«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лачкова Татьяна Алексеевна

 

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.

«Общение–актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов».

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- отмечал Василий Васильевич Давыдов.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с детьми по вопросу воспитания культуры речевого поведения с целью формирования полноценного речевого общения. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Цель данной работы: выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать современные образовательные программы для дошкольных учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения

Практическая часть данной работы содержит проект воспитания у старших дошкольников культуры общения, где разработаны темы занятий или других мероприятий, программные задачи, дидактический, литературно-художественный материал, даны методич. указания и конкретные практические ситуации, а также консультация для родителей на тему «Воспитание навыков культуры поведения и общения в старшей группе» и методические рекомендации педагогам по формированию культуры речевого общения у старших дошкольников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

 образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования  

Воспитание культуры общения

 у детей старшего дошкольного возраста

(реферат)

                                                                     Исполнитель:

                      Лачкова Татьяна Алексеевна,

                                                                     воспитатель МБДОУ «ДСОВ  № 33», г. Анжеро-Судженск

Кемерово 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста….. ………………………………………………………………………………5

2 Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного  возраста....7

3 Анализ современных образовательных программ для дошкольных

   учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения .……10

Заключение…………………………………………………………………..…..13

Список литературы……………………………………………………………...15

Приложение

Приложение 1.   Проект воспитания у старших дошкольников культуры общения………………………………………………………………………………..16

Приложение 2.  Методические рекомендации педагогам по формированию культуры речевого общения у старших дошкольников………………….…..32

 Приложение 3.  Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков культуры поведения и общения в старшей группе» …………………………35


3

Введение

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали.

«Общение–актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов».[4]

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности»,- отмечал В.В. Давыдов.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

4

В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само реализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с детьми по вопросу воспитания культуры речевого поведения с целью формирования полноценного речевого общения. Так как содержательное общение старшего дошкольника со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Я считаю, что нужно уделять больше внимания воспитанию культуры общения именно в старшем дошкольном возрасте. Так как именно в этом возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

 Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста".

Цель данной работы: выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать современные образовательные программы для дошкольных учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения

5

1 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного

   возраста

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.[4]

Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.

Контакты со сверстником приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка,

6

соответственно к нему отнестись. Общение становится «важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника». [2]

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению».[2]

В старшем дошкольном возрасте эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В то же время эмоциональная жизнь ребёнка отличается насыщенностью и интенсивностью. Особенно важным для развития дошкольника является появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно.

Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

7

Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

2 Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного

   возраста

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что называется. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей? В чем же секрет успешного общения? Психологи говорят о коммуникативных навыках – навыках общения. Какие же навыки общения стоит освоить детям?

Почти каждый дошкольник, которому повезло с воспитанием, умеет поздороваться и попрощаться, поблагодарить, задать вопрос и на вопрос ответить. Во взрослом возрасте к этим умениям добавляются еще хотя бы полтора десятка навыков, которые необходимы для нормальной жизни в обществе. Конечно, для эффективного общения, построения карьеры и других социальных проектов, для успешной реализации своих целей человек должен владеть большим количеством коммуникативных умений. По словам специалистов, «можно насчитать около 50 различных коммуникативных умений Сегодня многие из былых коммуникативных навыков утеряны: изменился мир, изменились условия и потребности».

Коммуникативные умения, которыми должен владеть к школе каждый ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе:

8

- Приветствие;

- Прощание;

- Обращение;

- Просьба о помощи, поддержке, услуге;

- Оказание помощи, поддержки, услуги;

- Благодарность;

- Принятие благодарности;

- Извинение;

- Принятие извинения;

- Отказ;

- Требование;

- Слушание;

- Развернутое высказывание.

Именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма». [4] Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило, и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делать что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать, и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен

9

уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности.

«Игра - самоценная деятельность для детей дошкольного возраста, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра является эффективным средством формирования личности ребёнка дошкольного возраста, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир». [8]

Сюжетно-ролевая игра как одна из видов игр детей дошкольного возраста является одним из средств воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста. По мнению многих учёных «сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми детей старшего дошкольного возраста и занимают значительное место в их жизни. [8] Так считали такие учёные как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются речевые способности, духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, в игре формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются огромные воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры, которую многие учёные считают ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

В совместной игре дети учатся культуре общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Сюжетно-ролевая игра оказывает значительное влияние на развитие культуры общения у старших дошкольников. Ребёнок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребёнок открывает новые грани окружающей его действительности.

В сюжетно-ролевой игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка.

Итак, игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть».

10

Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что «объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. [8]

3 Анализ современных образовательных программ для дошкольных    учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения

Современные изменения в обществе находят отражение и в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования человека, способного неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно требованиям Государственного стандарта, одним из ведущих приоритетов образования сегодня является коммуникативная направленность педагогического процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Задачи развития речи и формирования навыков общения реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада.

