Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающим миром.
рабочая программа (средняя группа) на тему

Ильченко Елена Леонидовна

         “Русский фольклор как источник развития речи и ознакомления с окружающим миром.                       
                   Планирование от 3-х до 7-и. Практические разработки”.

 Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.
Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.  В Концепции дошкольного воспитания отмечается: «Период от рождения до поступления в школу является возрастом стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Фольклор- устное Народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песенок. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все самое ценное, что существовало ранее.
Русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он глубоко верил в принцип «народ без народности-тепло без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу «что мудрость предков-зеркало для потомков», и потому ратуя за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного воспитания.
В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру.
I часть
В конце 20 века, да и сейчас, в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Автор книги «Русский детский фольклор» Мельников М.Н. отмечал: « Колыбельные песни по мнению народа- спутник детства». Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. А.П.Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, песенки и т.д являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младших группах.
Кроме малых форм хочется обратить внимания на жанр необрядового фольклора, жанра эпического, повествовательного. Это русские сказки. Сказка-то, что сказывают. В.А.Сухомлинский говорил : «Сказка-это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем русский народ. Без сказки-живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами, невозможно представить детское мышление и детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи.» Из сказок можно узнать как жил, как трудился русский народ. Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.
Задачи
1. Знакомить детей с устным народным творчеством
2.  Учить   слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
3. Заучивать потешки.
4. Воспитывать положительные отношения к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д., особенно в младшем возрасте.
5. Формировать целостную картину мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений)
6. Развивать эмоциональное восприятие художественных произведений-русских народных сказок.
7. Сформировать понятие о русских народных сказках.
8. Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи.
9. Развивать детское творчество.
10. Развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться.

При планировании работы по теме следует руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности (создание таких условий, чтобы у детей возникла потребность речевого взаимодействия со взрослыми, чтобы у детей возникло чувство сопереживания с действиями персонажа)
2. Принцип познавательной активности (достигнуть его можно эмоциональностью.Именно с помощью эмоционального изложения необходимо поддерживать внимания детей)
3. Принцип наглядности (предполагает использование наглядных средств: игрушки, макеты, пособия, иллюстрации, с помощь которых создается развернутая картина действий и результата, использование приема инсценировки)
4. Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания.
5. Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей.
При организации образовательного процесса по данной теме необходимо использовать интегрированный подход с целью эффективности решения образовательных задач.

II часть
Младший возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности. В первые дни пребывания ребенка в детском саду, некоторые испытывают чувство тревоги, тоску по дому, по маме. Ключевую роль играют здесь колыбельные песенки. Эта тема близка детям, так как она создает уют и спокойствие, напоминает дом. Взяв в руки игрушки (куклу, мишку), малыши качают их и напевают : «Все ласточки спят, и касатки спят… и т.д.» Каждый знает, что проведение режимных моментов вызывает у детей отрицательные отношения. Для того, чтобы дети ели, умывались, следует прибегнуть к потешкам. Потешка способна корректировать поведение детей и создать хорошее настроение: «Умница Катенька ешь кашку сладеньку  и т.д.» Важно обогащение словаря детей новыми словами, образными выражениями. Для этого нужно: использовать песенки, сочетающиеся с действенным показом игрушек, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации. Поэтому необходимо использовать все средства выразительности: мимику, жесты, силу голоса, нужную интонацию: «Петушок, петушок золотой гребешок, масляна головушка и т.д.» Использование чудесных слов песенок, потешек, помогают малышу видеть себя из окружающего мира, дают почувствовать свою значимость и неповторимость.
Особенно любят дети игры с пальчиками, где можно показать и сказку. Сказать ребенку название каждого пальца на его руке, а затем и с персонажем. Развивается мелкая моторика-развивается речь. В целом пальчиковая терапия укрепляет память, улучшает координацию движения, снимает общее напряжение и гармонизирует общее состояние: «Большой пальчик сливы трясет, второй их собирает и т.д.» Согласно правилам народной педагогике и медицины, чтобы вырастить физически здорового, любознательного, усидчивого ребенка нужно в часы его бодрствования  поддерживать в нем положительные эмоции. Ребенок, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но и приобретается умение сопереживать героям. Это относится к сказкам: «Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать ее не шутка, чтобы сказочка сначала словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни млад от нее не задремал…»
Задача взрослого заключается в том, чтобы варьировать фольклорными жанрами в течении всего пребывания ребенка в детском саду. Это элементы сказки, сюрприза, использования динамических пауз, игры-хороводы, речь с движением: «Дитятко- это тесто замесил, так и выросло». Чтобы упражняться в чистом произношении звуков, слов, используются скороговорки. Они для этого и слагаются. В скороговорках сталкиваются звуки затрудняющие быстрый говор. Играя с куклами би-ба-бо, дети учатся общаться, развивается диалог: «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои! и т.д.»
Участие детей в фольклорных, обрядовых праздниках дает возможность больше узнать, изучить народные традиции, обряды, познакомится с предметами декоративно-прикладного искусства:
«Мы красавицы матрешки,
Разноцветные одежки.
Раз Матрена,
Два Малаша
Мила – три,
Четыре – Маша
Маргарита – это пять
Нас не трудно сосчитать.»
Работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства своего народа. Благодаря созданию особой среды, дети соприкасаются с наследием прошлого, что способствует развитию духовности.
«Русский фольклор как источник развития речи детей
и ознакомления с окружающим»
Планирование
от 3х до 7и


Младшая группа
Сентябрь
«Это все моя семья»
Познание: закреплять знания детей о членах семьи.
Коммуникации: учить называть имя папы и мамы
Чтение худ.лит-ры : потешка: «Это все моя семья»
Безопасность: маме руку нужно подавать.
Труд: уборка игрушек
Социализация: с/р игра «Семья» роль мамы –  «Уложим дочку спать».                                                                                                             Настольный театр «Курочка ряба»
Худ.тв-во: рисунок для мамы
Музыка:
Физ-ра: п/и «Каравай»
Здоровье:
Итоговое мероприятие: Фотовыставка «Я с мамой, папой»

