Методические рекомендации педагогам по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Татьяна Валерьевна Любиченко

Непременным условием для всестороннего развития личности ребенка является его владение речью с окружающими людьми. Немаловажную роль в развитии речи ребенка выполняет воспитатель и его культура речи. Манера поведения, речь, его внешний облик - все это является образцом, эталоном общей культуры человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

1.  При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

-    Регламентированной

-    Совместной педагога с детьми

-    Самостоятельной деятельности детей

3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделяйте:

-    В регламентированной деятельности: беседе, чтению, обсуждению литературных произведений, разъяснению, моделированию ситуаций общения, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций.

-    В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций,  сочинению сказок-  перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, играм парами, чтению художественных произведений, играм- драматизациям.

-    В самостоятельной деятельности: коллективным играм, ролевым играм, играм- драматизациям.

4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью различных форм взаимодействия:

-    Беседы, лекции

-    Консультации

-    Круглый стол

-    Деловые игры

-    Информационные стенды, наглядная агитация

-    Открытые занятия

-    Презентации

-    Проекты

-    Анкетирование

-    Приглашение на день открытых дверей

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

6.  Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

-    Обращайтесь к ребенку по имени

-    Занимайте позицию на уровне глаз с ребенком

-    Используйте тактильное прикосновение

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени, стремитесь не перебивать ребенка.

8.  Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности.

-    Исключите из своей речи окрики, резкие замечания, интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывают у него дискомфорт.

-    Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи.

-    Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.

-    Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

-    Постарайтесь избавиться от слов- паразитов («ну», «значит», «так», «в общем»)

-    Трансформируйте свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как « демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10.  Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

11.  Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

12.  Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример для подражания; разъяснение, поощрение, комплименты.

13.  Умейте анализировать процесс общения.

14.  Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Успехов вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.

Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.«Общение–актуальная...

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

итоговая работа на тему: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Очень важно чтобы дети общались, а задача педагога помочь детям учиться простраивать личностные, деловые, оценочные отношения, быть наравне со всеми....