Происходящие в последние годы социально - экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития и сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ. Следует отметить, что во всех проанализированных программах речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения.

11

Базисная программа развития ребенка - дошкольника «Истоки».

 Цель данной программы - разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.

Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков»; использовании всех доступных детям видов деятельности, для формирования их предпосылок; организации новой общности детей - группы ровесников. Раздел «Социальное развитие» включает в себя подраздел «Речь и речевое общение», где выделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи.

В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей «Развиваем речь детей». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

· содержательность и связность речи (диалога и монолога);

· развитие речевого творчества, выразительности речи;

· развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

· подготовка к чтению, чтение.

Вариативная программа «Радуга» учитывает современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших

12

средств развития дошкольников является содержание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредствам общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и специальных занятиях. Тщательно подбирается литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

В программе первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи. Оба направления выносятся на фронтальные занятия.

Таким образом, во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача подготовки к школе. Что же касается речевой готовности к школьному обучению, то в разных программах есть свои особенности.

В вариативной программе «Радуга» основным, на что авторы обращают внимание - развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе; в вариативной программе «Детство» наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступления в школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложен в базисной программе «Истоки». Он основан на единстве чтения, письма и счёта, как общекультурных навыков.

Во всех проанализированных программах есть свои особенности, но в каждой речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения.

13

Заключение

Итак, подводя итоги можно констатировать следующее: в детском саду для воспитания культуры общения есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

 Работая с детьми, воспитателям следует уделять больше внимания формированию их культуры общения в играх и других видах деятельности.

 Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности, характеризуются следующим. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него возникают чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Если же потребность в общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складываются чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость, избирательность контактов.

 Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных, для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника. Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

         По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп.  И сюжетно-ролевая игра как одна из видов игр детей дошкольного возраста является одним из средств воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.

Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопе-

14

реживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. А ведь этому можно научиться.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи - главный фактор решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.

15

Список литературы

  1.  Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

3. Ветрова, В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить [Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94с.

4. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.

5. Грецик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.

6. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.

7. Крылова, Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.

8. Колодяжная, Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов – н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. – 32с.

9. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст] / А.И.Максаков– М.: Просвещение, 1988. – 157с.

10. Радина, К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] /К.К.Радина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.

11. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] /О.С.Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

16

Приложение 1

Проект воспитания у старших дошкольников

культуры общения

п/п

Название блока

Тема занятий и других мероприятий

Программные

 задачи

Словарь

Дидактический, литературно-художественный материал

Методические указания

   Ситуации

I.

Нерече-

вые средства общения

1. «Я ли не удалец, я ли не молодец».

1. Познакомить детей с несловесными средствами общения.

2. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысль. а иногда они способны заменить собою целые слова.

Жесты, мимика, пантомима, радость, грусть, удивление, страх.

Рассказ Чуковского «Цыплёнок», иллюстрации к рассказу.

Г. Юдин «Нелетающий зонт», мимическая гимнастика.

Д/игра «Тень».

Стих. К. Чуковского «Черепаха».

Стих. Э. Машковской «Кислые стихи».

Стих. В. Берестова «Дракон».

Определить вместе с детьми жесты, мимику, помогающие понять содержание стихотворений «Черепаха» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Машковской, «Дракон» В.Берестова.

Детям предлагаются различные рисунки. На каких рисунках – символах художник передал радость, удивление, грусть, страх. можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбнуться, оскорбить…

2. «Театр масок».

1. Развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение языка эмоций».

2. Продолжать развивать способность их понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать их и полноценно переживать, перевоплощаясь.

3. Учить детей сравнивать, сопоставлять признаки, характерные черты того или иного эмоционального состояния.

Эмоция, чувства, состояние, удовольство

удовлетворение. Нахмуриться, улыбнуться, прищуриться.

Сияющие глаза, радостный смех, злое выражение лица.

Предметные картинки с изображением эмоций: радость, смех, испуг, удовлетворение.

Игра «Снятие страхов».

1. Провести игру «Нарисуй свой страх».

2. Провести игру «Дорисуй эмоцию».

Игра - беседа «Разговор с игрушками по душам».

- Почему кукла такая грустная, весёлая, довольная?

- Что можно сделать для этой куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?

3. « Веселье и унынье».

1. Учить детей культуре чувств, способам их выражения и умение замечать эмоциональное состояние другого человека.

2. Воспитывать у детей внимательное отношение к другому человеку и способность «читать эмоции» и соответственно реагировать на них.

3. Учить детей вслушиваться в интонацию говорящего, определять по интонации душевное состояние говорящего.

4. Формировать умение взбодрить другого человека.

Пословица: не всё ненастье, проглянет и солнышко красно.

Веселье, унынье, грусть, тоска, печаль.

Стих. Д. Хармса «Весёлый старичок».

Д/игра «Какой он?».