Октябрь
«Во саду, ли в огороде»
Познание: классификация:что растет на грядке, что в саду на дереве, сравнивание: цвет, форм, проба на вкус.
Коммуникации: загадки о фруктах, овощах (понимать образный язык загадок)
Чтение худ.лит-ры, потешка: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку»
Безопасность:
Труд: помощь маме, папе на даче при уборке урожая
Социализация: Настольный театр «Репка»
Худ. тв-во: рисуем, лепим, наклеиваем фрукты, овощи (рисуем круглые формы: яблоко, помидор и т.д)
Музыка:
Физ-ра: п/и «Огуречик» (бег по сигналу)
Здоровье: нельзя кушать грязные фрукты
Итоговое мероприятие: Макет «Волшебное дерево» (на котором растут все фрукты)

Ноябрь
«Одеваемся гулять»
Познание: дать детям понятие «одежда», название, дать представление о названии одежды и обуви в соответствии с погодой.
Коммуникации: учить описывать одежду, обувь, называя их цвет, кому они предназначены девочке или мальчику и назвать их.
Чтение худ.лит-ры, потешка: «Вот они сапожки»
Безопасность: по лужам ходить опасно, даже в резиновых сапогах
Труд: Одевание на прогулку
Социализация: дидактические игры «Одеваем куклу на прогулку», «Подбери одежду для улицы»
Худ.тв-во: рисование, аппликация – украшаем одежду
Музыка:
Физ-ра: «Зайка беленький сидит» (движение с текстом)
Здоровье: одеваем всю одежду, не забывая носочки, рейтузы, шарфики, рукавички. А то можно простудиться.
Декабрь
«Наши уточки с утра»
Познание: закрепляем понятия «домашние животные», «домашние птицы», признаки внешнего вида, особенности поведения животных, отдельных частей тела. Учить сравнивать.
Коммуникации: загадки о домашних животных и птицах. Составление описательных рассказов об игрушках с описанием  внешнего вида.
Чтение худ.лит-ры, потешка: «Наши уточки с утра»
Безопасность: не надо долго играть с киской, ей надоест, она может поцарапать.
Труд: помогаем маме и папе ухаживать за киской или собакой
Социализация: кукольный спектакль: «Угадай, кто мы»
Худ.тв-во: лепим уточку из круглых форм (оттягивание клюва)
Музыка:
Физ-ра: п/и «Идет коза рогатая» (бег по сигналу)
Здоровье: как обработать ранку (если киска поцарапала)
Итоговое мероприятие: Коллективная работа по аппликации «Уточки плавают в пруду»

Январь
«Как на тоненький ледок»
Познание: уточнить представление о зиме, познакомиться со свойствами снега, льда, развлечения детей
Коммуникации: загадки о зимней природе, одежде, обуви
Чтение худ.лит-ры: колыбельная «Баю-баю баиньки, купим сыну валенки»
Безопасность: почему нельзя ходить по глубоким сугробам?
Труд: чистим дорожки от снега
Социализация: дидактические игры «Уложим куклу спать», «Оденем дочку на прогулку»
Худ.тв-во: рисуем, лепим снег, снеговиков, ёлку
Музыка:
Физ-ра: п/и «Как на тоненький ледок» (движения в соответствии с текстом)
Здоровье: почему нельзя есть снег?
Февраль
Комната куклы Кати
Познание: формировать  представление «мебель», запоминать детали  (спинка, сиденье, ножки, полки). Формировать пространственные направления, умение сравнивать.
Коммуникации: составлять описание предмета, выделять существенные признаки
Чтение худ.лит-ры: потешка «Пампушки», русская народная сказка «3 медведя»
Безопасность: нельзя качаться на стульчике, можно упасть
Труд: застелим кукле кровать, расставим стульчики вокруг стола.
Социализация: д/и «Чего не стало», с/р «Семья», «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», пальчиковый театр «Колобок»
Худ.тв-во: рисуем, лепим стол, табуретку
Музыка:
Физ-ра: п/и «Мыши водят хоровод»
Здоровье: нужно сидеть на стульчике прямо, ровно, чтобы спинка потом не болела
Итоговое мероприятие: Выставка работ детского творчества «Комната 3х медведей» (работы из пластилина)
Март
«Мы едем, едем»
Познание: Уточнить представление о некоторых средствах передвижения – легковой, грузовой транспорт. Осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом. Уточнить знание о работе шофера.
Коммуникации: рассматривание картин, игрушек (транспорта). Загадки, описательные рассказы (цвет, форма деталей и т.д)
Чтение худ.лит-ры: потешка «Сидит белка на тележке»
Безопасность: элементарные правила движения машин и поведение пассажиров.Светофор
Труд: строим гараж для машины из деревянного конструктора и из снега на улице
Социализация: д/и «Часть и целое» (собрать машину из частей), с/и игры «Шофер», «Автобус»
Худ.тв-во: рисуем, лепим тележку, светофор. Аппликация: из готовых частей составляем и приклеиваем элементы грузовика
Муыка:
Физ-ра: п/и «Чики-чики-чикалочки» (радость от знакомой игры)
Здоровье: переходим дорогу по знаку светофора, чтобы не случилась беда, заботимся о своем здоровье.

