Формирование у детей с нарушением слуха устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «Я» (из опыта работы).
консультация (подготовительная группа) на тему

Черная Ирина Юрьевна

Данная информация рекомендуется воспитателям и психологам дошкольных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernaya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья № 1»

Формирование у детей с нарушением слуха  

устойчивых представлений о самом  себе, создание образа своего «Я»

(из опыта работы).

Подготовила: Черная И. Ю,

воспитатель 1 категории

г. Нижневартовск


Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом  себе, создание образа своего «Я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства слышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выделяет части своего тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у малыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с действиями взрослых. На третьем году жизни у малыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с действиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет  выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у слышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действиями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выполнения. Система «Я», складывающаяся в норме к 3 годам, включает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании (« Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»). Познание себя происходит у слышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначение предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У детей с нарушенным слухом сфера самосознания  формируется медленнее. И это диктует  необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важнейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.

           В процессе педагогической работы с детьми  2-3 лет с нарушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части тела- свои и кукол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может происходить в различные режимные моменты, в играх, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы «Семья», «Части тела» и др. Развитие представлений о себе происходит в процессе знакомства с именами детей, рассматривании фотографий ребенка и членов его семьи. Введение и использование слов «мальчик», «девочка» помогает осознанию половой принадлежности ребенка. Педагогам очень важно поддерживать уверенность ребенка в себе, акцентрируя  внимание на его достижениях. Учитывая повышенную ориентировку детей с нарушениями слуха на действия взрослых, необходимо развивать детскую самостоятельность и активность ( «Делай сам» ). Поддержка инициативы ребенка и одобрение его действий должны быть связаны с конкретными действиями, заданиями (аккуратно и быстро поел, застегнул ботинки, собрал игрушки).

     Признание успехов ребенка взрослыми, общение и доброжелательное отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстников способствует становлению образа «Я», формированию самооценки, адекватной оценки собственных поступков и достижений. Предъявление сложных для выполнения заданий, постоянная опека, частые замечания и негативная оценка поведения ребенка приводят к неуверенности в себе, замкнутости, а нередко и к агрессивности. Это особенно касается детей с нарушениями слуха, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможенных или, наоборот, заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив,как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.

     У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста необходимо формировать оценку собственных поступков с точки зрения их последствий для самого ребенка и др. детей (оторвал пуговицу от пальто другого ребенка- все ребята будут гулять меньше, потому что сначала нужно пришить пуговицу ).

     Внимание взрослых должно быть направлено на развитие интереса к определенным видам деятельности, способам поведения, типичным для мальчиков и девочек. Внимание привлекается к деятельности взрослых мужчин и женщин, она воспроизводится в играх (мальчики строят, водят машины; девочки готовят, шьют ). В связи с этим у детей формируются представления о типичных для девочек и мальчиков чертах характера (мальчики- смелые, сильные; девочки- нежные, заботливые ). Формирование этих представлений обеспечивается в процессе ознакомления с окружающим миром, в играх, в театрализованной деятельности, в процессе чтения и обсуждения прочитанного. Наличие таких представлений способствует осознанию ребенком этих качеств по отношению к себе, формирует чувства уважения к себе.

      Необходимо учить детей выражать свои эмоции и чувства, что предполагает насыщение словаря детей старшего дошкольного возраста соответствующими словами и выражениями («рада», «обиделся», «грустно», «соскучился»).

      Главными условиями личностного роста ребенка, т. е. формирование у него лучших человеческих качеств: доброта, трудолюбие, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности- является любовь и уважение взрослых, доброжелательные отношения между сверстниками.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

«Формирование у детей 6-7 лет представлений о символике родного края» (Самара, Тольятти) ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)

laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)» Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование...

Создание предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни (презентация из опыта работы)

Важное место в воспитании основ здорового образа жизни в детском саду является создание предметно-пространственной развивающей среды....

Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)

Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...