Магнитофонная запись голосов

1. Игра «Хорошо-плохо»; Все улыбаются – это хорошо, а если вы унылые?...

2. Прочитать стих. В. Погоревского «Унылый и весёлый».

3. Дети по голосу (магнитофонная запись) определяют какой человек: добрый или сердитый, ласковый или грубый…

Откуда берутся слёзы? Плакать – это всегда плохо? отчего вы грустите и что вас радует?

4. «Путешествие в страну эмоций и чувств».

1. Учить распознавать эмоциональное состояние людей по выражению лица, жестам, мимике, действиям.

2. Закрепить первоначальное представление об основных человеческих эмоциях: радости, удовольствии, удивлении, страхе, испуге.

3. Продолжать развивать чувство эмпатии: сочувствия, содействия, жалости, доброжелательности.

4. Совершенствовать поведенческий и речевой этикет на эмоциональной основе.

Радость, удивление, страх, испуг, веселье, сочувствие, сопереживание, жалость.

Воспитанный, вежливый, безразличный.

Предметные и сюжетные картинки с изображением различных состояний людей.

Запись музыки, шкатулка, ширмы, уголки страха, испуга, радости; незнакомец.

1. Поможем незнакомцу или нет?

2. Нужно ли дарить незнакомцу эмоцию страха и испуга?

К вам подошёл незнакомый человек с просьбой.

Как вы поступите?

5. «У природы нет плохой погоды».

1. Познакомить детей с разными средствами и формами передачи эмоциональных состояний (музыка, живопись).

2. Показать способность различных природных явлений вызывать различные эмоциональные состояния.

Гроза-угроза; дождь - слёзы; туман-печаль; солнце - сиять; стихия - бушевать.

Грусть, пора, весна - красна, зимушка-зима, лето - весёлая пора.

Музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года».

Репродукции картин пейзажистов: Шишкина, Левитана и др.

Подбор стихов о временах года.

1. Рассматривание картин.

2. Прослушивание музыкальных произведений.

3. Д/и «Нарисуй настроение».

6. Этюд «Оживи картинку».

1. Показать детям возможность изображать любую картинку с помощью неречевых средств общения.

2. Приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами, мимикой, позами.

Картинки с изображением пейзажей, сюжетные картинки «Мама расстроена…», «К нам пришли гости», «Мы едем в трамвае» и др.

1. Рассмотреть картинку.

2. Дать задание: изобразить без слов содержание картинки.

3. Другие дети оценивают достоверность выполнения задания.

7. Этюд «Мальчик и девочка подружились».

1. Закрепить умение изобразить ситуацию с помощью неречевых средств общения так, чтобы она была понятна для окружающих людей.

2. Расширить количество жестов, поз, мимических движений при изображении ситуации.

Игра-соревнование «Кто лучше и правдоподобнее исполнит этюд», атрибуты: фуражка, косынка и др.

1. Деление детей по парам.

2. Дать задание для всех пар.

3.Изображение этюда всеми парами.

4. Сравнение и оценка выполнения задания .

8. П/и «Что мы видели не скажем, а что делали - покажем».

1. Закрепить умение детей без затруднений подбирать необходимые неречевые средства общения в любых ситуациях.

2. Изображать ситуацию таким образом, чтобы она была понятна без применения словесных высказываний.

1. Деление детей на подгруппы.

2. Дети договариваются, какую ситуацию они будут изображать.

3. Одна подгруппа выполняет задание, другая подгруппа – отгадывает.

4. Выигрывает та подгруппа детей, которая правильнее изображает ситуацию и их выполнение заданий быстрее отгадывается детьми другой подгруппы.

9. Игровое домашнее задание «Нарисуй маску».

1. Продолжать развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение «языка эмоций».

2. Закрепить умение выражать различные эмоциональные состояния через художественные средства выразительности.

Радость, испуг, горе, удивление, обида, недоумение.

А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1. Рассматривание иллюстраций с изображением героев театра Карабаса-Барабаса из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».

2. Д/и «Изобрази маску».

3. Рисование масок для театра пантомимы.

2.

В мире вежливых слов.

1. «Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться ».

1. Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй».

2. Выработать устойчивое эмоционально-положительное отношение к приветствиям в разной речевой форме.

3. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей.

4. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях.

Приветствия:

-Доброе утро!

- Добрый день!

- Добрый вечер!

- Доброго здоровья!

- Рада вас видеть;

- Я по Вас соскучилась;

- Мир Вашему дому;

- Привет;

Пожелать здоровья, проявить внимание и др.

Набор сюжетных картинок с изображением приветствия людей в разные века.

Стихотворения:

В. Кривошеев «Доброе утро»;

А.Яшин «Добрые слова».

1. Выучить с детьми стихи.

2. Прочитать стих. В. Солоухина «Имя у тебя одно».

3. Выучить пальчиковую гимнастику «Мальчик - пальчик».