Апрель
«Мы весну встречаем»
Познание: уточнить характерные признаки весны: тает снег, бегут ручьи, солнце греет, появляются проталины. Уточнить понятия «мало-много» снега, воды.
Коммуникации: рассматривание иллюстраций о природе, деревьях, весне, загадки о весенней природе
Чтение худ.лит-ры: потешка «Рябина»
Безопасность: не ходить по рыхлому снегу – можно провалиться.
Труд: очищаем крыльцо от снега, мусора
Социализация: д/и «Времена года», «Когда это бывает»
Худ.тв-во: рисуем: сосульки с крыши, солнышко на небе
Музыка:
Физ-ра: п/и «Воробей»
Здоровье: не подбирать с земли, снега – не брать ничего в рот
Май
«День рождения Аленушки»
Познание: закреплять представление об использовании предметов посуды. Познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. Совершенствовать ориентировку в окружающем, понимание названий предметов и действий с ними (положи, поставь)
Коммуникации: рассматривание посуды, иллюстрации о  ней. Загадки о посуде, описание чашки
Чтение худ.лит-ры: разучивание потешки «Курочка – рябушечка» (формирование предпосылок диалогической речи)
Безопасность: осторожное обращение с посудой. Она может разбиться. Не ставим чашку на край стола
Труд: мойка кукольной посуды.
Социализация: д/и «День рождение у «Мишки», пальчиковый театр «Маша обедает»Т.Капутикян
Худ.тв-во: лепка – чашечка, аппликация – украшаем чашку (готовые детали), рисование – украшаем блюдце (декоративные элементы)
Музыка:
Физ-ра: п/и «Вышла курочка гулять»
Здоровье: Если ты поранился осколком? Что делать?
Итоговое мероприятие: Коллективное панно: «Чайный сервиз»

Средняя группа
Сентябрь
Фольклор в сказках (малые формы)
Познание: что такое фольклор (песенки, потешки, колыбельные, заклички) Они о людях, о природе, животных, постройках и т.д.
Коммуникации: чтение, разучивание, проговаривание. Развитие связной речи
Чтение худ.лит-ры, потешка: «Наш козел», «Зайчишка-трусишка», «Идет лисичка по мосту»
Безопасность: формирование представлений об опасных для человека ситуациях (исходя из песенки «Идет лисичка по мосту» – соблюдение осторожности на мостах)
Труд: игры с песком, строительство мостика.
Социализация: с/и «Уложим куклу спать» (колыбельные песенки), игры с мелкими игрушками
Худ.тв-во: лепим зайчика, украшаем силуэт козлика (приемы декорированного рисования), конструируем «Мостик» (из строительных деталей)
Музыка:
Физ-ра: п/и «Идет коза рогатая», п/и «Лиса и зайцы»
Здоровье: развитие правильного дыхания при проговаривании, пропевании песенок
Октябрь
По грибы по ягоды идем
Познание: расширять представление о лесе, о грибах, ягодах, почему нельзя рвать грибы с корнем
Коммуникации: отгадывание загадок о грибах, ягодах
Чтение худ.лит-ры: чтение сказки «Война грибов с ягодами»
Безопасность: Опасности в лесу. Почему нужно в лесу ходить в сапогах. Экология – чистота в лесу.
Труд: как ухаживать за лесом, чтобы там росли грибы и ягоды (уборка поваленных деревьев, выпиливание сухих)
Социализация: игры на классификацию – грибы, ягоды, съедобные – не съедобные, что где растет
Худ.тв-во: лепка – «Грибы в лесу», рисование – «Ягоды на тарелке», аппликация – «компот из ягод» (силуэт банки, ягоды – срезание уголков у квадрата)
Музыка:
Физ-ра: п/и «У медведя во бору»
Здоровье: полезные, опасные грибы, ягоды

Ноябрь
«Кто живет в лесу, кто во дворе»
Познание: расширять представление о диких и домашних животных, о среде их обитания, о условиях необходимых для жизни
Коммуникации: рассматривание иллюстраций о животных, отгадывание загадок, составление рассказов по картинам
Чтние худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Лиса и козел»
Безопасность: какую опасность представляют дикие животные в лесу. Почему нельзя кормить животных в зоопарках
Труд: кто ухаживает за домашними животными, и какую работу выполняет?
Социализация: игры на классификацию домашних и диких животных, кто где живет, где чье жилище. с/р игра «Зоопарк»
Худ.тв-во: рисуем по сказке «Лиса и козел» – «лисица», аппликация из готовых форм – «Колодец»
Музыка:
Физ-ра: п/и «Лохматый пес»
Здоровье: что полезное мы получаем от домашних животных – коровы и козы. Почему молоко полезно для здоровья?

Декабрь
«Строим теплый дом»
Познание: систематизировать представление о местах обитания диких, домашних животных, людей, птиц, дать представление о зимовке.
Коммуникации: беседы, общение на темы «где живут эти звери», «где чей дом», загадки
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Зимовье»
Безопасность: общение по теме – поведение дома, если дома один
Труд: строим дома из разного материала – песок, кубики, конструктор
Социализация: дидактические игры на классификацию животных,жилищ, с/р игра «Строители»
Худ.тв-во: лепка – «Кто в домике живет», рисование – «Домик», аппликация – «Забор у дома»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: почему нельзя бегать и прыгать по дому? Опасность получения травмы
Январь
«Все работы хороши»
Познание: расширять представление о труде людей, технике, которая помогает
Коммуникации: составление рассказов, беседы с использованием наглядного материала
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Безопасность: соблюдение осторожности с бытовыми приборами и острыми предметами
Труд: убираем игрушки, помощь помощнику воспитателя
Социализация: классификация предметных картинок: «Кому что для работы нужно», с/и «Семья», «Детский сад»
Худ.тв-во: по сказке «Петушок и бобовое зернышко»: лепка – «Петушок», рисование – «Коровка», аппликация – трава для коровки (режем бумагу не до конца нижнего края)
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: во время приема пищи нельзя отвлекаться, и не торопиться
Февраль
«Зима, холода»
Познание: уточнить и расширить знания о признаках зимы, знакомство со свойствами снега и льда, эксперементирование
Коммуникации: составление небольших рассказов о зиме, лисе, закрепление в речи названий животных и их признаков, загадки
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Безопасность: что такое прорубь (отверстие во льду). Какую опасность она представляет?
Труд: уборка дорожек от снега, строительство из снега горок, домиков для лисы, волка
Социализация: д/и игры по теме, театрализация по сказке
Худ.тв-во: лепка – «Снеговик», рисование – «Снег идет» (набрызгивание), аппликация/конструирование – «Льдинки» (мозайка) из бумаги
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: почему мы одеваемся тепло? Почему нельзя брать снег в рот?

