- исследовательский проект   «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»....

    Методическая разработка "Организация работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников"

    В данной работе представлена актуальность формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, определены задачи, этапы, формы и методы работы с детьми по данному направлению. Также ...

    Организация работы по формированию основ пожарной безопасности

    формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности....

    Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников

    Консультация для педагогов "Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников"...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ -ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....