4. сказка на фланелеграфе: «Маша заблудилась»

Встретились два друга… Если кто-то не поздоровался, значит…

В группу вошёл незнакомый человек… Как ты поступишь? По пути в музыкальный зал вам встретился воспитатель по физкультуре… Как ты поступишь?

2. Имя у тебя одно, навсегда оно дано…

1. Закреплять форму знакомства и умения обращаться друг к другу по именам, употребляя уменьшительно-ласкательную форму.

2. Показать формы знакомства с людьми разного возраста.

3. Вызвать негативное отношение к кличкам, прозвищам и грубым формам обращения.

- Разрешите с Вами познакомиться, представиться;

- Рад с Вами познакомиться;

- Очень приятно;

- Позвольте, прозвище, кличка, знакомство.

Игрушка – попугай, глобус, часы.

Рассказ М. Пляцковского «Эй-ты».

Стих. В.Солоухина «Имя у тебя одно».

Дразнилки.

1. Выучить стих. В Солоухина «Имя у тебя одно».

2. Разучить пальчиковую гимнастику «Этот пальчик…»

3. Рассказать детям об истории и значении имён.

4. Предложить родителям рассказать об истории имени ребёнка.

Как бы ты назвал свою дочку, сына?...

3.У русских по отчеству принято звать.

1. Дать представление об особенностях обращения ко взрослым в разных странах.

2. учить образовывать и называть форму отчества.

3. Воспитывать любовь и уважение к старшим.

Отчество, предки, род, традиция,, Америка, Англия, мисс, миссис, сэр, синьор, синьора, синьорита, товарищь.

Карта, фотографии родителей.

1.Провести игру «Образуй отчество от имени».

2. Упражнять детей в правильном обращении ко взрослым, своим родителям.

Тебя послали в соседнюю группу попросить корм для рыбок.

Как ты обратишься к воспитателю?

4. Путешествие в Спасибоград.

1. Упражнять в проявлении вежливости и приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте.

2. Воспитывать чувство деликатности, такта, чуткости.

Деликатность, чуткость, такт, тактичность, отзывчивость., приветливость, уважительность,, грубость, недоброжелательность, неприветливо, жестоко, чёрство.

Иллюстрации сюжетных картинок с нравственными поступками.

Игрушки: Мальвина, Буратино, ширма, пейджер.

Стихи: В. Орлов «Вежливый хвост».

Э. Гельдман «Муравей и сороконожка».

А. Казанцев «Встреча».

1. Провести развивающую игру «Вежливо - невежливо» (по типу хорошо-плохо).

2. Выучить стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы».

Что ты ответишь на оказанную тебе услугу?

5. Счастливого пути!

1. Познакомить с разными формами прощания и способами применения их в различных ситуациях.

2. Закрепить формы приветствия.

3. Закрепить представление детей о видах транспорта и правилах поведения в городском транспорте.

Прощание:

- До свидания!

- Прощай!

- До скорой встречи!

- Счастливого пути!

- Доброй дороги!

- Удачной поездки!

- Счастливого возвращения!

Сюжетные картинки из серии В.В.Гербовой; набор предметных картинок с изображением разных видов транспорта; игрушка Незнайка; стихи И. Токмаковой «Счастливого пути».

1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

2. Выучить стих. И. Токмаковой «Счастливого пути»

3. Прочитать стих. Э. Машковской «Вежливое слово».

К тебе приехал друг из другого города…

Твои родственники решили отдохнуть на курорте. Ты поехал на вокзал провожать их…

6.Я приду к тебе в гости.

1. Познакомить детей с качествами, присущими хозяину (хозяйке) дома.

2. Учить подбирать синонимы. Характеризующие слово «гостеприимство».

Хозяйка, хозяин, гость, гостеприимство.

Принимать гостей, радоваться, ликовать.

Приветливый, приятный, гостеприимный, щедрый, тактичный.

Звонок, фартук, жилет, платок, стих. О. Григорьев «Гостеприимство».

1.Ввести в сюжетно-ролевую игру эпизод с гостеприимным хозяином.

2. Инсцинировка стихотворения О. Григорьева «Гостеприимство».

Приём невоспитанного гостя.

Оля пришла в гости. Пройдя в комнату она стала ходить по ней, рассматривать вещи, трогать их руками. Правильно ли вела себя Оля? Как нужно вести себя в гостях?.

7. У меня зазвонил телефон…

1. Углублять знания детей о правилах речевого этикета во время телефонного разговора на основе схем-моделей.

2. Упражнять детей в употреблении глагола «звонить» с соблюдением правильного ударения.

3. Воспитывать выдержку, умение считаться с желанием других.

- Алло! Квартира Ивановых?

- Вы располагаете временем?

- Извините за беспокойство.

- Коротко буду говорить.

- Можно Вас побеспокоить?

Оторвать от дел, звонит.

Два телефонных аппарата, схемы-модели.

Стих. А. Барто «Почему телефон занят?»

Игра «Испорченный телефон».