Март
Чудо лапти!
Познание: систематизировать знания по теме, связанные с бытом русского народа, одежда (сарафан), обувь (лапти), утварь (чугунок).
Коммуникации: беседы с использованием макета «Русская изба»: свободное общение по теме предметы старины, их использование в современном обществе
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Лиса – лапотница»
Безопасность: почему не везде можно ходить босиком
Труд: чистим свою обувь, использование и назначении обувной щетки
Социализация: игры на классификацию одежды, обуви, парные картинки, игры на теме «Прошлое, настоящее», игры -театрализации
Худ. тв-во: лепка – «Чугунок», рисование – «Украшение деревянной ложки», аппликация –конструирование – «Плетеный коврик»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Почему нельзя одевать чужую обувь?
Апрель
«Маленький, да удаленький»
Познание: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них
Коммуникации: беседы с использованием наглядного материала по плакатам ОБЖ, свободное общение по теме
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Жихарка
Безопасность: почему нужно слушаться старших?
Труд: посыпаем дорожки (ледяные) песком
Социализация: дидактические игры по теме «Опасные ситуации», драматизация эпизодов сказки
Худ.тв-во: лепка – маленький человечек «Жихарка», рисование – машина «скорой помощи», аппликация/конструирование – дорожный знак «Больница», «Мед. Пункт»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: почему нельзя пить воду из непроверенных источников (незнакомых)

Май
«Путешествие в город сказочных героев»
Познание: закреплять знания сказок, используя иллюстрации и карточки-схемы, связывая события, происходящие в сказках  в единый сюжет,  узнавать, называть художников (Васнецов), знакомство с русским костюмом, предметы русской утвари
Коммуникации: составление коллективной сказки, составление рассказов по иллюстрациям, общение, загадки, винегрет из сказок
Чтение худ.лит-ры: чтение русских народных сказок «Теремок», «Снегурушка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль»
Безопасность: как предупредить героев сказок от неправильных поступков?  Выработка свода правил по ОБЖ для героев
Труд: трудимся как в сказках – уборка мусора на участке (хворост), подметаем пол в игровой комнате
Социализация: дидактические игры: «Плохие – хорошие», «Добро – зло»,  «Подбери пиктограмму к герою», игры – драматизации по эпизодам сказок
Худ.тв-во: лепка – любимое животное из сказки, рисование – теремок или домик зайца или лисы, аппликация/конструирование  – сюжет из любой сказки, технология мятой бумаги (комочки по контуру объекта)
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: что неправильно делали герои сказок и почему они могли бы заболеть? (пить воду из копытца, открывать окно и высовывать голову, каждый должен делать то, что он может и умеет). Сказка «Крылатый, мохнатый и масляный»
Старшая группа
Сентябрь
«Песенки русского народа»
Познание: продолжаем знакомство с малыми формами фольклорного жанра. Фольклор – народная мудрость, в нем воспевали птиц, животных, людей.
Коммуникации: работаем над развитием речи, памяти, т.к. ядром фольклора является слово
Чтение худ.лит-ры: чтение песенок «Как у бабушки козел», «Николенька гусачок», «Уж ты пташечка, ты залетная»
Безопасность: опасные ситуации с животными, птицами. Соблюдение осторожности (бодаются – козел, клюются – гуси)
Труд: труд русского народа на основе песенок – уход за домашними животными, птицами
Социализация: обыгрывание, театрализация потешек, песенок
Худ.тв-во: на основе пройденного материала по художественной литературе выбираются темы по выбору воспитателя
Музыка:
Здоровье: развитие правильного, длительного вдоха и выдоха при пропевании песенок, работа по звуковой культуре речи
Октябрь
«Для чего нужна посуда»
Познание: классификация посуды, ее назначение, сравнение, познавательно-исследовательская деятельность – измерение жидкости в посуде меркой, материал из которого она сделана
Коммуникации: составление рассказа о посуде, загадки, рассматривание разной посуды
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Безопасность: Не суй голову туда, где опасно и непонятно!
Труд: расставляем посуду на полках, мытье.
Социализация: с/р игры «Семья», «Магазин посуды». Играем спектакль по сказке «Лиса и кувшин»
Худ.тв-во: рисование по сказке, лепка –«Посуда», аппликация – «Кувшин» симметричное вырезание
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Осторожно – осколки! (опасность пореза осколком посуды) Как обработать рану!

Ноябрь
«Каждый должен знать свое дело»
Познание: продолжаем знакомство с профессиями, кто выполняет какую работу, что для работы нужно. Объяснить поговорку «Дело мастера боится»
Коммуникации: общение на тему «Каждый должен знать свое дело» и выполнять его хорошо и ответственно, но чтобы этому научиться надо много учится
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Безопасность: общение по поговорке «Взялся за гуж, не говори, что не дюж» Нельзя браться за дело, которое не знаешь, оно может быть опасно.
Труд: труд в группе – уборка игрушек. Труд на участке – уборка мусора.
Социализация: с/р игры на профессии «Врач», «Повар», «Парикмахер» и т.д. Дидактические игры на профессии: «Кому что для работы?»
Худ.тв-во: рисование – Кем хочу я быть? Лепка – «Встреча лисы с блином», оригами – «Птичка»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Соблюдай правила ОБЖ – будешь здоров! (не пробуй горячее – можешь обжечься, не кусай твердое – можешь сломать зуб)