1. Напомнить детям содержание стих. К.И. Чуковского «Телефон»

2. Раскрасить одного из героев стихотворения по желанию детей и научить его правильно и вежливо разговаривать по телефону.

Аня звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью – ей купили Барби. Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина моет собаке лапы после прогулки. Как поступит Аня?

8. Телефон весь день звонит…

1. Упрочивать умение вести разговор по телефону.

2.Учить отвечать на заданный вопрос; формулировать просьбу; пригласить к телефону

3-е лицо; передать просьбу отсутствующему адресату.

Приятный собеседник.

- Рад Вас слышать;

- Приятно с Вами побеседовать;

- Я Вас слушаю!

- Ясно, что я могу передать?

Рассказ Н. Носова «Телефон».

Усложнённые добавленные схемы-модели.

1. Прочитать рассказ Н. Носова «Телефон».

2. Предложить детям чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского «Телефон»

Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и пригласить её прийти к ней поиграть. Трубку взяла мама. Как должна вести разговор Юля?

А если человек так и не придумал бы телефон?

Кто оборвал телефонную трубку?

9. Слово лечит, слово ранит.

1. Познакомить детей с тем, что слово (речь) является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

2. Показать роль интонации и её влияние на общение людей.

Пословицы:

- Ласковым словом и камень растопишь;

- Доброе слово дом построит, а злое слово – дом разрушит;

Заботливая, нежная, преданная, чуткая.

- Доброе слово лечит, а злое калечит;

- От худого слова – да навек ссора;

- Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

Куклы: Петрушка, Буратино.

Стихотворение Э. Машковской «Петрушка».

Отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» (сцена со сверчком).

Стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…»

Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его»

1. Прочитать детям стих. О. Шибаева «Дядя Саша огорчён»

2. Спросить детей о том, как они понимают пословицы.

Два мальчика поссорились. Помири их.

Твой друг обижен на тебя.. Извинись перед ним и попробуй помириться.

10. Составление «Словаря добрых слов».

1. Закрепить вежливые и ласковые слова, речевые выражения, усвоенные на предыдущих занятиях.

См. выше.

Кукольный театр.

1. Игровая ситуация с волчонком.

2. Составление словаря для волчонка.

3. Инсцинировка «Как волчонок стал вежливым».

11. Д/и «Азбука вежливости»

Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент.

Флажки, карта вежливых слов.

У детей карта с изображением различных ситуаций. Дети идут по схеме и выставляют флажки с вежливыми словами.

12. Д/и «Чем порадовать маму»

Углубить чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.

Любимая, ласковая, дорогая, милая.

Карта, игровое поле, которого разделено на секции с различными сюжетными картинками и соответствующими речевыми оборотами.

Карточки с вежливыми словами.

1. Игровая ситуация «Сегодня праздник 8 марта. Чем порадовать маму?».

2. Накладывание карточек с ласковыми словами на соответствующие клеточки игрового поля.

13. Беседа по проблемной ситуации «Слушай, понимай, быстро исправляй».

1. Учить анализировать недостатки в общении.

2. Предлагать свои варианты знакомства.

Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации, дети исправляют ошибки.

14. Игра «Испорченный телефон»

Закрепит называние вежливых слов по телефону

- я Вас слушаю;

- приятно Вас слышать;

- что я могу передать;

- позвоните, пожалуйста, попозже;

- извините, я Вас не отвлекаю? и др.

Два телефона.

Разговор двоих: воспитателя и ребёнка. Воспитатель умышленно допускает ошибки при разговоре, а ребёнок должен их исправить.

15.Домашнее задание: за выходные дни внимательно наблюдать за происходящим вокруг и рассказать, что дети увидели плохого и что хорошего в обращении людей друг с другом.

3.

Культура и мы.

1. Что такое культура общения.

1. Дать детям понятие «культурный человек», чем он отличается от других людей.

2. Закрепить умение употреблять при общении вежливые слова.

3. На конкретных примерах показать правила поведения в общественных местах.

-Здравствуйте!

- Пожалуйста;

- Дай мне пройти пожалуйста;

Или

- Позволь мне, пожалуйста, пройти;

- Проходи, пожалуйста;

- Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!

Кукла Маша, фланелеграф, плоскостные фигурки зверей.

1. Рассказ воспитателя о том, кто такой культурный человек.

2. Объяснение поговорки «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость в общении».

3. Драматизация сказки «Маша заблудилась».(на фланелеграфе).

Вы приехали в другой город. Как вы доберётесь до нужной вам улицы?

2. Что такое хорошо и что такое плохо.

1. Проверить усвоенные детьми нормы этикета.

2. Продолжать воспитывать навыки культурного сдержанного разговора, умение выслушивать партнёра.

Этике, этикетная норма, такт, комплимент. Одобрить, ухаживать, быть внимательным.

«Сказка об Этикете» А.И. Шемшурина (Этическая грамматика).

Столовые принадлежности для сервировки стола.

1. Прочитать и проанализировать стих. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Обыграть этюд «Мы принимаем гостей».

Оля и мама зашли в магазин. Очередь была большая, им пришлось долго стоять. Оля устала и стала капризничать.

Как бы ты поступил на её месте?

На остановке Таня увидела человека с обезображенным лицом. Она подошла к нему близко и стала рассматривать. Правильно ли поступила Таня7

3. Ежели вы вежливы.

1. Проверить в предлагаемых ситуациях освоения норм общения.

2. Расширять словарь ребёнка, формируя его представление о вежливости, воспитанности.

Вежливость, воспитанность, умеренность, тактичность, чуткость.

Сюжетные картинки с различными ситуациями.

Стих. С. Маршака «Если вы вежливы».

Игра «Вежливо - невежливо».

1. Повторить с детьми правила вежливости и вежливые слова.

2. Прочитать стихотворение С. Маршака «Если вы вежливы».

3. Поиграть в игру «Вежливо - невежливо».

Два незнакомых ребёнка встречаются у качелей. Оба хотят покачаться.

Что надо сделать этим детям, чтобы каждый смог покататься и они не поссорились?

Несколько детей играют во дворе. Присоединись к ним.

4. Я - пассажир.

1. Учить детей оценивать поступки людей, видеть неправильное, безкультурное поведение.

2. Закрепить правила вежливого обращения пассажиров транспорта.

- Извините, не следующей остановке выходите?

- Садитесь, пожалуйста;

- Вас не затруднит…

- Позвольте пройти;

- Место свободное?

Вежливый, внимательный.

Стих. Е. Карганова «В автобусе»;

Рассказ «Коля очень спешил…»

Игра «Пассажиры в трамвае».

1. Чтение стих. Е. Карганова «В автобусе».

2. Чтение и анализ рассказа воспитателя «Коля очень спешил…»

3. Игра «Пассажиры в трамвае».

Вы очень устали. В трамвае нашли свободное место и сели. На следующей остановке вошла старушка. Как вы поступите?

5. Мы идём с тобой в театр.

1. Учить соблюдать нормы поведения в общественных местах.

2. Познакомить с нормами общения в гардеробе, зрительном зале, во время спектакля, в антракте.

- Поговорим в антракте;

-Позвольте пройти;

- Разрешите купить программу;

- Ваше место в партере;

- Я Вас не побеспокою?

Театр, апплодисменты, гардероб, поведение, представление, спектакль, апплодировать.

Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.

Стих. А. Кушнер «Не шумите!».

1. Повторить с детьми правила поведения в театре.

2. Обыгрывание для кукол правила поведения и общения в театре (куклы – зрители).

3. Чтение стих. А. Кушнер «Не шумите!».

Дима и Петя пришли в кукольный театр. Во время представления они громко смеялись и обсуждали спектакль. Правильно ли вели себя мальчики.

6. С/р игра «Путешествие»

1. Закрепить нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации.

2. Применять правила речевого этикета.

- Простите, пожалуйста;

- Проходите дальше;

- Садитесь, пожалуйста;

- Позвольте пройти;

- Уступите, пожалуйста и др.

Постройка из стульчиков «Трамвай», сделанные детьми «билеты», нагрудный передник для водителя трамвая, сумка для кондуктора, куклы, детские сумочки и др.

1. Постройка из стульчиков трамвая.

2.Распределение ролей.

3. Закрепление правил поведения и общения в общественном транспорте.

4.Обыгрывание сюжета.

7.С/р игра «Парикмахерская».

1. Совершенствовать навыки культурного общения .

2. Расширять словарный запас вежливого и культурного обращения с незнакомыми людьми.

- Доброе утро, день, вечер;

- Какую желаете сделать причёску, стрижку;

- будьте добры, наклоните голову;

- Подушиться желаете? и др.

Зеркало, предметы гигиены: расчёска, ножницы, различные флаконы с шампунями, лаками, гелями и т.д.

1. Анализ ситуации в парикмахерской: мужчина пришёл в парикмахерскую не в настроении: не поздоровался, что- то невнятно пробурчал по поводу модели стрижки. В итоге ему стрижка не понравилась и он нагрубил парикмахеру.

2. Закрепление речевых оборотов.

3.Распределение ролей.

4.Обыгрывание сюжета.

8. Экскурсия «Поездка в театр на трамвае.

1. Закрепить умение применять свои знания и умения о культуре поведения и общения в реальных ситуациях.

2. Совершенствовать речевой этикет при поездке на трамвае и в театре.

3. Воспитывать умение вести себя скромно, не стесняться, с незнакомыми людьми быть

вежливыми и приветливыми.

См. выше.

1. Беседа о театре.

2. Закрепление правил поведения и общения в театре и в общественном транспорте.

3. Экскурсия.

9. Домашнее задание: рассказать родителям о поездке в театр.

4.

Общение в дружбе.

1. Честное слово.

1. Учить детей выполнять обещания, сдерживать своё слово.