Декабрь
«Жизнь зверей в лесу»
Познание: продолжаем знакомство с дикими животными. Понятие заяц – русак, беляк, среда обитание. Какие опасности его подстерегают, питание, когда появляется потомство.
Коммуникации: общение: почему в одних сказках заяц белый в других серых? Почему говорят: зайца ноги спасают? «Хвастовство – это хорошо?»
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Заяц – хвастун»
Безопасность: в любом деле должно быть внимание. Отвлекаешься  - чего-то не заметишь, можешь пострадать.
Труд: строительство норок для зайцев из снега
Социализация: дидактические игры: «Зоолото», «Парные картинки», с/р игра «Зоопарк»
Худ.тв-во: аппликация/конструирование  – «Заяц – беляк» (из ватных дисков), рисование по сказке «Заяц – хвастун»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: объяснение выражения «Душа ушла в пятки» (состояние страха), «Мчаться без оглядки» (очень быстро). Бег в таком темпе не всегда полезен.
Январь
«Польза домашних животных»
Познание: систематизировать знания о домашних животных, среде обитания, уход, кормление, польза. Использование домашних животных в качестве транспорта: пассажирского и грузового
Коммуникации: общение по поговорке: «Готовь сани летом, а телегу зимой». К какому животному это относится?
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Сивка – Бурка»
Безопасность: ОБЖ – Осторожно – высота! Нельзя прыгать высоты – можно разбитьс
Труд: уход за домашними животными у себя дома. Расскажи
Социализация: дидактические игры: «Кому что для еды нужно: кость, молоко, трава, сено, овес, капуста, морковь» Игры с мелкими игрушками: «Ферма»
Худ.тв-во: рисование по сказке: «Сивка – Бурка», лепка: косточка для собаки, конструирование/аппликация – поросенок (из яйца)
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Польза молока и молочных продуктов
Февраль
«Познай себя – наши глаза»
Познание: систематизировать знания о человеке, нашем теле, органах чувств. Каждый орган играет свою роль, очень важную
Коммуникации: общение на тему «глаза – это зеркало души», загадки про органы чувств (глаз, нос, рот и т.д)
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Безопасность: чтобы не споткнуться – надо под ноги смотреть
Труд: чистим дорожки, чтобы не споткнуться
Социализация: дидактические игры: «Кому что для работы надо», с/р игра «Врач – окулист»
Худ.тв-во: рисование – «Наши глаза улыбаются» (пиктограмма), аппликация/конструирование – «3 сестры» по сказке «Ховрошечка» (аппликация из ткани)
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Как беречь зрение. Правила: посадка – осанка за столом, не тыкать в глаза разными предметами, не бросать песок)

Март
«К нам пернатые спешат»
Познание: обобщить знания детей о птицах, кто такие перелетные, кто нет. Почему улетают? Какие бывают гнезда? Кто такие хищные птицы, чем они опасны для домашних птиц?
Коммуникации: общение: «Гости нашего участка», загадки про птиц, рассматривание иллюстраций с птицами
Чтение худ.лит-ры: чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол»
Безопасность: экология – забота о птицах. Не разорять гнездо птиц!
Труд: изготовление кормушек, вывешивание на деревья, вынос корма
Социализация: дидактические игры: «Летает – не летает», «Парные картинки» (птицы), «У кого какой домик»
Худ.тв-во: рисование по сказке «Финист – ясный сокол», лепка – «Птицы на кормушке», оригами – «Птица»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Не подбирай перья птиц – они (птицы) могут быть переносчиками разных болезней
Апрель
«От головастика до лягушки»
Познание: определять особенности земноводных, знать способы передвижения, места обитания. Классифицировать животных, насекомых по месту обитания
Коммуникации: составление рассказов по схемам – модулям о происхождении лягушки. Рассматривание пособия «Болото»
Чтение худ.лит-ры: «Царевна – Лягушка», общение – детское речевое творчество, что было бы, если  Иван – Царевич не сжег лягушачью шкурку?
Безопасность: Не убивать насекомых, лягушек. Общение: Все в природе взаимосвязано: лягушка ловит насекомых, цапля питается лягушками и т.д Все нужны друг другу
Труд: строим муравейник – собираем мелкие ветки, сухие листья, семена от деревьев, цветов в одну кучу
Социализация: игры с макетом «Болото» (использование мелких игрушек – тритон, лягушка, рак, ящерицы и т.д)
Худ.тв-во: рисование по сказке «Царевна – Лягушка», оригами – «Лягушка»
Физ-ра:
Здоровье: не бери в руки насекомых, земноводных. Они могут укусить, т.к у каждого насекомого своя защитная функция (укусит, ужалить и т.д)
Май
Литературная викторина по сказкам
Познание: закреплять знания о русских народных сказках, кто придумывал их? Как построена сказка? Как начинается, как заканчивается сказка, какие бывают:о животных , волшебные и т.д
Коммуникации: кто такие сказатели? Собрать картотеку (подборку) зачинов, присказок, концовок сказок. Загадки о сказках, сказочных героях
Чтение худ.лит-ры: подбор пройденного материала за год. Любимые сказки детей
Безопасность: вспомнить в каких сказках герои попадали в беду, как можно было избежать этого, что бы вы сделали на месте героя?
Труд: в каких сказках герои трудились, что они делали? Подметаем, убираем группу, участок
Социализация: дидактические игры: «Раз – два – три сказку повтори», «Складанка»
Худ.тв-во: Нарисуй любимую сказку, вылепить любимого героя
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Игры на развитие силы выдоха «Емеля» и «Карлсон» (повторы на одном выдохе)
Итоговое мероприятие: Сказочный коллаж (все герои из разных сказок на одном месте)
Подготовительная группа
Сентябрь
Сказка-шутка
Познание: расширять знания о профессиях кузнеца, землекопа, кораблестроителя, подводника, определять состав числа из семи
Коммуникации: умение распознавать в сказке шутку, небылицу, объяснить выражение «Ходит по морю, как по суху»
Чтение худ.лит-ры: русская народная сказка «7Симеонов – семь работников»
Безопасность: в каждой профессии необходимо соблюдать правила безопасности
Труд: трудимся, как 7 работников – строим, копаем, играем
Социализация: дидактические игры «Кто из какой сказки к нам пришел»
Худ.тв-во: рисуем семь работников, лепим царевну, конструируем корабль
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: что такое настроение? Когда мы мечтаем, то повышаем себе настроение, а сказки увлекают нас мечтой о неограниченных возможностях человека
Октябрь
«Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»
Познание: формировать у детей понятие о пословицах, поговорках. Это вид устной поэзии. Они кратко судят о типичных явлениях, мысль передается необходимыми и точно отобранными словами
Коммуникации: общение: что такое эпитеты, сравнение, определение, умению объяснить своими словами поговорку
Чтение худ.лит-ры: «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»
Безопасность: общение: не делай плохо кому-то, а потом и с тобой может быть беда
Труд:
Социализация: рассматривание подборки с поговорками, пословицами. Дидактические игры отбираем по теме – «дружба», «работа» и т.д
Худ.тв-во: по выбору, по любой поговорке и пословице
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Объяснить пословицу: «Как аукнулось, так и откликнулось». Из какой русской народной сказки удобно ли журавлю было клевать кашу из тарелки, а лисе лезть головой в кувшин с окрошкой
Итоговое мероприятие: оформление подборки рисунков к пословицам и поговоркам

Ноябрь
«Русские герои богатыри»
Познание: формировать у детей интерес к защитникам Родины, какими качествами они обладают. Почему их называют русские богатыри?
Коммуникации: общение: каким должен быть богатырь? Рассказ воспитателя: что такое былины? Кто угрожал русскому народу?
Чтение худ.лит-ры: былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Садко» (запись П.Рыбникова, отрывок), «Добрыня и Змей» (пересказ Н.Колпаковой)
Безопасность: осторожное обращение с мечом при игре в богатырей
Труд: какой тяжелый труд быть воином, носить тяжелые доспехи, зато быть защитником
Соиализация: играем в богатырей, используя шлемы, мечи
Худ.тв-во: рисуем – богатырей, лепим – «Соловья – разбойника», конструирование – шапка, пилотка, буденовка (из бумаги)
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: при игре в «Богатырей» нельзя наносить удары в лицо, грудь и т.д (только имитация ударов)
Итоговое мероприятие: Танец богатырей в музыкальном зале

Декабрь
«Пришла зима»
Познание: продолжать знакомить с зимними явлениями, особенности зимней природы, формировать познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом
Коммуникации: общение на темы зимних сказок, развлечений зимой, зимних видах спорта
Чтение худ.лит-ры: русская народная сказка «Снегурочка» (по народным сюжетам)
Безопасность: скатывание на санках с ледяных гор – опасно!
Труд: уборка снега со ступенек крыльца, со скамейки, лепка снеговых фигур
Социализация:
Худ.тв-во: рисование – «зимние развлечения», лепка – «Снегурочка», оригами – «Дед мороз с мешком»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Не бери снег в рот!
Итоговое мероприятие: Выставка работ детского творчества поделки из бумаги (оригами) Дед Мороз и Снегурочка
Январь
«Обрядовые песни»
Познание: продолжаем развивать у детей интерес к традициям русского народа – календарным обрядовым праздником – рождество, крещение, что предшествовало этим праздникам, это сочельник, коляда
Коммуникации: рассматривание иллюстраций из книги «Солнечный круг». Рассказ воспитателя об обряде «Коляда»
Чтение худ.лит-ры: песни: «Коляда! Коляда! А бывает коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога»
Безопасность: Боишься – дверь никому не открывай. Ряженых – не пускай!
Труд: расчищай дорожки, чтобы сугробы не мешали
Социализация: коляда – это весело! Нужно наряжаться в ряженье, чтобы тебя не узнали и ходить по домам с песнями
Худ.тв-во: лепим – угощенье, которое подавали ряженым, рисуем – зимнюю улицу с избами
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: коляда бывает зимой, нужно ходить от дома к дому, поэтому надо одеваться тепло, чтобы не замерзнуть
Итоговое мероприятие: одевание в ряжение, проговаривание (пропевание) песенок
Февраль
«Широкая масленица»
Познание: продолжаем знакомство с календарными обрядовыми песнями, традициями и обычаями русского народа. Расширять знания о фольклоре
Коммуникации: рассказ воспитателя о масленице, рассматривание иллюстраций о праздновании
Чтение худ.лит-ры: обрядовые песни о масленице: «Как на масляной неделе…», «Масленица, масленица…»
Безопасность: нельзя подходить близко к костру, где сжигают чучело масленицы
Труд: мастерим чучелко из ниток, тряпочек, мочалки
Социализация: дидактическая игра «Подбери угощение на масленицу»
Худ.тв-во: конструирование – «Чучело масленицы», лепим – угощение «блины», рисование – катание детей с горы
Здоровье: нельзя объедаться блинами – это тяжелая пища для желудка. Всему нужна мера!
Итоговое мероприятие: Изготовление чучела масленицы

Март
«Живая, сказочная вода»
Познание: расширять знания о воде, о запасах воды в нашей стране, свойства, качества воды, эксперименты, использование воды
Коммуникации: общение: «Вода, как источник жизни», «Без воды нет жизни»
Чтение худ.лит-ры: русская народная сказка «Марья Моревна»
Безопасность: нельзя загрязнять водоемы – бросать мусор – камни, палки, бутылки и т.д Нельзя входить в водоемы без взрослых
Труд: опытно – экспериментальная деятельность – красим, солим, подслащиваем, фильтруем и т.д
Социализация: игры в кукольном уголке – моем посуду, стираем кукольную одежду
Худ.тв-во: рисуем – любой водоем (море, озеро, реку), лепим – кувшин для воды, оригами – кораблик для плавания по воде
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: полезно пить сырую, чистую, очищенную воду
Итоговое мероприятие: опыты с водой. Зарисовываем их, фотографируем

Апрель
«Не слушаться – это плохо»
Познание: продолжать формировать у детей понятие о морально – этических нормах поведения, умение разграничивать, что можно, что нельзя. Общение: «Зерна доброты»
Коммуникации: общение на тему «Хорошо – плохо», вырабатываем свод правил хорошего поведения
Чтение худ.лит-ры: русская народная сказка «Белая уточка»
Безопасность: не послушаешься – мажет быть беда (вспоминай сказку)
Труд: выполнять поручения взрослых (воспитателей и родителей)
Социализация: дидактическая игра «Плохие – хорошие», отрицательные – положительные герои. Классификация героев. Докажи
Худ.тв-во: рисуем – «Прекрасная княжна», лепим – «Утка с утятами», оригами – «Уточка»
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: Надо мамочку беречь! От плохих поступков детей она будет грустная, не веселая и может заболеть.
Итоговое мероприятие: оформление памятки с правилами хорошего поведения