2. Разъяснить детям, что не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь. Не обещай того, что не собираешься выполнить.

Пословица: не давши слова – крепись, а давши – держись. Помогу, помогу, а пришло – не могу!

Обещание. Держать слово, уважать себя, гордиться собой.

В. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрации к рассказу.

1. Провести игру «Сочиним историю».

2. Повторить правила честности, выучить правило честности: «Пообещал – выполни».

3. Рассматривание иллюстраций к рассказу В. Пантелеева «Честное слово».

Вспомнить ту ситуацию, когда вы не выполнили своего обещания. Как вы себя чувствовали при этом?

2. Летающая собака.

1. Продолжать формировать у детей представление о честности, о честном человеке.

2. Тренировать детей в назывании признаков нравственного понятия «честность».

3. Научить детей формулировать просьбу о прощении.

Простить, прощать, раскаяться, чистосердечно признаться, нанести обиду.

В. Медведев «Летающая собака». Иллюстрации к рассказу.

1. Прочитать рассказ «Летающая собака» В. Медведева, сопровождая рассматриванием иллюстраций.

2. Беседа по содержанию рассказа.

3. Формулирование различных просьб о прощении.

Воспитатель заходит в группу, держа в руках игрушку (дети видят её в первый раз). «Ребята, чья это игрушка лежала в приёмной?» Реакция детей.

3. Дежурная чашка.

1. Учить детей признаваться в своей неправоте, не оговаривать своих друзей, сверстников, стараясь свалить вину на них.

2. Учить детей исправлять несправедливость, если она допущена.

- Извините, я был неправ;

- Вы правы;

- Я исправлюсь;

Поступок, оговор, неправота, неправое дело.

Педагогическая ситуация «Разбитая чашка».

Игра «Эхо».

Русская народная сказка «Хаврошечка».

1. Рассказывание сказки «Хаврошечка».

2. Анализ педагогической ситуации «Разбитая чашка».

3. Игра «Эхо».

Ребята играли в прятки и Серёжа уже 30 минут как «водит». Мальчики стали дразнить Серёжу: «Ты смотри отводись, а то будешь «неотвожа». Совсем стало обидно Серёже. Но вдруг к нему подошла Марина и предложила подменить его. «Это не справедливо, - закричали ребята, - ты нарушаешь правила игры». Как ты считаешь?

4.Мама - слово святое.

1. Формировать у детей потребность быть опорой и помощником для мамы.

2. Учить детей делать маме комплименты.

3. Предлагать помощь добровольно, проявлять инициативу и самостоятельность.

Пословица: при солнышке тепло, при матери – добро.

Помощь, помощник, лентяй, безразличный, каменное сердце, холодное, чёрствое сердце.

Ненецкая сказка «Кукушка». Иллюстрации к сказке.

Татарская народная сказка «Три дочери».

1. Прочитать детям татарскую народную сказку «Три дочери».

2. Сравнить поступки героев сказок «Кукушка» и «Три дочери».

Предложить детям задание: дать телеграмму матери и сыновьям с советами, с оценкой поступков из сказки «Кукушка».

5. Д/и «Нечаянно и нарочно».

1. Учить детей различать умышленные и неумышленные поступки.

2. Вырабатывать привычку извиняться за причинённое неудобство

3. Показать детям, что значит быть хорошим на словах и на деле.

- Извините;

- Простите, я нечаянно;

Признать свою ошибку, извиниться, вредный, обиженный, драчливый, задиристый, нарочно, умышленно, нечаянно, злонамеренно.

Серия сюжетных картинок с различными проблемными ситуациями.

1. Рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями.

2. Анализ поведенческих реакций детей в группе.

Предложить детям рассказать, как они выходят из самых различных конфликтных ситуаций.

6. Н/п игра «Не забывай о товарищах».

1.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.

1. Рассматривание картинок.

2. Исправление ошибок.

7. Прослушивание пластинок, аудиозаписей с песнями о дружбе.

Вызвать у детей положительное эмоциональное состояние от песен.

Песни: «Если с другом вышел в путь…»;

«Улыбка»; «Дружба крепкая не сломается…» и др.

Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

1. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

2. Прослушивание песен о дружбе.

8. Составление «Правил поведения в дружбе».

1. Закрепить с детьми правила и нормы поведения и общения со своими сверстниками.

-поделись игрушками с товарищем;

- разговаривай вежливо и приветливо с товарищем;

- не ссориться!

- уступай друг другу! и т.д.

Проблемные ситуации, лист бумаги, фломастеры, рамочка.

1. Воспитатель рассказывает ситуацию, а дети определяют правило.

2. Оформление этих правил в рамку.

9 Домашнее задание: найти пословицы о дружбе.

5.

Итоговое мероприятие.

Вечер развлечения «Урок вежливости».

1.Дать возможность детям переживать хорошее как радость, испытывать неприязнь к плохому.

3. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь.

3. Вызвать желание чаще совершать хорошие поступки, относиться к людям с уважением.

Большая карта вежливых слов; флажки разного цвета (каждый цвет обозначает вежливые слова разных категорий); Атрибуты к сценкам; песни о дружбе; стихи; этюды, декорации леса и города, костюм феи, петушка, птички и др.

32

Приложение 2

Методические рекомендации педагогам по формированию

культуры речевого общения у старших дошкольников          

1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

   -регламентированный;

  -совместной педагога с детьми;

  -самостоятельной деятельности детей.

3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

-в регламентированной деятельности – беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

-в совместной деятельности педагога с детьми – собственному примеру для подражания, решению  проблемных ситуаций, сочинению сказок- перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;

-в самостоятельной деятельности детей – играм парами, ролевым играм, играм драматизациям.

4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

-индивидуальные беседы;

-консультации;

-круглый стол;

-родительские собрания;

33

-анкетирование;

-приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

-обращайтесь по имени;

-занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

-используйте тактильное прикосновение.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

8. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение  вашей личности.

-Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.

-Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.

-Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.

-Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

-Постарайтесь избавиться от слов – «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.)

-Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения, Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия

34

с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример  для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

13. Умейте анализировать процесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

35

Приложение 3

Консультация для родителей на тему

«Воспитание навыков культуры поведения и общения

 в старшей группе»

Обучение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?

В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.

По мере взросления ребёнка, расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: как вести себя на занятиях; как вести себя на улице, в транспорте; как вести себя во время разговора с взрослыми и сверстниками; правила вежливости и т.д. Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным.

Если родители требуют, чтобы ребёнок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.

Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры.

36

Четырёхлетнему ребёнку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность друг другу.

- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори чётко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.

Эти же требования для ребёнка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-то разговаривает, как ты поступишь?»

Когда ребёнок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи. Как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» это побуждает его проанализировать собственное поведение.

Только убедившись в том, что ребёнок знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения. Чем младше ребёнок, тем меньше он способен контролировать своё поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает ему об их выполнении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдём умываться. Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьём рук, чтобы не замочить рукава?» подсказывая как надо поступить, он как бы программирует эти действия, предотвращая отрицательные проявления.

Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив. Проверь, всё ли ты сделал как надо. Посмотри на себя в зеркало, всё ли у тебя в порядке».

Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызывали сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учёт индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательным тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим! Полагается называть взрослых на «вы»». В другом – сделать замечание: «Как

37

же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вёл себя не хорошо. Мне пришлось крас-

неть за тебя». В четвёртом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вёл?» Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребёнка, предусматривать уважение к нему, как к развивающейся личности.

Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях родителям необходимо рекомендовать игровые приёмы.

Можно использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намёк на неопрятность?!

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла,

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!»

Родителям рекомендуют использовать и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И. Чуковского, «Девочка чумазая» А.П. Барто, «Что такое хорошо, что такое плохо» В.В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и многие другие.

Хорошо действуют на ребёнка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы.

Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых, к покою, удобству, отдыху окружающих и т.д.

Родители должны помочь уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе.

38

Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. И родители широко используют, формируя положительное поведение ребёнка, пример друзей. Сила примера в его наглядности и кон-

кретности. Особенно действенен пример в сочетании со словом взрослого: «Антон поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил гостю сесть». Воздействие от такого приёма усиливается, если ещё и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо», «Это по-товарищески», «Можно гордиться поведением Жени».

Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребёнка и находить решения в выборе средств воздействия. В любом случае, взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые - лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку.

Для прочного усвоения знаний необходим контроль за поведением ребёнка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако, контроль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается», «Извинись», «Уступи», «Проверю, как ты себя будешь вести» и т.д.

Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения и общения, то будут вести себя так, как их учили, и в отсутствии взрослого.

Правила культуры общения

1. Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.

2. Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми

3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор

39

4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля. Демонстрации кинофильма

5. Умей выслушать товарища, не перебивая

6. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай

7. Уступай в транспорте место взрослым и малышам

8. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому

9. Подними и вежливо подай обронённый кем-то предмет

10. Мальчикам: пропускай вперёд девочек в транспорт, в помещение

11. Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф

12. Делись с товарищами игрушками, книгами; играй дружно

13. Умей признать, что был неправ

14. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.

Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

итоговая работа на тему: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...

Игровая деятельность, как фактор формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

      Воспитание культуры общения,  приобретает особую актуальность именно на ступени дошкольного детства, поскольку, именно в этот период жизни происходит первичная социали...

Обобщение опыта на тему: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

Моя тема самообразования на 2014-215 учебный год "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Очень важно чтобы дети общались, а задача педагога помочь детям учиться простраивать личностные, деловые, оценочные отношения, быть наравне со всеми....

Методические рекомендации педагогам по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Непременным условием для всестороннего развития личности ребенка является его владение речью с окружающими людьми. Немаловажную роль в развитии речи ребенка выполняет воспитатель и его культура речи. ...