Май
«Что такое небылицы»
Познание: знакомство детей со сказочными историями, схожими с анекдотами. Их отличает краткость, остроумность, учить понимать иронический смысл
Коммуникации: составление своих кратких смешных историй, сказочного характера, проговаривание скороговорок
Чтение худ.лит-ры: чтение небылиц, русские народные сказки «Кашица из топора», «Хорошо, да худо», «За дурной головой – ногам работа»
Безопасность: нельзя делать то, что тебя просят (особенно, что-то плохое), нужно думать своей головой, либо посоветоваться с взрослыми
Труд: создание книги (для записи придуманных небылиц)
Социализация: создание дидактической игры: «где небылица, где правда»
Худ.тв-во: по замыслу
Музыка:
Физ-ра:
Здоровье: смех – это полезно для здоровья! Смех – продлевает нашу жизнь. Больше улыбок, шуток и ты будешь в центре внимания
Итоговое мероприятие: Совместное речетворчество детей и родителей. «Придумай свою небылицу»

Список литературы
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор – Учпедгиз, 1957 г.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор – Просвещение, 1987г
Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре – Дошкольное воспитание, 1992 г.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – Академия
Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Детство – Пресс, 2000 г
Практические разработки
по планированию к материалу
«Русский фольклор как источник развития речи
и ознакомления с окружающим миром»

Младшая группа

Ноябрь
Тема:  «Одеваемся гулять»
Задачи:
- Знакомство детей с понятием «одежда», «обувь».
- Дать представление о назначении одежды и обуви.
- Освоить последовательность одевания.
- Учить решать ситуативные проблемы.
- Развивать у детей интерес к малым формам фольклорного жанра.
- Активизировать речь детей за счет проговаривания текста потешек и ответов на вопросы.
Материалы:
- Подборка потешек на одевание
- Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
- Подбор иллюстраций на тему: «Одежда».
- Схемы – модели на последовательность одевания.
- Иллюстрации из серии картин по ОБЖ.
- Фонограмма танцевальной музыки
- Тазик с водой (имитация лужи).
Предварительная работа:
- Рассматривание картин из серии «Одежда».
- Дидактическая игра «Оденем куклу».
- Решение ситуативной проблемы: « По лужам ходить можно?»
-  Беседы о назначении одежды.
- Работа с родителями : посещение с детьми магазина одежды.
- Проговаривание потешек на одевание.
Ход мероприятия :
К детям на мероприятие  приходит кукла. Она раздета, только в майке и трусиках. Воспитатель спрашивает: «Почему ты  грустная и в таком виде?»  Кукла отвечает, что вся ее одежда перепуталась, и она не знает как одеться, с чего начать. Воспитатель предлагает ребятам помочь куколке одеться. Вещи для куклы разложены на столе в беспорядке. Педагог просит ребят по очереди подходить к столу и последовательно брать вещи: колготки, кофточку, штанишки (рейтузы), обувь  и т.д.  Одевая  башмачки, проговариваем потешку:
Вот они сапожки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Если дождик пойдет,
Наденем калоши.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Куколка благодарит детей, она уже веселая и радостная .
Проговариваем потешку:
Как у нашей Ниночки
Новые ботиночки.
Как она умело на ноги одела,
На ноги одела, плясать захотела.
Воспитатель предлагает всем детям выйти и поплясать вместе с куклой. Включить фонограмму русской народной мелодии «Пойду ль, выйду ль я» в обработке Т. Потапенко .
Воспитатель хвалит детей, предлагает сесть, отдохнуть, далее рассказывает и показывает, что куколка Нина пошла гулять, увидела лужу и стала по ней ходить. Обсуждение с детьми ситуации : «А можно ли ходить по лужам?» Воспитатель предлагает посмотреть, сухие ли ножки у Нины? Нет, она промочила их, брызги попали ей в сапожки и намочили колготки и носочки. Нина может заболеть, ее надо переодеть  в сухие вещи. Ребята помогают куклу переодевать .
Вывод: По лужам ходить нельзя, можно простудиться и заболеть.
Затем воспитатель предлагает подойти к доске с ковролином, где прикреплены схемы – модели с изображением последовательного одевания. Одна из схем убрана (например, свитер или кофта). Воспитатель предлагает детям еще раз напомнить куколке Нине последовательность одевания. Выясняем какой картинки – схемы нет, находим и восстанавливаем последовательную цепочку вещей. Воспитатель хвалит детей и вместе проговаривают потешку:
Я надел рубашку сам
И ботинки завязал.
Я старался, одевался
В детский сад не опоздал!

Старшая группа

Май

Тема: «Литературная викторина по сказкам «Эти мудрые русские сказки».
Задачи:
- Знакомить с богатством русской народной культуры – сказками.
- Воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл .
- Знать сказки наизусть, самостоятельно их сочинять .
- Развивать монологическую речь.
Материал:
- Подборка русских народных сказок: « Хаврошечка», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – лягушка» , «Финист –Ясный сокол».
-Иллюстрации художников по сказкам
- Подборка загадок о сказках, сказочных героях и явлениях .
- Карточки с изображением сказочных героев
- Предметы из сказок (ковер – самолет).
- План – схема группы.
- фонограмма шума ветра, танца « Бабка – Ежка».
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок
- отгадывание загадок про героев сказок
- составление картотеки зачинов, присказок
- решение ситуативных проблем, вопросов (Что бы вы сделали на месте героя, когда он был в опасности? )
Ход мероприятия:
- Давайте отправимся в путешествие по сказочной стране. На чем будем путешествовать?
После предложенных детьми вариантов, останавливаемся на ковре – самолете, т.к. с высоты удобнее всего осмотреть сказочную страну, увидеть всю ее красоту. Воспитатель предлагает найти ковер – самолет, используя план – схему группы. На которой обозначено местонахождение ковра – самолета. Дети анализируют схему, находят ковер-самолет .Затем им предлагается сесть на него и отправиться в воздушное путешествие . Звучит фонограмма шума ветра. Ковер – самолет набирает высоту. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что они  видят в низу и рассказать об этом . Дети составляют рассказы по иллюстрациям, разложенным справа и слева от ковра . Это сказочный дворец, терем, изображение Бабы – Яги  у своей избушки, Ивана – Царевича, который держит Жар – птицу за хвост, Хаврошечки, которая срывает яблоки с яблони. Ковер опускается у входа в сказочную страну. Здесь висит большой замок и много разных ключей. ребята подбирают ключ по схеме – таблице, открывают замок и оказываются в сказочной стране, над которой висит солнце , но оно грустное, без лучиков . Воспитатель предлагает оживить солнце: подобрать слова – эпитеты к нему и добавлять лучик на каждое слово . Солнышко сразу заулыбалось всеми лучиками . Воспитатель предлагает детям игру «Раз –два –три – сказку назови»: на каждый бросок мяча, ребенок называет сказку.
Общение с детьми: Почему сказки называются народными? Кто такие сказители? Как построена сказка? Назови присказку, зачин, концовку и т.д.? Чему учат сказки? (Сказка «Царевна – Лягушка»: царевич терпел голод, никого не убил из зверей, и они ему за это помогли. Сказка «Теремок»: важно жить мирно под одной крышей, вести общее хозяйство).
- В сказочной стране побывала Баба – Яга, разорвала картинки из волшебной книжки. Предлагается игра «Сложи картинку из частей» .
- Какая бывает Баба – Яга? В каких сказках она была доброй? ( В сказке «Финист-Ясный сокол») . Предложить ребятам станцевать танец под фонограмму «Бабка- Ежка» .
Герои сказок попадают в сложные ситуации.
- В каких сказках герои попадают в беду , как это можно было бы избежать ? Что бы вы сделали на месте героя? (Как девочка спасала братца от гусей – лебедей, как не послушался братец Иванушка свою сестрицу и т.д. ) .
Предлагается детям выработать свод правил поведения для героев сказок. Поиграть в игру « Превращение». Превратиться в сказочных героев, мимикой и жестами попробовать передать их внутренний характер (Баба – Яга, Аленушка, мачеха, Хаврошечка и т.д. ). Вносится волшебный сундучок , а в нем подарок – новая книга сказок . Воспитатель предлагает детям создать сказочный коллаж (все герои сказок на одном листе ) , а так же дома вместе с родителями сочинить новую сказку , что бы пополнить групповую Книгу Сказок .
Подготовительная группа.
Февраль.
Тема: « Широкая Масленица».
Задачи:
- Продолжаем знакомство с календарными обрядовыми праздниками.
- Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
- Способствовать развитию речи через заучивание и проговаривание закличек, поговорок.
- Развивать понимание названий праздников.
- Учить делиться впечатлениями с окружающими.
- Использовать художественные средства выразительности.
Материал:
- иллюстрации о празднике
- подборка песен, закличек
- чучело Масленицы и материал для ее изготовления ( солома, платочек, сарафан, ленты)
- фонограмма звуков весны (звон капели, журчание ручьев, пение птиц )
- угощение – блины
Ход мероприятия:
Воспитатель обращает внимание детей на погоду за окном.
- Что можно сказать об изменениях в погоде? Появились признаки весны. Назвать их. Включить фонограмму звуков весны. Но сколько зиме не бывать, приходит пора весны . Давайте ускорим приход весны . Проговаривание заклички про весну :
« Ау, ау, аукаем, весну приаукаем.
Приходи, весна ! приходи, красна !
Давай, солнышко – колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!»
И что бы зима не сердилась, русский народ устраивает пышные проводы . Назывались они Масленица . Это праздник солнца и весны .
- Я предлагаю вам сделать весеннее солнце из жгутиков скрученной бумаги желтого цвета.
Дети приклеивают эти жгутики в виде закрученной спирали на лист бумаги, добавляют лучики, тем самым получая объемное солнышко. Далее воспитатель рассказывает, что масленица продолжалась целую неделю. Ребята подходят к календарю недели и выясняют, что означает каждый день .
*Понедельник – встреча Масленицы. Пекли маленький блин, давали его детям, грели блин на солнце. Проговариваем с детьми: «Уходи, зима, приходи, лето красное, с сохою, бороною, с колосочками».
* Вторник – «заигрыш» – изготовление чучела Масленицы, используя солому, ленты, платочек и т.д. Проговариваем закличку:
Душа ль ты моя. госпожа Масленица.
Сахарные уста твои, сладка речь твоя!
Поезжай ко мне в гости на широкий двор.
На горках покататься, в блинах покататься.
*Среда – «лакомка» – один раз в день ели блины.
*Четверг – «Широкая Масленица». Вся еда блинная. Пекли блины разного цвета (из моркови – оранжевые , из крапивы – зеленые и т.д. ).
 *Пятница – «Тещины вечеринки». Шли в гости к бабушке.
*Суббота – «Золовкины посиделки». Шли в гости к тетям, дядям. (Объяснения детям родословную: кто такие теща, золовка).
* Воскресение – «Прощенное воскресение». Люди друг у друга просили прощения. В старину отвечали : «Бог простит». «Давайте и мы друг у друга попросим прощения. Ведь всегда кто – то кого – то обижает и, порой, забывает извиниться». Проговорить поговорки: «Сделал дело – гуляй смело», «Без труда не выловишь  и рыбку из пруда». Это значит, что бы веселиться, для этого надо потрудиться русскому народу – наряды приготовить, чучело изготовить, блины спечь, а потом праздновать. Предлагается хороводная игра «Веснянка» . Угощение блинами .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме "Домашние животные" подготовительная группа

Дорогие коллеги и родители! Материал по теме "Домашние животные" может быть использован для подготовки детей к школе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Здесь вы найдёте лексический ма...

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Развитие речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память...